kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: показать учащимся выразительно-изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений; формировать умения правильного интонирования; закрепить пунктуационные умения и навыки; изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЧИНЫ, ПОЯСНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ.
ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели: показать учащимся выразительно-изобразительные возможности бессоюзных сложных предложений; формировать умения правильного интонирования; закрепить пунктуационные умения и навыки; изучить правила постановки двоеточия в данных конструкциях; сформировать пунктуационные умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка выполнения домашних упражнений 186, 190, 191 (по рядам).

2. Фронтальный опрос по теоретическому материалу § 31, 32, 33.

– Какое предложение называется сложным бессоюзным? Приведите пример, докажите.

– Как происходит объединение простых предложений в составе сложного бессоюзного? (Только по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.)

– Какую роль играет интонация в бессоюзных сложных предложениях? Докажите на примерах.

– Расскажите о бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Какие знаки препинания характерны для таких предложений? Приведите примеры.

3. Закрепление.

Выразительно прочитайте, обратите внимание на роль бессоюзных сложных предложений для передачи лаконичности в поэтических текстах.

1) Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин

2) Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

М. Лермонтов

4. Работа по вариантам.

Составить два сложных предложения с запятой между простыми и два – с точкой с запятой, произвести их устный синтаксический разбор.

5. Слуховой диктант.

Записать предложение, объяснить орфограммы и пунктограммы.

Ожившая память несется

К прошедшей тоске и веселью;

То сердце замрет, то проснется

За каждой безумною трелью.

А. Фет

III. Объяснение нового материала.

1. Выполнение заданий.

Запишите предложения, объясните причины постановки двоеточия, укажите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1) Тонкий голосок Муму не раздавался даром: либо чужой близко подходил к дому, либо где-нибудь поднимался подозрительный шум или шорох.

2) Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своем лечебных.

3) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

4) Я взглянул в окно: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра.

5) На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

2. Чтение теоретического материала учебного пособия § 34, анализ предложений, составление собственных по аналогии.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант.

– Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных, расставьте знаки препинания и объясните их.

На двойном стекле узоры

Начертил мороз,

Шумный день свои дозоры

И гостей унес;

Смолкнул яркий говор сплетней,

Скучный голос дня:

Благодатней и приветней

Все кругом меня.

А. Фет

1) Какова структура предложения?

2) Какие знаки возможны в данных конструкциях?

3) Какой из них подсказывает интонация?

4) Каковы смысловые отношения между предложениями, какой знак ставим?

Подобная работа поможет учащимся в дальнейшем правильно делать синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

2. Выполнение упражнений (по рядам) 195, 197, 198 с последующими комментариями.

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 34, упр. 196.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Автор: Крыгина Юлия Сергеевна

Дата: 14.11.2019

Номер свидетельства: 527053

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект занятия на тему : Бессоюзное сложное предложение с отношениями одновременности, последовательности, сопоставления."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_bessoiuznoe_slozhnoe_predlozhenie_s_otnosheniiami_odn"
    ["file_id"] => string(6) "533472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1577214062"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Текст «Театр» "
    ["seo_title"] => string(65) "dvoietochiie-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-tiekst-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "188114"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426612332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении. "
    ["seo_title"] => string(112) "obobshchieniie-znanii-o-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii-punktuatsiia-v-biessoiuznom-slozhnom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "240456"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445013827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по теме: "Бессоюзные сложные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-biessoiuznyie-slozhnyie-priedlozhieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "247532"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446569101"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)"
    ["seo_title"] => string(56) "tiemaurokatirievbiessoiuznomslozhnompriedlozhienii9klass"
    ["file_id"] => string(6) "307235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458294984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства