kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бессоюзные сложные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Предлагаю материалы по способам дифференциации, их использование на уроках русского языка  в 9 классе. Материал будет полезен учителя- словесникам общеобразовательных школ.

План урока

по русскому языку в 9 классе

Бессоюзные сложные предложения (2 часа)

Цели:

  • Познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями, с правилами постановки различных знаков в БСП, повторить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • Формировать навыки постановки запятой, точки с запятой, тире, двоеточия в БСП;
  • Способствовать воспитанию любви к родному языку и русской литературе.

Оборудование: таблица «БСП», уровневые и сигнальные карточки.

Ход урока

1. Оргмомент.

  • Прежде, чем начать урок, обратите внимание на трилистник, присутствующий на доске. В листочки, лежащие на парте слева, запишите тот цвет, который соответствует вашему настроению в данный момент. (черный, красный, синий, зеленый)

2.Повторение пройденного материала, подготовка к восприятию новой темы.

  • На прошлых уроках мы говорили о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Для изучения новой темы необходимо повторить некоторые сведения о них. Проделаем следующую работу:

а) индивидуальная работа по уровневой карточке ( один ученик выполняет задание у доски, желательно работающий по 3-му уровню.)

1 уровень

  • Выделите основы предложений, расставьте недостающие знаки.

2 уровень

  • Расставьте знаки, разберите предложения по членам, постройте их схемы

3 уровень

  • Задание второго уровня + при помощи чего связаны простые предложения в составе сложного. В чем сходство и отличие этих предложений между собой? 
  1. Со…нце зак.тилось и ночь последовала без промежутка.
  2. Теперь зима мороз запушил стекла окон в темной комнате г…рит одна свеча.
  3. Чем наполнена посуда то и выл…ется оттуда.

б) графический диктант (один ученик работает на переносной доске, другие – на местах)

  • Задание к графическому диктанту:

1 уровень: указать вид предложения: ССП или СПП.

2 уровень: задание 1-го уровня + построить схему всех предложений.

3 уровень: задание 2-го уровня + указать тип придаточных (предложенное задание записано на доске)

  1. Там, где есть герои, земля цветет.
  2. Когда загорелся мой дом, я узнал настоящих друзей.
  3. Дерево дорого плодами, а человек – делами.
  4. Ценить людей надо по тем целям, которые они ставят перед собой.
  5. Берегись всего, что не одобряется твоей совестью.
  6. Всякому человеку, чтобы действовать, необходимо свое дело считать важным.

(Задание 3 уровня.)

  1.                                2                        3                        4                             [Там,(где…), ]         (когда), […   ]     [1…], а [2     ]       [тем…],(которые)
  1. Проверка индивидуальной и групповой работы (с частичным фронтальным опросом. Вопросы отвечающим задают одноклассники).
  2. Подведение итога подготовительной работы.
  3. Сообщение и запись новой темы, задачи каждого уровня сложности.
  • Сегодня мы познакомимся с бессоюзными сложными предложениями (БСП),  с правилами постановки различных знаков в них (запись темы в тетради, работа над орфограммой в слове «бессоюзные»).

 

На данном уроке работающие по первому уровню сложности должны усвоить следующие сведения:

  • какие знаки препинания могут  стоять в БСП
  • определение понятию «Бессоюзное сложное предложение»

По второму уровню сложности:

  • I уровень + постановка знаков препинания в БСП

     По третьему уровню сложности:

  • II уровень + уметь дать сравнительную характеристику союзным и бессоюзным сложным предложениям.
  1. Знакомство с новой темой.

     Самостоятельная работа с учебником П. 10,11,12

     а) – самостоятельно работая с книгой, вы сможете ответить на предложенные вопросы, записанные на переносной доске:

1 уровень.

  • Какие сложные предложения называются бессоюзными.
  • Какие знаки препинания могут стоять в БСП (стр. 58-59, 60, 63).

2 уровень.

  • Каковы условия постановки различных знаков в БСП

3 уровень.

  • Сравните союзные (ССП и СПП) и БСП

б) фронтальный опрос по предложенным вопросам.

в) ознакомление с опорной таблицей

  1. Первичное закрепление теоретических знаний.
  • Следующий этап нашей работы – знакомство с образцами

Перед вами лежат карточки первого, второго и третьего уровней сложности.  Рассмотрим задание первого уровня:

  • Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Найдите БСП, объясните свой выбор.
  1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…
  2. На глаз поверишь – криво отмеришь.
  3. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь пахнет капустой.
  4. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
  5. Народ утих, разошелся, двор опустел.

 

Образцы первого уровня

 

С/р – попробуйте определить вид предложения прослушав их. -Поднимите карточку с нужным номером (1 – сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное, 3 -  бессоюзное).

