А. С. ПУШКИН. «ПОЛТАВА» (ОТРЫВОК) Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема : а. с. пушкин. «полтава» (отрывок)»
А. С. ПУШКИН. «ПОЛТАВА» (ОТРЫВОК) Основное содержание урока. Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана. Устный рассказ о поэте. Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» из раздела учебника «Литературные места России». Восприятие и выразительное чтение фрагмента поэмы «Полтава». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия». Планируемые результаты Личностные: воспитание уважения к Отечеству и его истории; развитие нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к учению на основе уважения к труду, осознанной оценки своих поступков. Метапредметные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, создавать таблицы и схемы для решения учебных задач; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Предметные: понимание литературы как способа познания жизни и истории; выявление коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, планировать своё досуговое чтение. Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России Рассказ учителя о Пушкине с включением сообщений учащихся «Мой Пушкин», «Детство Пушкина», «Лицейские 41 годы», «Интерес Пушкина к истории России» (см.: http:// www.philosofiya.ru/do_liceya.html; http://festival.1september. ru/articles/312272/; http://pushkinka.narod.ru/pushkin.htm; http://www.hrono.info/proekty/rg/rgd062009_2.php; http:// www.abc-people.com/data/pushkin/soch2.htm; http://yvision. kz/post/73340). Обсуждение статьи «Московская квартира Пушкина на Арбате» (см. раздел учебника «Литературные места России»). Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин» и составление её плана: Вопрос Пункт плана Почему каждое поколение открывает в Пушкине что-то новое? У каждого поколения свой Пушкин Какие родовые корни Пушкина помогли в раскрытии его таланта? Родословная Пушкина и её влияние на формирование поэта Как на духовное развитие поэта повлияло раннее знакомство с фольклором? Роль бабушки и няни в духовном развитии поэта Какую роль в жизни Пушкина сыграл Царскосельский лицей? Лицей в жизни Пушкина Как увлечение Пушкина русской историей отразилось в его творчестве? Исторические произведения как отражение интереса Пушкина к русской истории Какие достижения русской поэзии вобрало в себя творчество Пушкина? Стихи Пушкина как закономерный этап развития русской поэзии Как творчество Пушкина повлияло на его последователей? Традиции Пушкина в русской литературе Какова роль поэта в создании русского литературного языка? В каждом слове Пушкина «бездна пространства» Какое предсказание Белинского о Пушкине осуществилось в наши дни? Пушкин — «поэт классический» Чтение и обсуждение высказываний о Пушкине из раздела учебника «В творческой лаборатории поэта»: — Почему П. А. Плетнёв обращает внимание на трудолюбие, творческое «усердие» А. С. Пушкина? — Какие метафоры находит В. И. Даль для описания творческого процесса А. С. Пушкина? 42 — Какое влияние творческого труда на А. С. Пушкина видит П. А. Вяземский? — Что удивляло М. В. Юзефовича в том, где, когда и как А. С. Пушкин писал стихи? — Какие детали выделяет Пушкин, рисуя процесс творческого вдохновения? Почему стихи для поэта — это результат трудной душевной работы? — Что нового о личности Пушкина и его творческом труде вы узнали из практикума «Читаем, думаем, спорим…»? — Ответы на вопросы из раздела учебника «Проверьте себя». — Письменный ответ на вопрос «В чём своеобразие творческой работы Пушкина?». Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине Историческая справка о Полтавской битве. — Что привело А. С. Пушкина к изучению исторических материалов? Выразительное чтение учителем эпизода «Полтавский бой» со слов «Горит восток зарёю новой…» до слов «И смерть и ад со всех сторон». Для работы с текстом используются фрагменты поэмы, включённые в практикум «Читаем, думаем, спорим…», вопросы и задания практикума. Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Горит восток зарёю новой…» до слов «…Мешаясь, падают во прах». Дайте историко-культурный комментарий к имени Мазепа. Какие приёмы использовал поэт, описывая начало битвы? Как он передаёт динамику начала боя? Группа 2. Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уходит Розен сквозь теснины…» до слов «…Гордясь могущим седоком». Дайте историко-культурный комментарий к именам Розен и Шлиппенбах. Сопоставьте пушкинское описание Петра I с мозаичной картиной М. В. Ломоносова. Найдите их сходство и различие. Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент поэмы со слов «Уж близок полдень. Жар пылает…» до слов «…Сошлись в дыму среди равнины». Дайте историко-культурный комментарий к именам Брюс, Боур, Репнин, Карл, полудержавный властелин. Каково авторское отношение к Карлу XII и его сподвижникам? Найдите в отрывке глаголы и глагольные формы и прокомментируйте их роль. Группа 4. Прочитайте выразительно фрагменты поэмы со слов «И грянул бой, Полтавский бой!» до слов «И смерть и ад со всех сторон» и со слов «Но близок, близок миг победы…» до слов «…Заздравный кубок подымает». Какими способами передаёт поэт кульминацию боя? Какую 43 роль играют в отрывке многочисленные ряды однородных членов предложения? Как ведёт себя Пётр I в момент победного пира? Как он относится к побеждённым? Почему? *За каких учителей он подымает «заздравный кубок»? Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям Практическая работа. Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла XII. Составление плана сравнительной характеристики героев. Устное и письменное высказывание по плану. Цитатный план сравнительной характеристики Петра I и Карла XII Основания для сопоставления Пётр I Карл XII Окружение Толпой любимцев окружённый Несомый верными слугами, вожди героя шли за ним Действия, жесты, поступки Выходит, движенья быстры, идёт, мчится Несомый, в качалке, недвижим, в думу тихо погрузился, слабым манием руки Внешний вид Глаза сияют, лик ужасен Бледен, смущённый взор Внутреннее состояние Роковой огонь Страдая раной, необычайное волненье Способ передвижения Мчится в прахе боевом, / Гордясь могущим седоком В качалке Авторская оценка Он прекрасен, / Он весь, как Божия гроза Карла приводил/ Желанный бой в недоуменье — Какой приём лежит в основе изображения Петра I и Карла XII? Каково отношение автора к героям? Обсуждение мозаичной картины Ломоносова «Полтавская баталия» и других изображений Полтавской битвы (см.: http://www.battle.poltava.ua/russian/art.htm). Ответы на вопросы 1, 2 и выполнение заданий из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство». И т о г о в ы й в о п р о с: 6 В чём проявилось мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы? 44 Домашнее задание Подготовить устный рассказ о Пушкине, авторе «Полтавы». Написать сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе Пушкина на основе его портретов (памятников ему)?». Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Полтава» наизусть. Индивидуальные задания. Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя). Подобрать иллюстрации, соответствующие пушкинским описаниям СанктПетербурга (см. следующий урок). Предъявить эти изображения в формате компьютерной презентации.