Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Мотивация учащихся с низкими учебными
возможностями при подготовке к ОГЭ
по русскому языку.
Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.
В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.
чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.
1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».
. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.
Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельностиучащихся с низкими учебными возможностями на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи:
Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.
В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов:
1.Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
2.Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся 5-11 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).
3.Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.
4.Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.
Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем, и самим учеником.
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.
С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.
Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками
9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мотивация учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по русскому языку. »
Николайчук Валентина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
Мотивация учащихся с низкими учебными
возможностями при подготовке к ГИА
по русскому языку.
Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное.
В чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.
чём же причины такого явления? Разумеется, их немало.
1. К наиболее распространённой следует отнести неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учёба – это непростой труд, требующий специальных умений и навыков, а также немалой силы воли.
2. На второе место следует поставить громадность и сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию.
Обучение требует от школьника всё больше времени не только в школе, но и дома. А между тем вокруг него кипит многоцветная, полная разных соблазнов жизнь. Среди отвлекающих школьника соблазнов можно назвать телевизор, компьютер с захватывающими играми-«стратегиями».
. Отрицательное отношение к школе и к учителям в некоторых семьях тоже негативно влияет на детей. Иногда оно связано с недостаточной образованностью родителей или их собственным печальным школьным опытом.
Таким образом, причин нежелания учиться довольно много. Далеко не все из них легко устранимы. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?
Поставив цель: повышение мотивации учебной деятельностиучащихся с низкими учебными возможностями на уроках русского языка с целью повышения качества образования по данному учебному предмету, - определила для себя основные задачи:
Снабдить обучающихся определённым инструментарием универсальных учебных действий, необходимым им для преодоления трудностей познавательной деятельности и усвоения всего программного материала, а также для подготовки к государственной (итоговой) аттестации по предмету.
Внедрить в практику своей работы такие педагогические технологии, методы и приёмы, в основе которых лежит деятельностный подход в преподавании родному русскому языку, позволяющий обучающимся из пассивных слушателей и исполнителей превратиться в активных деятелей, замотивированных на достижение определённых результатов.
В душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и взаимопротиворечащие мотивы. Задача моя как учителя (и весьма непростая) заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. С этой целью использую имеющуюся в современной педагогике следующую систему стимулов:
Новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новое, до сих пор неизвестное и скрытое, может быть, даже тайное – всегда притягивают воображение и стимулируют познание. Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное. Использование на уроках русского языка приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ позволяет организовать работу с обучающимися по поиску нового, неизвестного.
Практическая значимость и польза для самих школьников. Зададим себе вопрос: зачем ученику необходимо овладеть лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенциями? Школьников всё меньше убеждают соображения о том, что им это нужно «для общего образования» или что они просто «обязаны» учиться! Учитель должен помнить, что интересно полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков, стремясь показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для карьеры и успеха в жизни, для престижа в обществе. Анкетирование обучающихся 5-11 классов (24 респондента) показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» - и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»).
Противоречивость материала. Когда человек встречается с противоречием, в частности, со взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно исключающими объяснениями некоторого процесса, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Проблемное обучение – одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения.
Оценка. Оценка должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда учитываю факторы личностного роста ученика, достижение им конкретных результатов.
Ситуация успеха, комфорта – наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Успех может быть сиюминутный, но он должен быть замечен и отмечен и учителем, и самим учеником.
Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. Я в своей работе пользуюсь многими источниками: специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения), Интернет- ресурсами. Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации- процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го.
С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие Малышкиной «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора.
Для формирования языковой и лингвистической компетенции широко использую такой вид контроля как тестирование. Создаю тематические тесты. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками
9 - х классов ГИА по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
«Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление - содержательной».