Тема: "Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи"
Тема: "Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи"
Цели урока:
обучающие:
познакомить учащихся с понятием «фразеологизм», отличием его от свободных сочетаний слов; фразеологизм как член предложения; знакомство учащихся с «Кратким фразеологическим словарём русского языка»; активизация познавательной деятельности учащихся (обучение работе со справочной литературой); повторить ранее изученный материал (синонимы, антонимы); работа по орфоэпии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи"»
Тема урока.
Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи (2 часа)
Цели урока:
обучающие:
познакомить учащихся с понятием «фразеологизм», отличием его от свободных сочетаний слов; фразеологизм как член предложения; знакомство учащихся с «Кратким фразеологическим словарём русского языка»; активизация познавательной деятельности учащихся (обучение работе со справочной литературой); повторить ранее изученный материал (синонимы, антонимы); работа по орфоэпии.
развивающие:
формирование познавательных интересов учащихся при изучении данной темы; расширение словарного запаса через употребление в речи фразеологизмов; умение пользоваться фразеологическим словарём; развитие мышления; стимулирование активности учащихся на уроке по необходимости – их корректировка; развитие умения анализировать и обобщать.
воспитательные:
воспитывать интерес к русскому языку; пробудить любознательность школьников; воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, аккуратности, добросовестности; воспитание чувства управлять своими эмоциями.
Какие слова являются устаревшими? Где о них можно узнать? Какую пометку они имеют в словаре?
Каковы причины появления слов в языке?
Каким термином называют новые слова.
Объяснение нового материала.
1.Слово учителя .
Фразеология- раздел науки о языке, изучающий условные словосочетания слов. Во фразеологии чаще всего проявляется богатство, сила и красота языка. Лучшие произведения художественной и публицистической литературы многим обязаны именно фразеологии, этим «перлам, самородкам и самоцветам русого языка», по образному выражению профессора А.И.Ефимова.
2. Работа с учебником, выполнения задания под звёздочкой;страница 37.
3. Слово учителя, введение понятия «фразеологизм».
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом.
Материал для беседы.
У вас возникла мысль о крайней необходимости что-либо совершить. Эту мысль можно выразить непременно или словосочетанием слов, например: сколько бы труда это мне ни стоило. Как возникло у вас в сознании это сочетание слов? Вы воспроизвели в памяти лишь отдельные слова (сколько, труд, это, мне, стоить и т.д.), а связали их между собой, свободно расположить эти слова можно и в другом порядке:
Сколько бы это ни стоило мне туда.
Сколько труда это бы мне ни стоило.
Для выражения этой мысли можно подобрать и другие слова.
Каких бы усилий это мне ни стоило.
Какие бы трудности при этом ни возникали.
Все эти варианты одной и той же мысли выражены свободными сочетаниями слов. Но существует оборот, во что бы то ни стало, который точно и выразительно определяет крайнюю степень необходимости чего-либо совершить. Это и есть фразеологический оборот, или фразеологизм. Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены их, но и вставок внутрь, он как бы «словонепроницаем». Важным признаком фразеологизмов является наличие в нём не менее основных ударений:
Во что бы то ни стало
Любой ценой
Откуда ни возьмись
4. Синтаксическая роль фразеологизма.
В предложении фразеологический оборот является одним членом, единым по своей синтаксической роли.
Под лежачий камень вода не течёт.
Ни мало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.
Запись предложений на доске и в тетрадях
V.1. Тренировочное упражнение в нахождении фразеологизмов в предложениях. (Постановка проблемы –разграничение свободных сочетаний слов и фразеологизмов – проблемные технологии).
1. Запись на доске предложений в два столбика: в левый со свободными сочетаниями слов, в правый - с фразеологизмами.
вариант
Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.
Я не нашёл себе места и встал в проходе.
Эта деревня не за горами, а за тем лесом.
Ни днём, ни ночью гости не приехали.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
2 вариант
Путешественники изучали Зауралье вдоль и поперёк.
Отец не находил себе места от волнения.
Весне уже не за горами.
Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
Алексей чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
Задача учащихся: найти фразеологизмы, используя известные их признаки (поисковый метод).
2.Задание: учащимся предлагается составить пары предложений со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами, используя выражения, записанные на доске:
В нескольких словах, попасть не в бровь , а в глаз, намылить голову (шею), со дна моря достать, с треском провалиться.
На выполнение работы отводится пять минут. Проверка работы фронтальная, учащиеся доказывают, что ни в одном случае - это свободное сочетание, а в другом- фразеологические обороты.
Знакомство учащихся со словарями, обучение работе со справочной литературой.
«Краткий фразеологический словарь русского языка» (авторы Е.А.Быстрова, А.П.Окунёва, Н.М.Шанский).
«Школьный фразеологический словарь русского языка» (авторы Жуков В.П., Жуков А.В.)
Толковый словарь академии наук СССР.
Задание классу (работа учащихся в мини-группах по 3-4 человека):
Опираясь на статью фразеологического словаря, объясните значение следующих фразеологизмов.
Бить баклуши.
Короче воробьиного носа.
Сваливать с больной головы на здоровую.
Откладывать в долгий ящик.
Прослушивание ответов учащихся.
Устная обучающая работа «В двух словах» (индивидуальное задание готовил ученик- ассистент учителя).
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие, образные выражения- фразеологизмы. Послушаете описания различных случаев из жизни. Попытайтесь подобрать фразеологизм, который кратко и образно выразил основной смысл описанного.
Вадим не многословен, говорит не часто, но замечания его всегда бьют в цель. Как говорит Вадим? (редко, да метко).
Только что мы вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришёл. Что говорят шутя в таком случае? (лёгок на помине).
Егор напроказничал, но каким- то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из воды).
Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки, расскажем о нём всему классу. Что мы сделаем? (выведем его на чистую воду).
Ученик- ассистент записывает на доске фразеологизмы, затем учащиеся составляют с ними предложения и записывают их (развитие течи учащихся).
Задания занимательной направленности. (Использование игровых технологий для стимулирования интереса к овладению определённой суммой знаний).
«Загадки-складки»
Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их (отгадка- фразеологизм).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…..(водой не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк.
И так устали мы в дороге,
Что еле…..(волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь……(медвежью услугу).
Игра «Кто быстрее?» Задание классу: подобрать по 10 (можно больше) примеров-фразеологизмов с общим для них словом (существительным), записать их, с любыми из них составить и записать 3 предложения.
Класс разделён на 6 групп, каждой группе – своё слово (на экране проецируются слова-задания для каждой группы нос, глаз, нога, голова, язык, зуб).
Возможные варианты ответов: задирать нос, клевать носом; мозолить глаза, смотреть чужими глазами; унести ноги, ног под собой не чуять; потерять голову, голова идёт кругом; язык проглотил, острый на язык; говорить сквозь зубы, положить зубы на полку.
«Почему мы так говорим?» (Индивидуальное задание готовил ученик- ассистент).
Первый ученик.
«Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится»,- говорят о народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет своё основание, часто с глубокой древности. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.
Почему, например, говорят: «Дело в шляпе»? Известно, что в старину всякие важные спорные дела решались жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца и другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того «дело в шляпе», то есть никто уже не сможет у него отнять законного права на то, из-за чего возник спор. Позднее так и стали выражаться в просторечии, когда улажено какое-либо дело.
Второй ученик. Что означает выражение «Остаться с носом»?
Мы часто говорим: остаться с носом, то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчётах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп (на Востоке - «калым»). Если жениху отказывали, он оставался с носом.
Иного происхождения фразеологизм «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (работа в парах- групповые технологии).
Выполнение упражнения №86 (нахождение в тексте фразеологизма) – 5 минут.
Творческий диктант.
1.Попутное повторение изученного на предыдущих уроках материала: синонимы, антонимы (фронтальный опрос).
2.Запись в тетради ответов.
Задание №1: подобрать к фразеологизмам синонимы.
Бить баклуши (бездельничать), кот наплакал (мало), висеть на телефоне (много разговаривать), вешать нос, голову (тосковать, грустить), водить за нос (обманывать), с головой ушёл в работу (много работы), мчаться во весь дух (быстро).
Задание №2: подобрать к выражениям фразеологизмы- антонимы.
Приносить пользу (приносить вред), не давать покоя (оставлять в покое), выйти из себя (взять в себя в руки), вступить встрой (выйти из строя), одержать победу (потерпеть выражение), взяться за оружие (сложить оружие).
1. Загадки- шутки «Что это?» (здоровьесберегающие технологии использованы с целью стимулирования у учащихся познавательных интересов).
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, не в своё дело. (Нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши).
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это? (Ветер).
Полминутки для шутки.
Художник-иностранец любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологических оборотов. Вот что вышло (на экран проецируются рисунки-шутки).
Вопрос классу: В чём ошибка художника? Объясните. (Создание проблемной ситуации – технология проблемного обучения).
Орфоэпическая работа. «Говори правильно».
(на доске записывается таблица)
Голова идёт кругом (ударение на у).
Заткнуть за пояс.
Как снег на голову.
Зуб на зуб не попадает.
По первое число вписывать (не «под первое»).
Задание классу.
В поэме А.Т.Твардовского «За далью - даль» есть строки:
И все от корки до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами в силу поговорки
На счёт пера
И топора…
Задание классу: объясните, какую русскую поговорку имел в виду автор, каков её смысл? (Что написано пером, того не вырубишь топором).
Какой ещё фразеологизм использован в этих словах? (От корки до корки).
Творческая работа «Окончи фразеологизм». Работа выполняется в трёх вариантах (групповые технологиииспользуются для организации совместных действий учащихся, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов). Фразеологизмы проецируются на доске.
I Вариант (каждый ряд- вариант)
Золотые (руки)
Изо дня (в день)
Ломать (голову)
Лакомый (кусок)
Калачом (не заманишь).
II Вариант
Спустя (рукава)
Волчий (аппетит)
Несолоно (хлебавшие)
Кто в лес (кто по дрова)
Чужим рукам жар загребать
III Вариант
От всего (сердца)
Кривить (душой)
Мастер (на все руки)
По головке (не погладят)
Не сводить (глаз).
С двумя фразеологизмами составить и записать предложения (чередование устных и письменных видов деятельности учащихся).
Проверка задания по вариантам. (Если учащиеся лают неправильные ответы, класс вносит в них корректировки).
Выборочный диктант «Глупые сороки».
Задание: из прочитанного учителем текста выбрать и записать фразеологические выражения.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом ещё Крылов писал. Уже, видно, пронюхала о находке, вот уже кружится, другая, третья…
Того и гляди, утащат среди бела свет из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чём ни бывало подальше от греха. Хватились сороки, а её уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо было ворон считать!
Проверка работы: два ученика сдают тетради на проверку, один ученик зачитывает выписанные из текста фразеологизмы, три ученика- ассистента проверяют работы одноклассников (групповая работа).
Работа по развитию письменной речи учащихся.
Задание классу: написать мини-сочинение, используя любой из фразеологизмов, над которыми мы сегодня работали на уроке (на выполнение задания отводится 5-7 минут).
Проверка задания: прослушивание 3-4 работ учащихся, внесение (по необходимости) коррективов. (В конце 2-го урока все учащиеся сдают работы на проверку).
Подведение учителем итогов урока, выставление учащимся оценок за урок.