kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Технология работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать технологию работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к итоговой аттестации в условиях пространства  средней общеобразовательной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Технология работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ»»





ПРОЕКТНАЯ РАБОТА


«Технология работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ»





Автор проекта:

Смирнова В.В., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Старо-Тахталинская ООШ», Алкеевский МР РТ



































2024 г.


Оглавление

Введение ………………………………………………………………….. 3

  1. Контрольно- измерительные материалы…….……...……………………8

1.1. Комплексный анализ текста……………………………………………...8

2.2. Диктанты…………………………………………………………………..9

2.3. Дифференцированная проверочная работа…………………………….14

2.4  Вариативная работа по карточкам…………………………………..….17

2.5. Тесты……………………………………………………………………...27

2.6. Работа с текстом…………………………………………………………33

3. Фрагменты уроков…………………………………………………………35

Заключение……………………………………………………………..…….38

5.Список литературы………………………………………………….………39




















1.Введение.


Нет ничего могущественней слова… Никто не оспаривает эту истину, но, к сожалению, далеко не все способны использовать в своей жизни замечательный дар, данный во владение человеку.

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь. Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Современному обществу сегодня требуется компетентная личность, способная к самообучению, получению определённой информации из различных источников и свободно ориентирующаяся в быстро меняющемся информационном потоке.

Как школа может выполнить этот социальный заказ ,если с каждым годом мы имеем ухудшение результатов ОГЭ и ЕГЭ, связанное в том числе и с трудностями, которые испытывают школьники при работе с текстами и заданиями текстового характера, предлагаемыми на экзаменах по русскому языку?

Ответ известен : организовать результативную работу с текстом в образовательном пространстве современной школы.

Текст является основной информативной единицей компетентностно-деятельностной парадигмы образования. Именно текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке.

«Труд читателя,  по мнению В.Г. Маранцмана,  измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это  есть путь от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.

Цель проекта: определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать технологию работы с текстом на уроках русского языка при подготовке к итоговой аттестации в условиях пространства средней общеобразовательной школы.

Руководствуясь данной целью, передо нами стоят следующие задачи:

  • определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии работы с текстом

  • повысить интерес к русскому языку и литературе;

  • развивать мотивацию учебной деятельности;

  • повысить результативность обучения;

  • Продолжить работу с текстом, с его частичным  текстоведческим анализом, закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах  для подготовки к ОГЭ;

  • Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения – рассуждения.


Целевая группа: обучающиеся 9 классов общеобразовательных учреждений.


Объектом исследования являются учебные материалы, используемые при подготовке школьников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Предмет исследования: применение учебных материалов, используемых при подготовке школьников к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках русского языка данных приемов и методик, используемых при подготовке школьников к итоговой аттестации в 9 классе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания.

Методологической и теоретической основой исследования стали:

- труды в области дидактики, психологии, методики преподавания русского языка и литературы в школе;

- программы по изучению русского языка в 9 классе общеобразовательных учебных заведений;

- исследования по проблемам развития речи;

Основными методами исследования явились:

- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- описательный.


Приемы и методы работы при выполнении тестовых заданий послетекстового характера.


Развитие читательских умений на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ – это важная составляющая в работе учителя. При работе с текстом ученики должны уметь извлекать информацию, анализировать ее и перерабатывать.

Существует много различных приёмов работы с текстом, помогающих детям получать ту или иную информацию, чтобы использовать её для написания сочинений, изложений. Но мне хотелось бы сегодня поделиться небольшими наработками в плане подготовки к выполнению тестовых заданий послетекстового характера.

Это задания 6-8 ОГЭ. Данные задания направлены на анализ текста: проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств художественной выразительности речи.

Для успешного выполнения послетекстовых заданий обучающиеся должны владеть несколькими видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с

целью.

Это:

• просмотровое чтение– получение общей информации о содержании текста;

• ознакомительное чтение – извлечение основной информации. Текст читается целиком, но быстро;

• поисковое чтение – чтение направлено на извлечение конкретной информации;

• изучающее чтение – проникновение в смысл текста при помощи его анализа. Изучающее чтение позволяет читающему более полно понять информацию в тексте.

План работы над заданиями 6-8

1. Ознакомительное прочтение текста.

2. Определение темы и основной мысли текста.

3. Ознакомление с формулировкой задания № 7

4. Второе прочтение текста, поисковое.

5. Выполнение задания №7

6. Выполнение задания № 8

7. Третье прочтение текста, изучающее (по микротемам с составлением

опорного конспекта, выделением основной мысли каждой микротемы)

8. Выполнение задания № 6

Данный план подходит для работы с любым текстом. В зависимости от цели, поставленной перед учащимися на каждом конкретном уроке, учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся по

вариантам или коллективную – в виде общей работы над заданиями и совместного обсуждения. Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ по русскому языку, как правило, должны быть художественного стиля.

Схема-кластер работы над послетекстовыми зданиями ОГЭ

1. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Определение темы текста Определение основной мысли текста

2. ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

Работа над заданием № 8 Работа над заданием № 7

3. Изучающее чтение

Работа над заданием № 6

( 1)На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас, показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой. (2) Он привёл её в боевое положение и вдруг, увидев дымок понял: в его руках не учебная, а боевая граната… (3) До взрыва – это он знал хорошо – оставалось четыре секунды. (4) Выбросить гранату в окно, во двор – на это времени бы

хватило. (5) Но за окном, построившись в ряд, вышагивали на обед шестилетки… (6)

Выбросить гранату в коридор – но и там из-за нехватки классных помещений шли занятия. (7) А в классе сидело 26 мальчиков и девочек.

(8) И тогда, чтобы спасти ребят, он принял, и это подтвердили позднее эксперты,единственно правильное решение – рванулся в угол, пригнулся и крепко, намертво прижал гранату к своему животу. (9) И в тот же миг взрыв оглушил класс.

(10) Нелепый, трагический случай, произошедший из-за преступной халатности некоторых должностных лиц, стоил жизни молодому человеку, за короткое время работы в средней школе ставшему любимым учителем ребят. (11) Остались без отца шестилетняя Оксана, годовалый Юрасик, вдовой – жена Лариса.

(12) Юрий Лелюков выполнил перед людьми свой высший человеческий долг –пожертвовал собой, чтобы спасти других! (13) Есть ли что-либо более героическое, чем акт такого самопожертвования?

(14) Каждому из нас дана свобода выбора. (15) Выбираем мужественно и трудно, опираясь на свой опыт, опыт других поколений, что жили до нас, думаем, спорим, отстаиваем свою позицию. (16) Этот выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, с самого детства и до последних секунд своей сознательной жизни. (17) Каким он будет, зависит от многих причин: условий, в которых прошла или проходит наша жизнь, от сложившегося характера, от общественных идеалов и ценностей, которые мы предпочли всем другим, от родителей, от друзей, от учителей, от книг, спектаклей, фильмов. (18) От удач и неудач. (19) И мотивы, последствия нашего выбора каждый раз бывают различными. (20) Решения не всегда однозначны. (21)

Да и выбирать-то чаще всего приходится не между «или» – «или». (22) Число этих самых «или» порою бывает бесконечным. (23) И всё-таки человек выбирает. (24) Сделать правильный выбор – это, по существу, испытание наших идейных убеждений, мудрости, способности ориентироваться в сложной связи событий и фактов. (25) Сделать выбор, чтобы начать действовать. (26) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга:

порядочных и нечестных, добрых и злых. (27) И от выбора каждого, от его поведения зависят судьбы народов, людей, моя и ваша, читатель, жизнь. (28) И, следовательно, такой выбор является показателем того, как мы понимаем и выполняем свой моральный долг перед другими, обществом, чего мы стоим как люди, граждане. (29) Выбирать правильное решение человеку помогают интуиция и опыт прошедших поколений, советы друзей и

собственная практика, своды законов и случайные озарения.

(30) … Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно. (31) Выбрать из многих решений единственно правильное невероятно сложно. (32) От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти. (33) Они близко, они вплотную. (34) Ежедневно, ежечасно идёт проверка человеческой выдержки, идейной убеждённости, мудрости, способности ориентироваться в невероятной сутолоке дней… (35) А значит, каждому человеку надо ещё и ещё раз

продумать своё отношение к тому, что происходит в мире.

(36) Сделать выбор. (37) Правильный выбор. (38) И действовать.

(По Т.М. Джафарли*)

*Магеррам Аллахгулу оглы Джафарли — азербайджанский учёный, доктор филологических наук

1. Ознакомительное чтение текста.

Дети читают текст (1 человек вслух). После прочтения отвечают на ряд вопросов по тексту, определяют тему и основную мысль текста.

- Ребята, вы прочли отрывок из произведения Т.М. Джафарли. Этот отрывок является текстом? Докажите свой ответ. (дети отвечают)

- Как вы считаете, какова тема данного текста? (ответ)

- Что хочет сказать нам автор? Какова основная мысль текста? (ответ)

2. Поисковое чтение

Ребята, приступим к работе над тестовыми заданиями. И начнём нашу

работу с задания № 7. (далее открывается формулировка задания, сами варианты ответов учащиеся пока не знают)

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Повторение теоретического материала:

- что называется метафорой?

- для чего метафоры используются в текстах?

2) Дети, сейчас мы возвращаемся к тексту, читаем его ещё раз, выделяя в тексте (или выписывая из текста) все встречающиеся вам метафоры. (поисковое чтение текста)

3) Итак, прочтите все выписанные (или почёркнутые в тексте) метафоры. (ответ)

4) А теперь, зная все метафоры, встретившиеся вам в данном тексте,

выполните задание №7.

Детям даётся полная формулировка задания.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На уроке военного дела учитель Юрий Лелюков, старший лейтенант пограничных войск, по собственному желанию уволенный в запас,

показывал старшеклассникам, как обращаться с гранатой.

2) От века, от времени нельзя отпрянуть, нельзя отойти.

3) Мир состоит из многих людей, непохожих друг на друга: порядочных и нечестных, добрых и злых.

4) Разобраться в калейдоскопе событий очень трудно.

5) Решения не всегда однозначны.

Ученики очень быстро и, что главное, правильно выполняют это задание.

Трудности не возникает, т.к. материал отработан.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте среди предложений 16-20 антонимы (антонимическую

пару). Выпишите эти антонимы (антонимическую пару)

- Ребята, вам необходимо найти антонимы (антонимическую пару). Скажите,

что такое антонимы? (ответ)

Далее для выполнения данного задания ребятам необходимо выделить из

текста нужный отрывок и, прочитав еще раз, найти ответ на вопрос.

Формулировка задания № 8 может быть иной.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову ПОРЯДОЧНЫХ (предложение 26). Напишите этот антоним.

В этом случае также необходимо повторить теоретический материал, а затем

обратиться к указанному предложению текста, поскольку правильный антоним можно подобрать только при опоре на контекст.

1)Девятиклассникам предлагается третье, изучающее прочтение текста.

Необходимо внимательно прочитать каждую микротему текста, записать

(подчеркнуть) ключевые слова, выделить в ней главное и записать основную мысль микротемы (можно это сделать в виде плана или краткого конспекта).

Далее необходимо обсудить с ребятами содержание текста.

Приблизительные вопросы:

- после более детального прочтения что вы можете сказать о содержании текста?

- какова основная мысль 1-ой микротемы текста? ( 2-ой, 3-ей и т.д.)

- какой момент в тексте для вас является наиболее важным? ( варианты ответов детей.)

2)А теперь приступим к выполнению задания № 6

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Человек редко оказывается в ситуациях, когда ему предстоит сделать выбор.

2) Сделать правильный выбор легко, он обусловлен условиями жизни, характером человека, общественными идеалами и ценностями.

3) От выбора каждого человека, от всего его поведения зависят судьбы народов, жизни других людей.

4) Мало что зависит от отношения человека к тому, что происходит в

мире.

5) От каждого из нас зависит, что происходит в мире, поэтому мы должны выбрать из многих решений единственно правильное.

Алгоритм выполнения задания 6

1. Внимательно прочитайте вопрос. Отметьте, что вы должны найти:

соответствие тексту или несоответствие.

2. Вам предложено пять вариантов ответа. Каждый вариант необходимо

обязательно сверить с текстом. Для этого:

➢ найдите нужный отрезок текста и сверьте информацию, которая

находится в варианте ответа, с информацией в тексте;

➢ если вариант ответа не соответствует запрашиваемой в вопросе

информации, исключите его из предполагаемого варианта ответа;

➢ прочитайте оставшиеся предложения, повторно сверьте с

отрывком текста;

➢ если вы убеждены, что эти варианты ответа соответствуют

запрашиваемой в вопросе информации, запишите номера этих

предложений.

Как показывает опыт, данная схема работы над послетекстовыми заданиями

ОГЭ (6-8) даёт хорошие результаты. 90% обучающихся класса не допускает в

этих заданиях ошибок.

Приемы и методы работы с текстом при подготовке к написанию сочинения- рассуждения

Текст является основной информативной единицей компетентностно-деятельностной парадигмы образования. Именно текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке.

Как научить ребенка правильному восприятию , пониманию и интерпретации текста?

Для правильного понимания любого сообщения необходимо учитывать следующие факторы: построение самого текста, сложность заложенной в тексте информации, а также интеллектуально-эмоциональную деятельность, которую совершает читатель.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет навыками смыслового чтения, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения, такие как проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Понимание текста - это сложный процесс.

Исходя из этого, методика работы с текстом предполагает четыре этапа.

1 этап. Восприятие.

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием).

2 этап. Структурно-функциональный анализ.

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах - анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков). Анализируется система образов, проводится работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур. Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия.

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.

Именно так должна осуществляться работа с текстом на уроках русского языка при подготовке к написанию сочинения –рассуждения на итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

Исходя из личного опыта, хочу подробнее остановиться на подготовке к ОГЭ в 9 классе. Как показывают многолетние наблюдения, ребята охотнее выбирают задания 15.2 и 15.3. Конечно, задание 15.3 является более творческим .Что интересно, его выбирают как самые «продвинутые» в этом плане ученики, так и те , у кого совсем скромные способности.

Мне очень нравится текст «Уродина» Павла Александровича Васильева .Я часто использую его, когда мы начинаем учиться написанию сочинения –рассуждения (з.15.3).Данный текст несет глубокий нравственный смысл и позволяет организовать дискуссию на тему «Что такое красота?»

Уродина.

(1) Я живу на новостройке. (2) За моим домом начинается картофельное поле. (3) Наш дом еще не телефонизировали. (4) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке по коридору, Полине Ивановне, из смежной квартиры, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось достаточно много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.

(15) –Мне надо позвонить, –сказала девушка. (16) «Мне надо!» –для нее это уже значило все. (17) –Меня там ждут. (18) Я спешу! (19) Вы понимаете это?! –добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, –она выразительно посмотрела на меня…

(20) –Ну и что? –возмущенно раздалось из очереди. (21) –Не мешайте гражданину.

(22) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(23) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(24) –Что же вы ее пропустили? – укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(25) –Себе дороже будет! – усмехнулся он. (26) –У меня свои такие. (27) Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.

(28) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания, поэтому слышно было всем.

(29) –Сережа! – кричала она. (30) – Как договорились, жду на условленном месте.

(31) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (32) –Да тут всякие…

(33) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок, а возле меня она приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим:

(34) –Уродина!..

(35) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(36) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (37) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(38) – Сейчас приедет неотложка.

(39) – Спасибо.

(40) – Как вы себя чувствуете?

(41) – Лучше.

(42) Полина Ивановна молчала. (43) И я молчал, не зная, что говорить, что делать.

(44) Неожиданно в комнату вошла знакомая

мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (45) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(46) – Вы здесь?! – взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(47) – Моя внучка, – светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(48) – Так это вы не для себя звонили, так старались? (49) Для других старались? – спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(50) – Бабусик, я пойду, – обратилась она к Полине Ивановне. (51) – Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (52) Что у кинотеатра делается! (53) Психоз какой-то! (54) А ты побеседуй с этим джентльменом. (55) Приятная компания. (56) Ну, помчалась. (57) Целую!

(58) Неотложка пришла через несколько минут. (59) Возможно, девушка встретилась с врачом где-нибудь у лифта. (60) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (61) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (62) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (63) Наконец она ушла. (64) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла.

1 этап .Восприятие. Перед тем, как начать чтение, провожу первичную работу с названием (прием антиципации): « Как вы думаете, о чем будет этот текст?» Затем начинаем чтение с остановками, пытаемся предположить, как будут развиваться события дальше. По ходу чтения я даю сжато информацию о фильме «Покаяние» режиссера Тенгиза Абуладзе (картина вышла в прокат в 1987 году и была отмечена престижными кинопремиями), который в свое время имел широкий общественный резонанс. Ясно , что автор неслучайно уточняет, на какой фильм торопилась красавица-внучка. После прочтения формируется эмоциональная оценка текста с помощью вопросов:

-Понравился ли вам текст?

-Что не понравилось? …

-Какие чувства вызвало у вас отношение девушки к бабушке, окружающим людям?

2 этап. Даем характеристики героям (повествователь, внучка, мужчина около телефонной будки, бабушка Полина Ивановна),анализируем их поведение.

Выделяем ключевые слова, характеризующие героев рассказа. Больше всего ребята говорят о девушке: «Очень красивая», «Мне надо!», « не обращая на посторонних внимания», «и величаво прошла мимо нас, гордо вскинув подбородок», «Уродина!», « Для других старались?» , « с любопытством рассматривая меня»…(Девушка наделена редкой красотой, но ведет себя вызывающе, скандалит, не считается с окружающими, поглощена собой, не замечая даже тяжелого состояния бабушки).

Бабушка Полина Ивановна : «осталась одна» , «лежала на кровати, прикрыв глаза», «Моя внучка, – светлея лицом, прошептала…», « срочно отправить ее в больницу»…(бабушке очень тяжело говорить, ей очень плохо, она души не чает во внучке).

3 этап. Реконструкция смысловых структур. Находим ключевые эпизоды. Работаем с композицией, ищем кульминационный момент. Учащиеся выделяют предложения 10-14, где автор описывает удивительную красоту девушки .Предложения 16-19 ,28, из которых мы узнаем о скандальном характере девушки. А предложения 33-34 указывают на её высокомерие и откровенное хамство.(Ребята говорят резко, конкретно).Кульминационным моментом считают предложения 50-57.(Что должна сделать внучка, видя бабушку в постели в ожидании неотложки?-остаться с ней, дождаться врачей и узнать о состоянии здоровья, сопроводить в больницу. Героиня же , занятая только собой, упорхнула в кино, оставляя бабушку на незнакомого человека…)

Некоторые выделяют слова мужчины около будки-предложения 25-27(Себе дороже будет! – усмехнулся он. –У меня свои такие. Им слова не скажи, лучше отойти да стать в сторонку.)

Итогом обсуждения становится очень важный вывод о том, что в данном случае эта внешняя красота девушки не соответствует её внутреннему содержанию.

Задаю вопросы: «Так почему автор назвал текст «Уродина»? Кого в тексте называют этим словом? Почему? Можно ли сказать, что у повествователя красивая душу? Кто, по-вашему, на самом деле уродина? В прямом или переносном значении? Какая красота радует глаз, а какая- сердце? Что важнее?" Определяем проблему текста: Может ли внешняя красота заменить красоту души? Проблема истинной красоты человека. Что такое настоящая красота?( называют дети).

4 этап. Смысловая компрессия. Исходя из анализа текста, даем определение понятию « красота» (формулируем свои сообщения, создаем микротексты).У каждого они могут быть разные. Например: « настоящая красота человека-красота его души», «важно, чтобы человек был красив не только внешне, но и внутренне», « по-настоящему красив человек, если у него доброе сердце и отзывчивая душа». Используя презентацию ( прилагается к данной работе), наглядно демонстрирую, каковы были каноны женской красоты в разные века и у разных народов.

Слайд1Что такое красота? Скажите, пожалуйста, речь идет о красоте вообще?(нет. О красоте человека) Давайте порассуждаем об этом.-Можно ли однозначно ответить на данный вопрос?( нет!)Почему?(у каждого свои представления о красоте, кто-то скажет о внешности, а кто- о душе…)

-Существует ли универсальный идеал внешней красоты всех времен и народов?(Конечно, нет!).Доказательства-на экране.

Слайд2

- Вот одна из самых известных красавиц древнего мира-Клеопатра, царица Египетская .Не обладая яркой внешностью, она сводила с ума многих…Её можно считать роковой женщиной.

Слайд3

-Вот красавица средневековья с выбритой наполовину головой и бровями. Это фаворитка одного из Людовиков, короля Франции.

Слайд4

-Такой идеал русской красоты воспевал в 19 веке Кустодиев. А это-силиконовая красотка из современного глянцевого журнала.

Слайд5

-И, наконец, экзотические красавицы из африканских племен и идеальная японская красавица с черными зубами и выбеленным лицом.

Нам трудно понять такие попытки улучшить внешность.

Делаем выводы, что внешняя красота –понятие преходящее, а внутренняя-красота души, понятная всем, не зависит от возраста, национальности и других факторов. Духовная пустота делает безликой внешность человека. Вот и в тексте «Уродина» автор ясно показывает это. Первый аргумент формулируем ,опираясь на текст (2-3 предложения).

Необходима гармония между внешним и внутренним содержанием человека( уточняем по толковому словарю значение слова «гармония»-соразмерность частей в составе целого, созвучие, согласие).

На партах тексты: стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», высказывания А. Чехова(«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли») и Ф. Достоевского(«Красота спасет мир») . Читаем стихотворение, выделяя цитату( на слайде): «…что есть красота и почему её обожествляют люди ?Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Задание :какая из цитат классиков русской литературы, по вашему мнению, может быть использована в качестве второго аргумента для вашего сочинения?( большинство выбирают слова А. П. Чехова)

Формулируем определение : «Красота-гармоничное сочетание внешнего облика и духовных качеств человека». (Можно посмотреть определение понятия «красота» из словаря.Сравнить,)

По алгоритму, используя известные клише, пишем сочинение.

Пример: сочинение ученицы 9 класса Цукановой Дарьи (текст приводится с оригинала).

Что такое красота? Кого можно назвать красивым человеком? На эти вопросы можно ответить по-разному.

Кто-то скажет, что главное-красивое лицо и стройная, изящная фигура. Но каноны красоты в разные времена и у разных народов очень различались. Например, красавицы из африканских племен приведут в смятение любого европейца. А традиционные японские красавицы выглядят слишком экзотично…

В рассказе П.А. Васильева «Уродина» герой-повествователь встречает очень красивую девушку: «Слепой лишь ее не заметит…». Подобная красота столь же редкий дар природы, как талант или даже гениальность». Но, как оказалось, это равнодушная, холодная кукла со вздорным характером и уродливой душой. И возникает вопрос, о котором задумываешься, читая стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»: «…что есть красота…? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде ?»

Я думаю, что истинная красота человека-это гармоничное сочетание внешней красоты человека и его душевной красоты.

Подводя итог сказанному, я хочу привести слова великого русского писателя А.П. Чехова : «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

В целом, ученики с работой справились в силу своих возможностей. Можно отметить еще 3-4 удачных сочинения,5-6 удовлетворительных. Главным результатом считаю достижение важных личностных результатов, достигнутых благодаря обсуждению значимой нравственной проблемы; предметных-научились писать сочинения –рассуждения в формате ОГЭ; метапредметных-формирование навыков смыслового чтения в ходе поэтапной работы с текстом.

Чтение является важнейшим средством социализации учеников. В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя .

Заключение

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы с текстом:



- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;





















анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать мысли;

использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

Чтобы добиться успеха, я не просто уделяю внимание чтению и аудированию текстов, а стараюсь целенаправленно отрабатывать у школьников соответствующие умения и навыки.

Ученики должны:

        понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

        осознавать содержание текста;

        фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, полного или сжатого пересказа (устного или письменного);

        определять основную мысль текста, проблемы, его стиль и тип речи;

        дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;   выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;

        прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста, комментировать и оценивать информацию текста;

        осознавать языковые особенности текста и смысловые трудности его вос­приятия.

        заполнять (или самостоятельно составлять) схемы, таблицы на основе текста.

        использовать информацию текста в других видах деятельности (например, составлять рабочие материалы для использования их при подготовке докладов, рефератов).

Подумаем: какие действия мы производим над текстом на уроках? Читаем, пересказываем, анализируем. Но, во-первых, пересказываем без грамматической трансформации, без смысловой компрессии, не используя конструкции типа в тексте идет речь; автор, давая характеристику герою, уделяет особое внимание; проблемаавторская позиция и др. (то есть, не вводя языковые средства, с помощью которых можно обозначить дистанцию между автором и говорящим). Во-вторых, на уроках литературы понятия проблема и авторская позиция долгое время активно не употреблялись, чаще использовались понятия тема и идея или на уроках русского языка – тема и основная мысль.

Большинство выпускников справляется с публицистическим текстом, но с художественным справляются лишь немногие.

Разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу.

 

Список использованной литературы

1.     Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы в РК.(1)

2.     Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших  классов средней школы – М., Просвещение, 1986(2)

3.      Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6

4.     http://pritchi.ru/id_1203

5.      Морозова И.Д. “Виды изложений и методика их проведения”, Просвещение, 2011г.

 

 

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы с текстом:



- нахождение границ  предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- комплексный анализ текста;

- реконструкция текста;

- «диктант значений»

- синквейн;

- поэтическая разминка;

- прием «фишбоун»;

- прием «ассоциативный куст»;

- прием «рисуем словами»;





=



  1. Реконструкция текста. Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

  1. Прием «Восстановление деформированного текста»

Этот прием помогает формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте, работать над осознанием связи между предложениями в тексте, устранять однообразие синтаксических конструкций и речевых повторов.

  1. Прием «Ассоциативный куст»

Это один из основных приемов работы с информацией до чтения. Данный прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

  1. Прием «Лингвистическая сказка»

Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно   пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями.

  1. Прием «Рисуем словами»

Если нам нужно передать словами, как выглядит вещь, растение, животное, помещение, картина природы, человек, значит, мы должны создать словесное описание. Прием «рисуем словами» способствует развитию связной речи детей и пополнению словарного запаса.

  1. Прием «Диктант значений»

Прием экстраактивного обучения. Интересный способ словарного диктанта используется при обучении русскому языку.

Преподаватель диктует не слово, а его лексическое значение. Ученики должны по значениям определить слова и написать их.

  1. Прием «Синквейн»

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.






Задание 1 группе.

Прием «Восстановление деформированного текста»

После изучения в 7 классе темы «Причастие» и «Деепричастие» предлагается исправить «испорченный» текст.

Задание 2: Прочитайте «испорченный» текст. В нем выделено самое главное. Где нужно, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций, используя причастные и деепричастные обороты. Запишите исправленный текст.

«Спорить из-за тени осла» - поговорка. Поговорка родилась из старинной басни. Путник ехал на осле. Осёл был нанят за деньги. Путник на привале присел отдохнуть в тени. Тень падала от животного. Хозяин осла запротестовал. Хозяин осла заявил, что отдал внаймы только осла. Хозяин осла потребовал за его тень дополнительную плату.

Разгорелся ожесточённый спор. Дело дошло до суда. Выражение «Тень осла» стало обозначением нелепого спора. Спор затеян по пустякам.

( Э.А. Вартаньян «Из жизни слов»)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Задание 2 группе.

Прием «Ассоциативный куст»

Задание 1: Вам дано ключевое слово: пейзаж. Запишите вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.


Задание 2 группе.

Прием «Рисуем словами»


Задание 2: Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и ______________ на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика.

Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора.

(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

 





Задание 3 группе.

Прием «Лингвистическая сказка»

При изучении в 5 классе темы «Однородные члены предложения» эффективно использовать данный прием.




Задание 1: Прочитать сказку (читает учитель). Найти в тексте сказки однородные члены предложения, подчеркнуть их.

Тортик и преданное сердце.

Сказка.

Божья коровка легла на бочок и закрыла глазки.

«А-а-а-а-а», - укачивала её мама божья коровка.                                                  

Божья коровка сквозь ресницы видела, как мама затушила свечку и вышла.

А потом её приснился луг, на лугу плясали женишки: жучки, паучки и божьи коровчики.

Жучок с усиками держал в лапках еловую иголочку – хвоинку. Это был его подарок. Он надеялся, что невеста научится шить и сошьёт ему панамку.

Паучок в кепочке принёс крылья от мухи, а паучок с голубыми глазками принёс паутинку – из неё коровка сделает свадебную фату. Божий коровчик с рыжим чубчиком принёс тортик, а шмелик принёс сладкой пыльцы.

Божья коровка вздохнула: она очень любит подарки! Так бы и вышла за всех женихов сразу!                                                                                                      

А последний божий коровчик пришёл с пустыми руками. Он был беден. Он принёс невесте только своё преданное сердце и свою любовь.

Божья коровка подумала, что сердце её не пригодится. Лучше тортик.

Утром она поведала маме о своём сне. Мама вздохнула и сказала, что тортик-то дочка съест, а преданное сердце останется с ней навсегда!













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«Технология работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при подготовке к ОГЭ»

Автор: Смирнова Валентина Валерьевна

Дата: 22.09.2024

Номер свидетельства: 656624

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Эффективные методы и приёмы учителя русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации"
    ["seo_title"] => string(115) "effiektivnyie-mietody-i-priiomy-uchitielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-pri-podghotovkie-k-itoghovoi-attiestatsii"
    ["file_id"] => string(6) "280934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453451509"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Мотивация учащихся с низкими учебными  возможностями при подготовке к ОГЭ  по русскому языку. "
    ["seo_title"] => string(105) "motivatsiia-uchashchikhsia-s-nizkimi-uchiebnymi-vozmozhnostiami-pri-podghotovkie-k-oge-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "241952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445350326"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Индивидуальный план подготовки к ОГЭ "
    ["seo_title"] => string(37) "individual-nyi-plan-podghotovki-k-oge"
    ["file_id"] => string(6) "225912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439977714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства