kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "Язык и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

мм

Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыс-

лей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об ос-

новных функциях языка; выявить общее и различное в устном

и письменном общении; формировать мотивацию к изучению

русского языка; прививать интерес к изучению родного языка,

традиций и культуры России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Язык и человек"»

У р о к 2. Язык и человек.

Общение устное и письменное

Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыс-

лей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об ос-

новных функциях языка; выявить общее и различное в устном

и письменном общении; формировать мотивацию к изучению

русского языка; прививать интерес к изучению родного языка,

традиций и культуры России.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать по-

нятия «язык» и «речь», определять главную функцию языка как

средства общения, самостоятельно выделять и формулировать

познавательную цель, формировать навыки языкового анализа,

объяснять языковые явления, понимать связь между говорени-

ем и слушанием, письмом и чтением, применять методы поиска

информации.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы.

– Что мы понимаем под словом «язык»?

– Для чего служит язык?

– Как вы понимаете эпиграф к теме «Язык и общение» (вы-

сказывание И.С. Тургенева): «Берегите наш язык, наш пре-

красный русский язык»?

– О каком языке (о каких языках) идет речь в тексте

Л.В. Успенского (упр. 1)?

– Докажите, что язык – это средство общения.

2. Проверка заданий 4, 5 в учебнике.

III. Самоопределение к учебной деятельности

– Какие значения слова «язык» вам известны?

– Как, с помощью каких языков мы можем передавать мыс-

ли, знания, чувства? Попробуйте привести примеры таких

языков.

– Как мы общаемся друг с другом? Можно ли общаться,

не разговаривая?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше понимать

сказанное, написанное?15

Урок 2. Язык и человек. Общение устное и письменное

IV. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова «язык»

множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве

передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между

людьми с помощью слов, речи. Речь – это язык в действии, кон-

кретное применение, использование языка.

Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, зна-

ний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики пе-

редает информацию с помощью специальных математических

знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко,

точно.

Цветовая палитра – тоже своеобразный язык. Красный –

цвет любви и радости, розовый – нежности, желтый – измены,

черный – скорби и т. д.

Существует, например, язык цветов, с помощью которого

можно без слов рассказать о своих чувствах. К примеру, красная

роза – это признание в любви; белая роза (белая гвоздика, лилия)

означает чистоту и непорочность, а красная гвоздика – очаро-

вание; розовая гвоздика сообщает: «Я никогда не забуду тебя»;

желтая лилия – знак благодарности; амариллис – символ гордо-

сти; астра – знак любви и нежности; фиалка – символ верности

и добродетели; красный тюльпан – пожелание удачи; ландыш –

знак покорности и смирения; пион – выражение сострадания

и сочувствия; сирень – восхищение красотой и т. д.

Есть также язык жестов. Его можно считать международным,

хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии ки-

вок означает отрицание – «нет», а если человек покачивает голо-

вой налево-направо, значит, он с вами согласен – «да».

Имеются и другие «бессловесные языки» – язык музыки,

язык танца, язык мимики и т. д.

Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление,

восторг, печаль, недовольство, радость.

Язык словесный универсален, с его помощью можно общать-

ся даже на расстоянии, например по телефону, с помощью пись-

менных сообщений, с помощью книг.

Итак, язык – важнейшее средство общения между людьми.

2. Работа по учебнику

– Рассмотрите рисунки учебника на с. 6 (§ 2), выполните уст-

но упр. 6, 7.

Слова говорение – слушание, письмо – чтение соединены

двойными стрелками, потому что предполагают общение между 16

Язык и общение

людьми, обусловливают друг друга. Если есть говорящий – есть

и слушающий, если есть пишущий – есть и читающий.

– Выполните устно упр. 8. Запишите в тетрадях две посло-

вицы: вариант 1 – об устной речи и слушании, вариант 2 –

о письменной речи и чтении.

– Прочитайте теоретические сведения (с. 7) перед упр. 10

и выполните задание этого упражнения.

Выборочно выполним задания в § 3 (упр. 11).

Приемы изучающего чтения и слушания

1. Чтение памятки «Приемы изучающего чтения» и выполне-

ние упр. 12 (с. 9); обсуждение вопросов упражнения (выделенные

в упр. 10 слова выписать на доску: ученики пересказывают текст,

пользуясь этими словами).

2. Чтение § 4, беседа по вопросам; чтение памятки «Приемы

слушания» на с. 10.

V. Закрепление изученного материала

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Пустынник

и Медведь».

Задание (дается перед чтением). Постарайтесь применить прие-

мы слушания, а затем пересказать услышанное своими словами.

Пустынник и Медведь

Хотя услуга нам при нýжде дорога́,

Но за неё не всяк умеет взяться:

Не дай бог с дураком связаться!

Услужливый дурак опаснее врага.

Жил некто человек безродный, одинокой,

Вдали от города, в глуши.

Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши,

А в одиночестве способен жить не всякой:

Утешно нам и грусть, и радость разделить.

Мне скажут: «А лужок, а тёмная дуброва,

Пригорки, ручейки и мурава шелкова?» –

«Прекрасны, что и говорить!

А всё прискучится, как не с кем молвить слова».

Так и Пустыннику тому

Соскучилось быть вечно одному.

Идет он в лес толкнуться у соседей,

Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.

В лесу кого набресть,

Кроме волков или медведей?

И точно, встретился с большим Медведем он,

Но делать нечего: снимает шляпу

И милому соседушке поклон.17

Урок 2. Язык и человек. Общение устное и письменное

Сосед ему протягивает лапу,

И, слово за слово, знакомятся они,

Потом дружа́тся,

Потом не могут уж расстаться

И целые проводят вместе дни.

О чём у них, и что́ бывало разговору,

Иль присказок, иль шуточек каких,

И как беседа шла у них,

Я по сию не знаю пору.

Пустынник был не говорлив;

Мишук с природы молчалив:

Так из избы не вынесено сору.

Но как бы ни было, Пустынник очень рад,

Что дал ему бог в друге клад.

Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится,

И Мишенькой не может нахвалиться.

Однажды вздумалось друзьям

В день жаркий побродить по рощам, по лугам,

И по долам, и по горам;

А так как человек медведя послабее,

То и Пустынник наш скорее,

Чем Мишенька, устал

И отставать от друга стал.

То видя, говорит, как путный, Мишка другу:

«Приляг-ка, брат, и отдохни,

Да коли хочешь, так сосни;

А я постерегу тебя здесь у досугу».

Пустынник был сговорчив: лёг, зевнул,

Да тотчас и заснул.

А Мишка на часах – да он и не без дела:

У друга на нос муха села.

Он друга обмахнул,

Взглянул,

А муха на щеке; согнал, а муха снова

У друга на носу,

И неотвязчивей час от часу.

Вот Мишенька, не говоря ни слова,

Увесистый булыжник в лапы сгрёб,

Присел на корточки, не переводит духу,

Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» –

И, у друга на лбу подкарауля муху,

Что силы есть – хвать друга камнем в лоб!

Удар так ловок был, что череп врознь раздался,

И Мишин друг лежать надолго там остался!

И.А. Крылов

– Почему Пустынник подружился с Медведем?18

Язык и общение

– Каким вы представляете себе Медведя?

– Найдите прямую авторскую оценку Медведя.

– В каких словах заключена мораль басни?

– Какие слова этой басни стали крылатыми?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Какое значение имеет язык в жизни человека?

– Что общего у устного и письменного общения и чем они

различаются?

– Назовите приемы ознакомительного чтения.

– Перечислите приемы изучающего чтения.

– Назовите приемы слушания.

– Что нового вы узнали об общении?

– Какое значение имеют приемы чтения и слушания?

Домашнее задание

1. § 2, 3, 4; упр. 9, 14.

2. Упр. 13 – придумать продолжение сказки. Задание по груп-

пам: 1-я группа – от имени существительного, 2-я группа –

от имени прилагательного, 3-я группа – от имени глагола.

3. Индивидуальное задание: подготовить небольшое сообще-

ние о Юлии Цезаре, имя которого встречае


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: "Язык и человек"

Автор: Халикова Джамилат Курбановна

Дата: 24.03.2024

Номер свидетельства: 647804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок русского языка по теме: "Язык и человек. Язык и речь" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-iazyk-i-chieloviek-iazyk-i-riech"
    ["file_id"] => string(6) "101647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402424949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортл?н сям.Асалан вежл?г") , 5 класс"
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kharaktier-chielovieka-roditiel-nyi-padiezh-mortlon-siam-asalan-viezhlogh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "288373"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454608953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортл?н сям.Асалан вежл?г") , 5 класс"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kharaktier-chielovieka-roditiel-nyi-padiezh-mortlon-siam-asalan-viezhlogh-5-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "288374"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454608960"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Конспект урока английского языка в 8 классе Reading & Vocabulary. Введение и первичное закрепление лексики по теме «Характер человека. Язык мимики и жестов»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_anghliiskogho_iazyka_v_8_klassie_reading_vocabulary_vviedieniie_"
    ["file_id"] => string(6) "407236"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491490263"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок русского языка в 5 классе на тему "Зачем человеку нужен язык"."
    ["seo_title"] => string(69) "urok_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_zachem_cheloveku_nuzhen_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "555312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596453958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства