Технологическая карта урока
Дата: 15.02.2023
Класс 2 «Ж»
Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об имени
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Тема урока: Имя существительное как часть речи»
Технологическая карта урока
Дата: 15.02.2023
Класс 2 «Ж»
Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи, с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
Познакомить с основными признаками имён существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Ресурсы: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», толковый словарь. карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки-схемы, словарные слова, линейка, карандаш.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверяют своё рабочее место.
II. Актуализация знаний
- Тихо сядьте.
- Проверьте свою посадку при письме.
- Откройте тетради. Запишите:
26 января. Классная работа.
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов – частей речи )
1. Составление правил (на доске) – 3 человека
- Из чего состоят слова? (из букв)
2. Минутка чистописания
С. Михалков «Писать красиво нелегко…» («Чистописание»)
Пп Рр Ее Дд Мм Ее Тт
- Что скажете?
- Почему мы написали слово «предмет»?
- Как думаете, какую часть речи будем изучать?
- Что знаете об имени существительном?
- Что бы вы ещё хотели узнать об имени существительном?
2. Словарная работа.
- Какое время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Запишите их. Проверьте по словарю. Что общего в написании этих слов? (ь)
- Какую роль выполняет ь?
- Назовите слово, в котором звуков столько же, сколько и букв. (Январь) -6
- Что объединяет эти слова? (лексическое значение, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)
- Какая часть речи?
Проверяют свою посадку при письме.
Открывают тетради. Кладут их с наклоном.
Записывают число, классная работа.
Писать красиво нелегко
«Дает корова молоко».
За буквой буква,
К слогу слог.
Ну хоть бы кто-нибудь помог!
Карточки:
Части речи
Имя существительное
Предмет
Кто? Что?
Лексическое значение
III. Самоопределение
к деятельности
1. - Посмотрите вокруг. Назовите предметы.
- Поставьте к ним вопросы. Это существительные.
- Что такое имя существительное?
Сформулируйте правило.
- Посмотрим, согласны ли авторы учебника с этим определением.
2. Работа по учебнику (с.45)
- Прочитайте правило.
Вот, что рассказало о себе имя существительное:
Ученик:
- Я слово удивительное, -
Сказало существительное.
Обозначаю я предмет, -
Всему опора спору нет:
Ведь солнце, воздух и вода,
Земля, леса и города,
Заводы, люди и планеты-
Всё это разные предметы.
А значит, что я всех важней,
А значит, что я всех нужней!
- Согласны?
- И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи слов. (Словарь)
Имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова.
- Поэтому вы просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи.
IV. Систематизация знаний по теме
1. Работа по учебнику (с.44) Упр.74
- Рассмотрите рисунки.
- Назовите предметы. Поставьте к ним вопросы.
- Это имена существительные.
- Какие вопросы ставили?
2. Самостоятельная работа по вариантам
(2 человека работают у доски)
- Запишите слова в 2 столбика:
1-й столбик – слова, отвечающие на вопрос кто?
2-й столбик – слова, отвечающие на вопрос что?
- При затруднении в написании пользуйтесь словарем.
Гимнастика для пальцев
2). Страничка для любознательных
- А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название?
- На этот вопрос нам ответит наш научный консультант (имя ребенка).
Ученик:
Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет , который существует в окружающем мире. (с.47)
2 человека работают у доски
1 человек выписывает имена существительные, отвечающие на вопрос кто?,
2 человек – на вопрос что?
Остальные работают на своих местах.
Подчёркивают изученные орфограммы.
V. Подвижная физкультминутка
Если я называю имя существительное – вы хлопаете.
Если называю другую часть речи– приседаете.
Белый снег кружится.
Лёд покрыл реки.
Плывут серые облака.
Мороз нарисовал узоры.
Прилетели красногрудые снегири. (Вдох – выдох)
VII. Закрепление полученных знаний
1. Работа по учебнику
Упр.76, с.45.
- Прочитайте 1-ю пословицу.
- Как вы понимаете ее значение?
- Запишите. Подчеркните существительные одной чертой.
Обратите внимание: имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы.
2. Работа по карточкам (дифференцированная работа)
- Возьмите карточку.
- Подчеркните имена существительные одной чертой.
- Какое лексическое значение у этих существительных?
- Как определяли имена существительные?
Карточки (яблоко зеленое и красное)
Январь – сечень (сечёт зиму пополам).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
1. Вернемся к задачам урока.
- Какие учебные задачи ставили перед собой?
- Решили их?
-Что узнали об имени существительном?
2. Работа с сигнальными карточками
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек.
- Нарисуйте смайлик.
Ответы детей