kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие умения подбирать слова – названия признаков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Развитие умения подбирать слова –  названия признаков.

Цель: Научить  находить слова – названия признаков в тексте.

Задачи:

       Образовательные:

  • развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;
  • обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.
  •  
  • активизация самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательной активности.

 Воспитательные:

  • воспитывать  чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;
  • воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.
  • воспитание интереса к предмету.

Ресурсы:

  • учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев  Р.  Н.,  Бунеева  Е. В., Пронина  О. В.  Русский язык. Учебник, 2 кл. – М.: Баласс, 2012.
  • раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,
  • набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,
  • компьютер;
  • мультимедийный  проектор;
  • мультимедийная доска;

 

  • электронная презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч»,
  • пульты для выполнения теста.

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: «На уроке мы будем внимательными, добрыми, дружными, умелыми, смелыми». Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места. Л1.

2.Актуализация на основе проверки домашнего задания.

  1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ч ч.

 Внимание, на экран.(Презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч») 5 мин. П1.

 А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из  слов предложения. Давайте выполним похожее задание. П1.

 Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. К3, Р2

1)солнышко пригрело ласковое

 2)побежали весело ручейки  шумные

 3)проталинки появились чёрные

Ответ учащихся:

  1. Пригрело ласковое солнышко.
  2. Весело побежали шумные ручейки.
  3. Появились чёрные проталинки.

Учитель.

-  Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

  Почему? К2.

Учащиеся.

1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне.

2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл.

Коммуникативные УУД

 

К1.Формируем умение слушать и понимать других.

 

К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.

 

К3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.

Мотивирующее введение в урок.

Учитель.

  1. Игра «Напутали».

 Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова – названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова  в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык.

-Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически.

Учащиеся.

Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило.

Учитель.

2. Игра «Кто внимательнее?»

– Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое...) П2

– Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Учащиеся.

 Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу.

Учитель

– Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков.

Учащиеся.

Сладкое, ароматное, любимое…

Учитель

– Поставьте к ним вопрос. П3

Учащиеся.

Мороженое  какое?

Учитель.

– Сформулируйте цель урока.

Учащиеся.

 Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы. Р1.

Регулятивные УУД

 

Р1.Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

 

Р2.Формирование умения  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

 

Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,

проговаривать последовательность действий на 

  4.  Физкультминутка.                                       

Учитель.

-Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете.  Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете. К1

(слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Молодцы, садитесь за парты.

5.Речевая разминка

Учитель.

«Мозговой штурм”.

Работа в группах по 4 ученика. На листочках у вас записаны слова.  Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. Работай по образцу: слово: мурлычет. Предложение: Пушистый кот мурлычет. Л1

Произнеси звуки этих животных. К3

  • Мычит
  • Жужжит
  • Каркает

6.Развитие речевых и правописных умений.

Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту.

- Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст?

- Как « раскрасить» текст? П1

- Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный).

- Как можно озаглавить текст?

- смогли ли мы с помощью слов – признаков показать своё отношение к щенку? Как? Р2

- Запишите  текст полностью. К3

7.Аутогенная тренировка.

- Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать.

      Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…

    Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал.

      Открываем  глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать! Л1

 

8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест

Самопроверка.

Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте на пульте нужный правильный ответ и нажимайте на него. Затем мы  посмотрим результаты. П1

Тест:

1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова

А) мама

Б) купила

В) футбольный

Г)  мяч

2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову

А)  зубы

Б)  острые

В) кролика

Г)  белки

3. К схеме (какие?)   (кто?) подходит сочетание

А)  весёлые картинки

Б) забавный Карлсон

В)  верные  друзья

Г) смешные истории

4. Найди «лишнее» слово:

А) злая

Б) доброе

В) белое

Г) красное

5. Неправильным является сочетание слов

А) сладкий арбуз

Б) вкусный яблоко

В) дорогой друг

Г) интересный фильм

Обсуждение результатов. Р3   Л

9.  Самопроверка. Домашнее задание.

-Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте).

-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке.  Р3.

У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», красный  - «Я не смог», жёлтый – «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха».

Кто научился подбирать слова – названия  в тексте? (Поднимите зелёный кружок ).

- Кто испытывал трудности? (Жёлтый)

- Кто не смог научиться этому? (Красный)

Для закрепления подбирать слова – признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим.

  Дифференцированное домашнее задание.

1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.

 

2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.

 

3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст.

10.  Рефлексия

- Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового?  Р3.

Я прошу похлопать в ладоши  тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие умения подбирать слова – названия признаков. »

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Развитие умения подбирать слова – названия признаков.

Цель: Научить находить слова – названия признаков в тексте.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте, чувствовать их значимость и необходимость для полноценного и содержательного текста;

  • обогащать словарный запас на основе работы со словарными названиями признаков.

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательной активности.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства прекрасного, красоты, выразительности речи;

  • воспитывать стремления к совершенствованию собственной речи.

  • воспитание интереса к предмету.

Ресурсы:

  • учебник (ОС «Школа 2100»), Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник, 2 кл. – М.: Баласс, 2012.

  • раздаточный материал: карточки к игре «Напутали»,

  • набор кружочков для рефлексии у каждого ребёнка,

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная доска;


  • электронная презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч»,

  • пульты для выполнения теста.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, давайте поможем друг другу настроиться на работу. Возьмитесь за руки и скажите: «На уроке мы будем внимательными, добрыми, дружными, умелыми, смелыми». Теперь, я уверена, мы вместе сможем сделать наш урок полезным и интересным. Садитесь на свои места. Л1.

Познавательные УУД


П1.Формировать умения ориентироваться в учебнике.


П2.Формировать умения находить ответы на вопросы в тексте или задании.


П3. Формировать умения делать выводы в результате совместной работы.


2.

Актуализация на основе проверки домашнего задания.

  1. Минутка чистописания.

- Откройте тетради, положите их перед собой под наклоном, запишите число, классная работа. Давайте вспомним написание заглавной и строчной букв Ч ч.

Внимание, на экран.(Презентация «Написание букв, слов и предложений с буквой Ч ч») 5 мин. П1.

А, теперь перейдём к домашнему заданию. Дома вам нужно было составить из слов предложения. Давайте выполним похожее задание. П1.

Перед вами на доске набор слов, попробуйте составить предложения и запишите их в тетрадь. К3, Р2

1)солнышко пригрело ласковое

2)побежали весело ручейки шумные

3)проталинки появились чёрные

Ответ учащихся:

  1. Пригрело ласковое солнышко.

  2. Весело побежали шумные ручейки.

  3. Появились чёрные проталинки.

Учитель.

- Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

Почему? К2.

Учащиеся.

1-я группа: да, это можно назвать текстом, т.к. здесь говорится о весне.

2-я группа: нет, это не текст т.к. не раскрыт полный смысл.

Коммуникативные УУД


К1.Формируем умение слушать и понимать других.


К2. Формируем умение договариваться, находить общее решение.


К3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3.

Мотивирующее введение в урок.

Учитель.

  1. Игра «Напутали».

Старший брат на отдельных листах написал слова-названия предметов и слова – названия признаков. Подошёл к столу маленький Игорь и спутал все слова. Вы видите эти слова на своих листочках. (Работа в парах). Соедините слова в пары: русский, ученик, правило, грамотный, грамматическое, язык.

-Запишите пары слов в тетрадь. Покажите связь графически.

Учащиеся.

Русский язык, грамотный ученик, грамматическое правило.

Учитель.

2. Игра «Кто внимательнее?»

– Я читаю слова-признаки. Вы выбираете те, что относятся к слову мороженое, и хлопаете в ладоши. (Горькое, холодное, сложное, лёгкое, клубничное, вкусное, жаркое...) П2

– Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Учащиеся.

Они подходят по смыслу, связаны с ним по смыслу.

Учитель

– Назовите ещё подходящие по смыслу к слову мороженое слова-названия признаков.

Учащиеся.

Сладкое, ароматное, любимое…

Учитель

– Поставьте к ним вопрос. П3

Учащиеся.

Мороженое какое?

Учитель.

– Сформулируйте цель урока.

Учащиеся.

Будем учиться подбирать подходящие по смыслу слова-названия признаков и задавать вопросы. Р1.

Регулятивные УУД


Р1.Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Р2.Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника


Р3. Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения,

проговаривать последовательность действий на уроке.



4. Физкультминутка.


Учитель.

-Давайте отдохнём и немного поиграем (все встали). Если я называю слово, которое обозначает предмет – вы приседаете. Если слово, которое обозначает признак предмета – вы хлопаете. К1

(слон, пирог, сладкий, розовый, тетрадь, высокий, пенал, солёный) Молодцы, садитесь за парты.


Личностные УУД


Л1.Формирование умения эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.


Л2. Формирование умения понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.


Л 3. Формирование умения обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (знаки препинания).


ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

5.Речевая разминка

Учитель.

«Мозговой штурм”.

Работа в группах по 4 ученика. На листочках у вас записаны слова. Дополните каждое слово словом предметом и словом признаком так, чтобы получилось предложение. Работай по образцу: слово: мурлычет. Предложение: Пушистый кот мурлычет. Л1

Произнеси звуки этих животных. К3

  • Мычит

  • Жужжит

  • Каркает






6.

Развитие речевых и правописных умений.

Работа с учебником. Упражнение 77. Задания к тексту.

- Прочитайте текст в учебнике. Понравился ли вам текст?

- Как « раскрасить» текст? П1

- Рассмотрите рисунок. Вместо точек вставьте подходящие слова. ( На доске: маленький, мягкий, серенькая, пушистая, смешной, забавный).

- Как можно озаглавить текст?

- смогли ли мы с помощью слов – признаков показать своё отношение к щенку? Как? Р2

- Запишите текст полностью. К3


7.Аутогенная тренировка.

- Ну, а теперь ляжем на зелёную травку и отдохнём. Закройте глаза и представьте то, о чём я буду рассказывать.

Я лежу на поляне, в лесу, смотрю в голубое небо. Плывут красивые облака, поют птицы, свежий ветерок приятно дует в лицо. Лобик прохладный, я как будто растаял в состоянии невесомости. Мне так хорошо и спокойно, никаких забот, мысли лениво уходят, по телу струится приятное тепло…

Луч бодрости вдруг пронизывает меня всего, зарываю руки в густую зелёную травку , им тепло… Так хочется работать, что-нибудь писать, голова ясная, я совсем не устал.

Открываем глазки. Как хорошо, что я на уроке, я сейчас буду писать! Л1


8. Система контроля и мониторинга качества знаний PRO CLASS.Тест

Самопроверка.

Ну, а сейчас проверим ваши знания о словах признаках. Внимание на экран: перед вами будут появляться вопросы, а вы выбирайте на пульте нужный правильный ответ и нажимайте на него. Затем мы посмотрим результаты. П1

Тест:

1.Мама купила мне футбольный мяч. Вопрос какой? Можно задать от слова

А) мама

Б) купила

В) футбольный

Г) мяч

2. У кролика, как у белки, острые зубы. Вопрос какие? Можно задать к слову

А) зубы

Б) острые

В) кролика

Г) белки

3. К схеме (какие?) (кто?) подходит сочетание

А) весёлые картинки

Б) забавный Карлсон

В) верные друзья

Г) смешные истории

4. Найди «лишнее» слово:

А) злая

Б) доброе

В) белое

Г) красное

5. Неправильным является сочетание слов

А) сладкий арбуз

Б) вкусный яблоко

В) дорогой друг

Г) интересный фильм

Обсуждение результатов. Р3 Л 3



9. Самопроверка. Домашнее задание.

-Ребята, какова была задача нашего урока? ( Развивать умения подбирать слова – названия признаков в тексте).

-А сейчас попробуем оценить свою работу на уроке. Р3.

У вас на столе лежат по 3 кружочка разного цвета. Вспомним, что они обозначают: зелёный – «У меня всё получилось!», красный - «Я не смог», жёлтый – «Ещё немного нужно постараться». Прикрепите один кружочек на своё «дерево успеха».

Кто научился подбирать слова – названия в тексте? (Поднимите зелёный кружок ).

- Кто испытывал трудности? (Жёлтый)

- Кто не смог научиться этому? (Красный)

Для закрепления подбирать слова – признаки в тексте домашнее задание для вас будет следующим.

Дифференцированное домашнее задание.

1 группа детей (Ребята, которые не научились находить слова в тексте). Повтори правило. По алгоритму выполни задание. Прочитай текст, найди слова предметы, а затем слова признаки. Подчеркни слова одной чертой.


2 группа детей (Ребята, которые при выполнении заданий испытывали трудности). Прочитай внимательно задание и выполни его. Подбери к словам предметам слова признаки, так, чтобы получилось словосочетание. Составь предложения с этими словосочетаниями.


3 группа детей. (Ребята, которые справились с заданием). Вы, ребята, получаете задание творческого характера. Используя словосочетания (предмет + признак) составь предложения, а затем связный текст.


ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)



10. Рефлексия

- Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Р3.

Я прошу похлопать в ладоши  тех ребят, кто сегодня на уроке был очень активен.
… был очень внимателен.
… испытывал затруднения.



.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие умения подбирать слова – названия признаков.

Автор: Ширикова Ирина Александровна

Дата: 17.01.2015

Номер свидетельства: 156895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока на тему " Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» "
    ["seo_title"] => string(136) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-chto-slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kakoi-kakaia-kakoie-kakiie"
    ["file_id"] => string(6) "226427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440260845"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок- путешествие "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-putieshiestviie-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "118756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413225833"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Однокоренные слова" Умк 21 век"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-odnokoriennyie-slova-umk-21-viek"
    ["file_id"] => string(6) "310203"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458975498"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Картотека логопедических игр для детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kartotieka_loghopiedichieskikh_ighr_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozra"
    ["file_id"] => string(6) "434457"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508916091"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "«Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни» "
    ["seo_title"] => string(73) "ighry-i-uprazhnieniia-dlia-razvitiia-riechi-dietiei-piatogho-ghoda-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "220248"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434554557"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства