kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текст как единица синтаксиса

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл Урок 12. Текст как единица синтаксиса. Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текст как единица синтаксиса»

Урок 12. Текст как единица синтаксиса


Цели: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.


Тип урока: развитие речи


Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)


Метапредметные:

Познавательные- адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные- определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные- осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях


Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью





Ход урока


I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

— Что изучает синтаксис?

— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?

1. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Ночь на родине».

2. Упр. 40 — обсуждение заданий.

Комментарии

Примеры многозначных слов: высокий, глубокая, спокойные, редок, трогает, светлая.


III. Работа по теме урока

1. Повторение сведений о тексте

— Что такое текст?

— Какие свойства присущи тексту?

— Что такое тема текста?

— Что называется основной мыслью текста?


2. Работа по учебнику

На с. 28 прочитайте определение текста. Назовите основные признаки текста.


3. Слово учителя

Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.

Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.

Тема — это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль — это то, ради чего написан текст.

Связность между предложениями характеризуется цепной к параллельной связью.

Средства связи:

лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);

морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);

синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм (например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол); парцелляция — когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).

Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.

Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.

Параллельная связь - соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.


4. Работа по учебнику

(Упр. 41 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.)

Комментарии

В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».


IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 42 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.

Докажите, что пример, приведенный в упр. 42, является текстом.

- Какие три типа текста вам известны? Охарактеризуйте каждый из них. К какому типу текста относится пример из упражнения? Докажите.

- Определите тему текста.

- Выделите ключевые слова текста (потребность делиться мыслями, «вечная книга», непроясненные впечатления, недодуманные мысли, погрузившись в книгу, научиться размышлять и писать, духовная жизнь).

- Какой проблемный вопрос ставит автор?

- Какие аргументы он приводит?

- К какому выводу склоняет читателя?

- Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.)


Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль


- Какие существуют способы связи внутри текста? Как они реализуются?

- С помощью каких средств связаны предложения в тексте упражнения?

- Выразите смысл текста одним предложением.

- Определите стиль текста.


Комментарии

Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк ’’Пушкин и Пугачёв”», третий начинается предложением «А если поступить иначе...».

Дополнительные вопросы

— К какому стилю относится текст? (К публицистическому.)

— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение.)


2. Упр. 43 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

Комментарии

Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.


3. Упр. 44, 45 — обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.

Комментарии

Основная мысль текста: «...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».


4. Упр. 46 — устное выполнение.


2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).

— Составьте с этими словами предложения.


V. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?

— Как связаны тема текста и его основная мысль?

— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?


Домашнее задание

1. § 7.

2. Упр. 47, 48.


Ресурсный материал

Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль

_______________________________________________________________


Ресурсный материал

Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль

__________________________________________________________


Ресурсный материал

Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль

_________________________________________________________


Ресурсный материал

Способы связи в тексте

Параллельная связь

Последовательная связь

Между абзацами

Внутри абзацев

Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.

Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное

Различная лексика

Лексический повтор

Последовательные мысли, проблемы, темы

Одна основная мысль



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Текст как единица синтаксиса

Автор: Пухова Индина Тотразовна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493159

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Словосочетание как единица синтаксиса. "
    ["seo_title"] => string(42) "slovosochietaniie-kak-iedinitsa-sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "175843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424331043"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "ТЕМА: Предложение как единица синтаксиса»."
    ["seo_title"] => string(41) "tema_predlozhenie_kak_edinitsa_sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "528810"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574780393"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тема: «Текст как единица синтаксиса»."
    ["seo_title"] => string(34) "tema_tekst_kak_edinitsa_sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "657713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1728994041"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тема урока: «Текст как единица синтаксиса»."
    ["seo_title"] => string(40) "tema_uroka_tekst_kak_edinitsa_sintaksisa"
    ["file_id"] => string(6) "516690"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1562936915"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства