Просмотр содержимого документа
«Текст. Признаки текста»
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАГАНРОГСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
пО учебной дисциплине: ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
для Учебной группы: №22МЛ
(Машинист локомотива)
на тему: ТЕКсТ. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
Разработано преподавателем
Иващенко Галиной Алексеевной
2019
Пояснительная записка
Учебная дисциплина: ОУД.01 Русский язык
Учебная группа: 22 МЛ (Машинист локомотива)
Курс: первый
Время учебного занятия: 45 минут
Тема урока: «Текст. Признаки текста»
Урок проводится в группе № 22 МЛ (Машинист локомотива) отделения ППКРС Таганрогского механического колледжа. В группе 29 обучающихся
(все юноши). Большинство обучающихся имеют высокий уровень учебной мотивации, воспитываются в семьях, где родители получили образование, связанное с железой дорогой и заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в изучении предмета и освоении профессии. Наряду с этим есть обучающиеся, не отличающиеся упорством и постоянством в изучении данной
учебной дисциплины. Таким образом, вышеозначенные социальные и психологические особенности обучающихся, а также большой объём материала по другим учебным дисциплинам, делают необходимым регулярное повторение материала по предмету. Дидактический материал к данному уроку должен обеспечивать работу на довольно высоком уровне трудности: - содержать конкурирующие языковые факты (это способствует глубокому, вдумчивому усвоению и систематизации знаний по предмету); - способствовать выработке устойчивого внимания при выполнении заданий;
-совершенствовать умение быстро перестраиваться с одного вида работы на другой. Учебное занятие состоит из двух основных этапов: комплексного повторения темы «Текст и его признаки» и подготовки к созданию тестов и комплексному анализу текста. Таким образом, работа на уроке способствует активизации знаний и отработке умений, необходимых для успешного создания текстов с разными видами связи. Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока: проверку домашнего задания, организацию сопутствующего повторения и систематизации материала, выполнение творческого упражнения (создание текста). Деятельностный подход обеспечивает качественное повторение материала. Познавательная активность обучащиюхся на уроке обеспечивается с помощью следующих приемов: - динамичная смена заданий достаточно высокого уровня сложности; - деятельностный подход;
- творческая работа по созданию текстов с разными видами связи. Организация работы предполагает использования компьютерных технологий. Проведенное занятие подтвердило актуальность подобной формы работы. Обучающиеся проявили активность при выполнении заданий, заинтересованность в повторении материала. Особенно актуальным оказалось создание текстов профессиональной направленности. Обучающиеся смогли еще раз закрепить умение осуществлять комплексный анализ текста. Занятие показало достаточно высокий уровень владения этим умением. Большой интерес вызвало чтение текстов с разными видами связи, созданных обучающимися. Обучающие умеют выявлять проблему и идею в прочитанном тексте, акцентировать внимание на признаках текста, находят выразительные средства в тексте.
Тема занятия: Текст и его признаки
Тип занятия: урок формирования, применения и закрепления знаний
Вид занятия: урок – практикум
Методы и методические приемы проведения занятия: словесный, наглядный, продуктивный
Цели занятия:
образовательная: закрепить теоретические сведения о тексте и его признаках;
развивающая: способствовать развитию индивидуальной речевой культуры и расширению коммуникативных возможностей личности;развитие умений творчески подходить к решению проблемных задач, развитие положительной мотивации к процессу обучения профессии машиниста локомотива;
воспитательная: через работу с текстом воспитывать у обучающихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к профессии.
Задачи:
углубление, обобщение и систематизация знаний о тексте и его признаках
развитие познавательного интереса, логического мышления;
воспитание интереса к предмету и выбранной профессии.
Планируемые образовательные результаты:
• личностные:
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также осознание своего места в поликультурном мире;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
метапредметные:
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметные:
сформированность умений создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанровидовой специфики;
Обеспечение занятия
Дидактический раздаточный материал по теме: Текст и его признаки
Литература:
основная:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М.: Издательский ценр «Академия».- М., 2017.
дополнительная : Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10 класс. Учебник. Гриф МО РФ. – М., 2018 г.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для учреждений среднего профессионального образования. – М., 2014.
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014.
Справочники: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М: АСТ, 2009.
Справочник по правописанию и стилистике. Розенталь Д.Э.М.: Комплект, 1997.
- Давайте вспомним, чем известен Дмитрий Сергеевич Лихачев?
- Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, Председатель правления Российского фонда культуры, автор работ по теории истории древнерусской литературы. Его называли последним интеллигентом xx столетия.
- Давайте подумаем над тем, что стоит за словами Д.С.Лихачева?
(Варианты ответов обучающихся:
- Все, сказанное человеком, служит средством самовыражения;
- Нужно умело пользоваться языком;
- Нужно владеть навыками построения текста, так как текст представляет собой информацию, передаваемую при условии установления контакта между говорящим и слушающим;
- Необходимо четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей.
- Владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий, в том числе и машиниста локомотива.
Преподаватель: А как вы думаете, машинисту локомотива нужны знания русского языка, умение создавать текст, четко и ясно выражать свои мысли?
Обучающиеся: Машинисту локомотива важно владеть всеми этими навыками, так как по роду своей деятельности он связан с людьми, организует и направляет их работу.
Преподаватель: Приведите примеры различных ситуаций, доказывающих роль языка в успешной социализации личности, знание норм языка в профессии.
Обучающиеся:
1 ситуация: Помощники машинистов и машинисты регулярно сдают экзамены, чтобы подтвердить свою квалификацию, для этого необходимы правильность речи, ее точность, логичность, уместность, чистота.
2 ситуация: Помощник машиниста во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы машинист ничего не упустил из виду.
3 ситуация: В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при стоянке локомотива на станции, в депо, в пункте технического обслуживания локомотивов, другой работник обязан сообщить о случившемся дежурному по станции, дежурному по депо.
Преподаватель: Сделайте выводы
Обучающиеся:
- Таким образом, правильно построенная речь в современном обществе просто необходима, она помогает быть общительным, правильным в своих поступках, действиях, речи.
Преподаватель: Сегодня мы будем систематизировать знания по теме «Текст и его признаки». Давайте запишем тему урока.
III. Актуализация знаний
1.Чтение текста Д. С. Лихачева (текст на экране)
Что же самое главное в жизни?
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.Д.С.Лихачев «Письмо
сорок шестое» («Письма о добром и прекрасном»)
2. Работа с текстом
Преподаватель:
- Вы согласны с утверждением, что это, действительно, текст? Приведите аргументы.
Ответы обучающихся:
(Это текст, т.к.
1) он имеет завершённость, смысловую законченность;
2) все предложения связаны и отражают логику развития мысли;
3) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности, завершённости и стилевом единстве)
Преподаватель: Мы должны вспомнить все, что мы знаем о тексте. Давайте составим определения к понятиям «ТЕКСТ», «МИКРОТЕМА», «АБЗА́Ц», «СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА». После формулировок, предложенных обучающимися, записываем общую для каждого понятия:
ТЕКСТ – Текст (от лат. textus – ткань, связь, соединение) – это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически*.
ТЕМА–это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий.
МИКРОТЕМА – наименьшая составная часть общей темы.
АБЗА́Ц – отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений..).
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА обычно состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Вступление вводит в тему сообщения, основная часть ее раскрывает, заключение – обобщает.
IV. Объяснение нового материала
1. Восстановить деформированный текст.
Вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. Этот выбор мы делаем уже в детстве. Такой выбор – дело ответственное.
И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Его нельзя отложить на потом. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей. Неверные решения без последствий не останутся. (А. Н. Москвин)
Исправленный вариант:
Универсального рецепта по выбору правильного жизненного пути, предназначенного только тебе, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве…
Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Такой выбор – дело ответственное. Его нельзя отложить на потом. Неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто упорно достигает намеченных целей…(А. Н. Москвин)
2.Работа с учебником и со справочниками
Преподаватель: Найдите определение цепной и параллельной связи
Цепная (последовательная, линейная) связь - самый распространённый способ соединения предложений. В предложениях с цепной связью мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него.
При параллельной связи все предложения однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами и т.д.
Работа с таблицей (таблица на экране)
Преподаватель: - Рассмотрим признаки каждого вида связи.
СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
ЦЕПНАЯ
повтор ключевого слова (лексический повтор)
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ
предложения не сцепляются, а сопоставляются
замена ключевого слова синонимами
одинаковый порядок слов
замена ключевого слова местоимением
члены предложения выражены одинаковыми грамм. формами
семантические и ассоциативные связи
иногда повтор первых слов
риторический вопрос
Работа с текстом
Прочитайте текст.
Идеал – это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. (Л.Т.) С помощью какого средства связаны между собой самостоятельные предложения?
(ответы обучающихся: Самостоятельные предложения связаны между собой цепной связью, так как 1-ое предложение связано со вторым с помощью замена ключевого слова звезда личным местоимением )
Практическое задание (работа в парах)
Составьте два текста, чтобы в одном была представлена цепная связь, а во втором параллельная. Назовите признаки каждого вида связи, проанализируйте текст.
I. Текст с цепной связью (один из вариантов):
1.Победу в состязаниях паровозов в городе Рейнхилл в 1829-м году одержал паровоз «Ракета». 2. Он сумел пройти все испытания и развил среднюю скорость при грузе в 13 тонн до 20 км/ч. 3.Конкуренты паровоза Стэфенсона не смогли пройти всей дистанции соревнований. 4.Главный конкурент победителя, паровоз «Новелти», который ускорялся до 45 км/ч и считался главным претендентом на победу, выбыл из гонки по причине взрыва котла.
2 – 3 – замена местоимения он (паровоз ) на «паровоз Стэфенсона»
3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «победитель ”.
Связь – цепная.
II. Текст с параллельной связью (текст профессиональной направленности):
1. Оборудование в кабине машиниста электровоза расположено следующим образом. 2. Со стороны машиниста в кабине электровоза расположен пульт управления, в который вмонтированы контроллер, кнопочные выключатели, рукоятка бдительности локомотивной сигнализации, панель измерительных приборов. 3.Со стороны машиниста расположены скоростемер, кран машиниста, кран вспомогательного тормоза, электропневматический клапан локомотивной сигнализации, регулятор давления, кнопки Свисток, Тифон, Песок. 4. Со стороны помощника машиниста в кабине установлены панель измерительных приборов контроля работы аккумуляторной батареи, давления воздуха в трубопроводах цепи управления и аппаратов, кнопочный выключатель, ящик для поездной документации, дешифратор и фильтр локомотивной сигнализации.
Анализ текста
В данном тексте четыре предложения.
Средства связи предложений
- Есть зачин, содержащий мысль-тезис всего текста.
- Повтор слова.
- Одинаковая конструкция предложений.
- Члены предложения выражены одинаковыми формами.
Связь – параллельная.
V. Закрепление изученного материала
Прочитайте текст и самостоятельно выполните задания к нему
1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.(Ю.Казаков)
I. Какая проблема не затронута в этом тексте?
1. Роль молодежи в обществе.
2. Желание молодежи совершить подвиг.
3. Молодежь никто не понимает.
4. Молодые хотят внимания и славы.
II. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1. Молодым быть очень плохо.
2. Молодежи хочется бурной жизни.
3. Молодым быть хорошо.
4. Молодых надо воспитывать.
III. Определите стиль и тип речи текста.
1. Научный, описание.
2. Публицистический, рассуждение.
3. Публицистический, повествование.
4. Художественный, повествование.
IV. Укажите средства связи предложений № 9 и № 10.
1. Синоним.
2. Лексический повтор.
3. Однокоренные слова.
4. Местоимение.
V. Какие средства выразительности не используются в тексте?
- Как и в любой другой профессии, в профессии машинист локомотива наиболее важными являются коммуникативные умения: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение анализировать высказывания.
VII. Домашнее задание:
1. Выучить теоретический материал по теме “Текст. Признаки текста”.
2. Выполнить упражнения по теме: “Текст. Признаки текста”.