Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Развитие умения подбирать слова – названия признаков.
Цель: Научить находить слова – названия признаков в тексте.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;
- обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности.
Воспитательные:
- воспитывать чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;
- воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.
- воспитание интереса к предмету.
Ресурсы:
- учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник, 2 кл. – М.: Баласс, 2012.
- раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,
- набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная доска;
- электронная презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч»,
- пульты для выполнения теста.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Актуализация знаний
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: «На уроке мы будем внимательными, добрыми, дружными, умелыми, смелыми». Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места. Л1.
2.Актуализация на основе проверки домашнего задания.
- Минутка чистописания.
- Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ч ч.
Внимание, на экран.(Презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч») 5 мин. П1.
А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из слов предложения. Давайте выполним похожее задание. П1.
Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. К3, Р2
1)солнышко пригрело ласковое
2)побежали весело ручейки шумные
3)проталинки появились чёрные
Ответ учащихся:
- Пригрело ласковое солнышко.
- Весело побежали шумные ручейки.
- Появились чёрные проталинки.
Учитель.
- Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
Почему? К2.
Учащиеся.
1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне.
2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл.
Коммуникативные УУД
К1.Формируем умение слушать и понимать других.
К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.
К3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
3.
Мотивирующее введение в урок.
Учитель.
- Игра «Напутали».
Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова – названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык.
-Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически.
Учащиеся.
Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило.
Учитель.
2. Игра «Кто внимательнее?»
– Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое...) П2
– Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
Учащиеся.
Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу.
Учитель
– Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков.
Учащиеся.
Сладкое, ароматное, любимое…
Учитель
– Поставьте к ним вопрос. П3
Учащиеся.
Мороженое какое?
Учитель.
– Сформулируйте цель урока.
Учащиеся.
Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы. Р1.
Регулятивные УУД
Р1.Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Р2.Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника
Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,
проговаривать последовательность действий на
4. Физкультминутка.
Учитель.
-Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете. К1
(слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Молодцы, садитесь за парты.
5.Речевая разминка
Учитель.
«Мозговой штурм”.
Работа в группах по 4 ученика. На листочках у вас записаны слова. Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. Работай по образцу: слово: мурлычет. Предложение: Пушистый кот мурлычет. Л1
Произнеси звуки этих животных. К3
- Мычит
- Жужжит
- Каркает
6.Развитие речевых и правописных умений.
Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту.
- Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст?
- Как « раскрасить» текст? П1
- Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный).
- Как можно озаглавить текст?
- смогли ли мы с помощью слов – признаков показать своё отношение к щенку? Как? Р2
- Запишите текст полностью. К3
7.Аутогенная тренировка.
- Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать.
Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…
Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал.
Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать! Л1
8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест
Самопроверка.
Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте на пульте нужный правильный ответ и нажимайте на него. Затем мы посмотрим результаты. П1
Тест:
1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова
А) мама
Б) купила
В) футбольный
Г) мяч
2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову
А) зубы
Б) острые
В) кролика
Г) белки
3. К схеме (какие?) (кто?) подходит сочетание
А) весёлые картинки
Б) забавный Карлсон
В) верные друзья
Г) смешные истории
4. Найди «лишнее» слово:
А) злая
Б) доброе
В) белое
Г) красное
5. Неправильным является сочетание слов
А) сладкий арбуз
Б) вкусный яблоко
В) дорогой друг
Г) интересный фильм
Обсуждение результатов. Р3 Л
9. Самопроверка. Домашнее задание.
-Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте).
-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3.
У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», красный - «Я не смог», жёлтый – «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха».
Кто научился подбирать слова – названия в тексте? (Поднимите зелёный кружок ).
- Кто испытывал трудности? (Жёлтый)
- Кто не смог научиться этому? (Красный)
Для закрепления подбирать слова – признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим.
Дифференцированное домашнее задание.
1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.
2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.
3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст.
10. Рефлексия
- Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Р3.
Я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.