  1. Люди рады лету, а пчелы цвету.
  2. Кто землю лелеет, того она жалеет.
  3. Все крыльями машут – не все летают.
  4. Лист сухой валится, ночью ветер злится…
  5. Пашню пашут – руками не машут.

 

(Вывод – как отличить БСП от сложносочиненных и сложноподчиненных).

 

Образцы второго уровня:

 

а) работа по карточке.

  • Спишите, на месте пропуска расставьте недостающие знаки. Аргументируйте свой ответ.
  1. Дружно за мир стоять   _  войне не бывать.
  2. Мир строит    __война разрушает.
  3. Я знаю   __в вашем сердце есть.  
  4. Одна у человека родная мать  __ одна у человека Родина.
  5. На зимнем небе кое-где мигают звезды __ деревья стоят облитые тенью.

 

б) вставьте (устно) в схему предложения нужный знак

 

     [1…]? [2     ]      -    (, ;  -).Объясните свой выбор.

1Печален  __  я со мною друга нет.

2Лошади тронулись __ колокольчики  зазвенели.

3Кончил дело __ гуляй смело.

4 Я понимаю __ успеть  к отходу поезда нельзя.

5 За двумя зайцами погонишься __ ни одного не поймаешь.

6 Река вьется на десять верст, тускло синея сквозь туман __ чибисы мечутся над болотом.

Образцы третьего уровня

а) работа по карточке: замените союзные предложения бессоюзными,объясните постановку знаков.Постройте схемы  полученных предложений.

пишь.

2Все знают, что в лес дрова не возят.

3Осень припасает,а зима поедает.

4 Пройдет зима холодная,и наступят дни весенние.

5Месяц, потеряв свой блеск,белел на небе,и звезд не было видно.

б) с /р –упражнение 144.

8 Д /з –       первый уровень    упражнение 142.

второй  уровень      упражнение 153

  •  

третий уровень      упражнение 152

9 Оценка деятельности класса

-А теперь запишите в листок какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока.

При изучении данного материала необходимо было повторить сведения о ССП и СПП. Для реализации этой цели использовались следующие формы работы: индивидуальная и групповая,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения.»

План урока

по русскому языку в 9 классе


Бессоюзные сложные предложения (2 часа)

Цели:

  • Познакомить учащихся с бессоюзными сложными предложениями, с правилами постановки различных знаков в БСП, повторить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  • Формировать навыки постановки запятой, точки с запятой, тире, двоеточия в БСП;

  • Способствовать воспитанию любви к родному языку и русской литературе.


Оборудование: таблица «БСП», уровневые и сигнальные карточки.


Ход урока

1. Оргмомент.

  • Прежде, чем начать урок, обратите внимание на трилистник, присутствующий на доске. В листочки, лежащие на парте слева, запишите тот цвет, который соответствует вашему настроению в данный момент. (черный, красный, синий, зеленый)


2.Повторение пройденного материала, подготовка к восприятию новой темы.

  • На прошлых уроках мы говорили о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Для изучения новой темы необходимо повторить некоторые сведения о них. Проделаем следующую работу:

а) индивидуальная работа по уровневой карточке ( один ученик выполняет задание у доски, желательно работающий по 3-му уровню.)

1 уровень

  • Выделите основы предложений, расставьте недостающие знаки.

2 уровень

  • Расставьте знаки, разберите предложения по членам, постройте их схемы

3 уровень

  • Задание второго уровня + при помощи чего связаны простые предложения в составе сложного. В чем сходство и отличие этих предложений между собой?


  1. Со…нце зак..тилось и ночь последовала без промежутка.

  2. Теперь зима мороз запушил стекла окон в темной комнате г…рит одна свеча.

  3. Чем наполнена посуда то и выл…ется оттуда.


б) графический диктант (один ученик работает на переносной доске, другие – на местах)


  • Задание к графическому диктанту:

1 уровень: указать вид предложения: ССП или СПП.

2 уровень: задание 1-го уровня + построить схему всех предложений.

3 уровень: задание 2-го уровня + указать тип придаточных (предложенное задание записано на доске)

  1. Там, где есть герои, земля цветет.

  2. Когда загорелся мой дом, я узнал настоящих друзей.

  3. Дерево дорого плодами, а человек – делами.

  4. Ценить людей надо по тем целям, которые они ставят перед собой.

  5. Берегись всего, что не одобряется твоей совестью.

  6. Всякому человеку, чтобы действовать, необходимо свое дело считать важным.


(Задание 3 уровня.)

  1. 2 3 4 Там,где…,  когда, …  1…, а 2  тем…,(которые)




  1. Проверка индивидуальной и групповой работы (с частичным фронтальным опросом. Вопросы отвечающим задают одноклассники).

  2. Подведение итога подготовительной работы.

  3. Сообщение и запись новой темы, задачи каждого уровня сложности.

  • Сегодня мы познакомимся с бессоюзными сложными предложениями (БСП), с правилами постановки различных знаков в них (запись темы в тетради, работа над орфограммой в слове «бессоюзные»).


На данном уроке работающие по первому уровню сложности должны усвоить следующие сведения:

  • какие знаки препинания могут стоять в БСП

  • определение понятию «Бессоюзное сложное предложение»


По второму уровню сложности:

  • I уровень + постановка знаков препинания в БСП

По третьему уровню сложности:

  • II уровень + уметь дать сравнительную характеристику союзным и бессоюзным сложным предложениям.


  1. Знакомство с новой темой.

Самостоятельная работа с учебником П. 10,11,12

а) – самостоятельно работая с книгой, вы сможете ответить на предложенные вопросы, записанные на переносной доске:

1 уровень.

  • Какие сложные предложения называются бессоюзными.

  • Какие знаки препинания могут стоять в БСП (стр. 58-59, 60, 63) .


2 уровень.

  • Каковы условия постановки различных знаков в БСП


3 уровень.

  • Сравните союзные (ССП и СПП) и БСП

б) фронтальный опрос по предложенным вопросам.

в) ознакомление с опорной таблицей


  1. Первичное закрепление теоретических знаний.

  • Следующий этап нашей работы – знакомство с образцами


Перед вами лежат карточки первого, второго и третьего уровней сложности. Рассмотрим задание первого уровня:

  • Прочитайте предложения, соблюдая интонацию. Найдите БСП, объясните свой выбор.

  1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…

  2. На глаз поверишь – криво отмеришь.

  3. Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь пахнет капустой.

  4. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

  5. Народ утих, разошелся, двор опустел.


Образцы первого уровня


С/р – попробуйте определить вид предложения прослушав их. -Поднимите карточку с нужным номером (1 – сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное, 3 - бессоюзное).

  1. Люди рады лету, а пчелы цвету.

  2. Кто землю лелеет, того она жалеет.

  3. Все крыльями машут – не все летают.

  4. Лист сухой валится, ночью ветер злится…

  5. Пашню пашут – руками не машут.


(Вывод – как отличить БСП от сложносочиненных и сложноподчиненных).


Образцы второго уровня:

а) работа по карточке.

  • Спишите, на месте пропуска расставьте недостающие знаки. Аргументируйте свой ответ.

  1. Дружно за мир стоять _ войне не бывать.

  2. Мир строит __война разрушает.

  3. Я знаю __в вашем сердце есть.

  4. Одна у человека родная мать __ одна у человека Родина.

  5. На зимнем небе кое-где мигают звезды __ деревья стоят облитые тенью.


б) вставьте (устно) в схему предложения нужный знак


1…? 2  - (, ; -).Объясните свой выбор.


1Печален __ я со мною друга нет.

2Лошади тронулись __ колокольчики зазвенели.

3Кончил дело __ гуляй смело.

4 Я понимаю __ успеть к отходу поезда нельзя.

5 За двумя зайцами погонишься __ ни одного не поймаешь.

6 Река вьется на десять верст , тускло синея сквозь туман __ чибисы мечутся над болотом.


Образцы третьего уровня

а) работа по карточке: замените союзные предложения бессоюзными,объясните постановку знаков.Постройте схемы полученных предложений.

пишь.

2Все знают , что в лес дрова не возят.

3Осень припасает ,а зима поедает.

4 Пройдет зима холодная ,и наступят дни весенние.

5Месяц, потеряв свой блеск,белел на небе,и звезд не было видно.

б) с /р –упражнение 144.


8 Д /з – первый уровень упражнение 142.


второй уровень упражнение 153

третий уровень упражнение 152


9 Оценка деятельности класса

-А теперь запишите в листок какому цвету соответствует ваше настроение в конце урока.

При изучении данного материала необходимо было повторить сведения о ССП и СПП. Для реализации этой цели использовались следующие формы работы: индивидуальная и групповая,



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Бессоюзные сложные предложения.

Автор: Кавыршина Галина Николаевна

Дата: 04.04.2016

Номер свидетельства: 314989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект занятия на тему : Бессоюзное сложное предложение с отношениями одновременности, последовательности, сопоставления."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_bessoiuznoe_slozhnoe_predlozhenie_s_otnosheniiami_odn"
    ["file_id"] => string(6) "533472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577214062"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок русского языка "Тире между частями бессоюзного сложного предложения""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-tirie-miezhdu-chastiami-biessoiuznogho-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270079"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450979564"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Бессоюзное сложное предложение "
    ["seo_title"] => string(39) "biessoiuznoie-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "139931"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417842160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства