8 кл Урок 12. Текст как единица синтаксиса. Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст как единица синтаксиса»
Урок 12. Текст как единица синтаксиса
Цели: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: развитие речи
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные- адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные- определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные- осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Что изучает синтаксис?
— Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
1. Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Ночь на родине».
На с. 28 прочитайте определение текста. Назовите основные признаки текста.
3. Слово учителя
Текст — это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, связность, членимость.
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема — это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль — это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной к параллельной связью.
• морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
• синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм (например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол); парцелляция — когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь - соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
4. Работа по учебнику
(Упр. 41 — устное выполнение, фонетический разбор на доске.)
Комментарии
В одной из цитат под цифрой 1 допущена ошибка: надо не «Молчалины господствуют на свете!», а «Молчалины блаженствуют на свете!».
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 42 — самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Докажите, что пример, приведенный в упр. 42, является текстом.
- Какие три типа текста вам известны? Охарактеризуйте каждый из них. К какому типу текста относится пример из упражнения? Докажите.
- Определите тему текста.
- Выделите ключевые слова текста (потребность делиться мыслями, «вечная книга», непроясненные впечатления, недодуманные мысли, погрузившись в книгу, научиться размышлять и писать, духовная жизнь).
- Какой проблемный вопрос ставит автор?
- Какие аргументы он приводит?
- К какому выводу склоняет читателя?
- Рассмотрите таблицу. (См. Ресурсный материал.)
Способы связи в тексте
Параллельная связь
Последовательная связь
Между абзацами
Внутри абзацев
Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.
Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное
Различная лексика
Лексический повтор
Последовательные мысли, проблемы, темы
Одна основная мысль
- Какие существуют способы связи внутри текста? Как они реализуются?
- С помощью каких средств связаны предложения в тексте упражнения?
- Выразите смысл текста одним предложением.
- Определите стиль текста.
Комментарии
Деление текста на абзацы: первый заканчивается предложением «Так родился очерк ’’Пушкин и Пугачёв”», третий начинается предложением «А если поступить иначе...».
Дополнительные вопросы
— К какому стилю относится текст? (К публицистическому.)
— Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение.)
2. Упр. 43 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
3. Упр. 44, 45 — обсуждение вопросов и заданий, пересказ текста, грамматические разборы на доске.
Комментарии
Основная мысль текста: «...разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».
4. Упр. 46 — устное выполнение.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 29).
— Составьте с этими словами предложения.
V. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
— Как связаны тема текста и его основная мысль?
— В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
Домашнее задание
1. § 7.
2. Упр. 47, 48.
Ресурсный материал
Способы связи в тексте
Параллельная связь
Последовательная связь
Между абзацами
Внутри абзацев
Использование вводных конструкций для передачи последовательности мыслей: во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д.
Использование личных местоимений, заменяющих стоящее в предыдущем предложении существительное