kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели

Образовательные:

продолжить подготовку к экзамену, закрепить знания по теме «Сложные предложения»; познакомить с бессоюзными сложными предложениями, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие:

способствовать развитию устной и письменной речи учащегося, умению аргументировать, доказывать.

Воспитательные:

формировть интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; формировать умения ставить цель, выделять существенное, планировать работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"»

Понятие о бессоюзном сложном предложении.  

Цели

Образовательные:

продолжить подготовку к экзамену, закрепить знания по теме «Сложные предложения»; познакомить с бессоюзными сложными предложениями, формировать умения определять смысловые отношения между частями БСП.

Развивающие:

способствовать развитию устной и письменной речи учащегося, умению аргументировать, доказывать.

Воспитательные:

формировть интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП; формировать умения ставить цель, выделять существенное, планировать работу.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Актуализация прежних знаний.

 Нами пройден материал по темам «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения». Давайте вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.

– Дайте определение сложносочиненному предложению.

– Дайте определение сложноподчиненному предложению.

- Какие виды придаточных в СПП вы знаете?

- Проверим, умеем ли мы определять виды сложных предложений.

Задание1. На столах у вас лежат листочки под № 1 с предложениями. 1 вариант должен выписать ССП, 2 вариант – СПП.

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.

7. Дождь продолжал хлестать, я сильно продрог.

 - Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(ССП - 3, 5,  предложения; СПП- 1,2, 4,  предложения)

- Какие из предложений не смогли отнести ни к ССП, ни к СПП? (6,7)

- Какими являются  предложения  6,7? Почему? (Потому что в них нет союзов)

- Значит, речь сегодня пойдет о …? (О бессоюзных сложных предложениях)

- Запишите тему урока  «Понятие о бессоюзном сложном предложении»

3.Изучение нового материала

- давайте попробуем сформулировать определение. Какие же предложения мы называем бессоюзными.

Задание2 Воспользуйтесь распечатками № 2 на ваших столах . 

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов).

- Давайте сделаем вывод, какие знаки препинания разделяют части БСП?

 (Тире, запятая, точка с запятой, двоеточие)

- Обратите внимание на предложения на доске.

 Стало холодно, подул ветер. Стало холодно: подул ветер.

- Как вы думаете, одинаково ли надо читать эти предложения? В чем разница?

- В 1 предложении говорящий сообщает об изменении природы, перечисляет эти изменения. Произносит предложения с перечислительной интонацией.

- Во 2 предложении говорящий указывает на причину, почему стало холодно.

Вывод.

- От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении? (от интонации и смысловых отношений в предложении)

4.Оъяснение нового материала.

Памятка

Виды интонации и смысловые отношения в БСП

Запятая меду частями БСП:

- части БСП обозначают одновременность или последовательность событий,

- тесно связаны между собой по смыслу,

- обычно кратки,

- произносятся тоном перечисления,

- ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И.

Пели птицы, бегали зайцы [  ],[  ].

Точка с запятой между частями БСП:

- части БСП менее связаны по смыслу,

- более распространены,

- содержат собственные знаки,

- к концу предложения голос понижается, возникает пауза.

Впереди нас неизвестностью чернело небо; позади остался туман.  [ ]; [ , ].

Двоеточие между частями БСП:

1. если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

[     ] : [причина]. БСП                  
Глухому песен не пой: не услышит.  (= потому что; так как)

2. если второе предложение поясняет первое или какой –нибудь его член.

[     ] : [пояснение]. БСП             

Горе как море: берегов не видно.  (= а именно; то есть)

3. если второе предложение дополняет первое.

 [     ] : [дополнение]. БСП           

Встарь бывало: собака с волком воевала.  (= что; и увидел, что…; и понял, что...)

Тире между частями БСП:

1. Если в предложении содержится противопоставление.

[     ] – [    ]. БСП                                
Труд человека кормит – лень портит.  (= а, но)                                              

2.Если первое предложение обозначает время или условие действия, о котором говорится во втором предложении.

[ Время, условие ] – [     ]. БСП         
Проголодаешься – хлеба достать догадаешься.

(= если…; когда…)                    

3. Если второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении.

[     ] – [вывод, следствие]. БСП       

Раз солгал – на век лгуном стал.  (= так что; поэтому)                        

4. Если предложение рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия, быстрая смена событий.

[     ] – [    ]! БСП                               

Я за свечку – свечка в печку!
5. Если второе предложение содержит сравнение того, о чём говорится в первом предложении.

[     ] – [сравнение]. БСП                  

Молвит слово – соловей поет. (= словно; как; будто; точно; что)

- Эти правила вам пригодятся на последующих уроках, где мы будем более подробно изучать виды бессоюзных предложений.

5.Закрепление, формирование навыков работы.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения.

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

9.Итоги урока. Рефлексия

– Дайте определение БСП.

БСП – сложное бессоюзное предложение. Состоит из нескольких не зависящих друг от друга простых предложений, связанных  по смыслу и интонацией и разделённых знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире.

- Когда нужно ставить двоеточие, тире, точку с запятой более подробно мы будем разбирать на следующих уроках.

10.Домашнее задание – памятку выучить, упр.194.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "Понятие о бессоюзном сложном предложении"

Автор: Каримова Патимат Магомедовна

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзные сложные предложения."
    ["seo_title"] => string(37) "biessoiuznyieslozhnyiepriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "314989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459797070"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема урока: "Бессоюзное сложное предложение""
    ["seo_title"] => string(48) "tiemaurokabiessoiuznoieslozhnoiepriedlozhieniie1"
    ["file_id"] => string(6) "315028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459821531"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Понятие о сложном предложении "
    ["seo_title"] => string(37) "poniatiie-o-slozhnom-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "122632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414317771"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Бессоюзное сложное предложение  с отношениями одновременности и последовательности"
    ["seo_title"] => string(97) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie-s-otnoshieniiami-odnovriemiennosti-i-posliedovatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "285324"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454148046"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Понятие о бессоюзном сложном предложении". "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "106909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403111124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства