Создать условия для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций уч-ся через систематизацию знаний о главных членах предложения, знакомство уч-ся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование умения ставить смысловые вопросы к главным членам предложения, выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Главные члены предложения"»
Главные члены предложения
Урок русского языка в 5 классе
Главные члены предложения
Цель урока:
Создать условия для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций уч-ся через систематизацию знаний о главных членах предложения, знакомство уч-ся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование умения ставить смысловые вопросы к главным членам предложения, выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся, интереса к изучению русского языка
. Организационный момент.
2. Урок-сказка.
1. Стадия вызова
а) Вступительное слово учителя. У нас не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочное царство. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 1,2 с изображениями сказочного царства и города).
Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3)Злая фея Ошибка заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город нужно разгадать зашифрованное название города.
б) «Игра «Мозговой штурм»
1. Оно состоит из букв и звуков.
2. Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …
3. Место приставки в слове.
4. Всегда ставится в конце повествовательного предложения.
5. Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.
6. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение
7. Слова переносятся по …
8 Какой падеж отвечает на вопросы кто? Что?
9. Оно состоит из главного и зависимого слова.
Учитель: Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось. СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город – это город СИНТАКСИС.
В) Верные – неверные утверждения” (слайд 4).
- Мы продолжаем изучение разделов науки о языке, которые называются синтаксис и пунктуация. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем.
- Но почему же ворота не открываются ?! (слайд 5) Что же изучает синтаксис? А что изучает пунктуация?
Учитель: Открываются ворота города. (слайд 6)Мы в сказочном городе Синтаксис и Пунктуация. Приглашаем и наших гостей вместе с нами
осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица
Словосочетание. (Слайд 7)
Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания. Карточка 1. (В виде зеленого кленового листа).(слайд 8, 9)
г) Работа в парах с карточками.
Проверка и анализ выполненных заданий.
Учитель: мы безопасно преодолели эту улицу.
Д) Учитель: мы добрались до новой улицы, прочитайте ее название и скажите коротко, что это за улица (Слайд 10)
Ученики: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Учитель: Да, это улица Предложение. (Слайд 11).
Что такое пр-е? Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.
Учитель: И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться. Номера домов здесь необычные, вместо цифр – знаки. Задания в группах: каждая группа получает карточку. Нужно определить какое предложение живет в этом домике и привести пример. Слайды-карточки 1,2,3.
Ученики: Называют вид предложения, приводят примеры.
Учитель. Анализ выполнения заданий.
Итак, синтаксис изучает словосочетания и предложения. Об этом на уроках мы уже поговорили. Чем же они друг от друга отличаются? Что не является словосочетанием? Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА
Стадия осмысления.
Сообщение темы урока, запись темы в тетради и постановка задач. Эта тема для вас новая? Нет, вы с ней знакомились в 4 классе.
- Чем же сегодня нам предстоит заняться?
- повторить, что такое подлежащее и сказуемое, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, как подчеркиваются, какими частями речи выражаются, потренироваться находить главные члены предложения в тексте
Ведение “Бортового журнала” (слайд 14).
- На столе у вас лежит Бортовой журнал «Главные члены предложения». В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
- Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- Что вы знаете о подлежащем и сказуемом?
.Проблемная ситуация.
Молодцы! Вы многое вспомнили. Что ж тогда для вас не составит трудности следующее задание.
- Найдите главные члены пр-я в записанном на доске предложении.
Что вызвало трудность? Значит по этой теме вы еще знаете не все. И сегодня вам еще предстоит познакомиться …..?
- какими частями речи, кроме существительных и глаголов, могут быть выражены главные члены предложения?
- Итак, какими частями речи может быть выражено подлежащее? Внимание на экран.
- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным
Работа с учебником: чтение правила учебника стр. 69
4. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом(слайд 7).
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
- подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
- Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- Укажите сложное предложение.
“Лови ошибку” (слайд 9).
- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.
Рефлексия.
Оценка деятельности учащихся на уроке с развернутым комментированием.