Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Метод самостоятельной работы | Ф | | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь, сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. -Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь страница 18, упражнение 2. | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Метод решения орфографических задач, метод дедукции Приём: 1)Проведение словарного диктанта 2)Ответы на вопросы | Ф, И | | -Отложите дневники в сторону, откройте свои тетради, запишите число, в классе. Сегодня девятое марта. Словарный диктант по изученным ранее словам. (12-15 слов) Молоко, алфавит, апрель, дорога, ветер, капуста, мебель, молоток, мороз, народ, обед, ноябрь. -Сейчас мы приступаем к словарной работе, я диктую слова, а вы записываете к себе в тетрадь. Проверка словарного диктанта. -Продиктуйте мне слова по слогам. -Ребята, давайте вспомним, что такое текст? -Верно, молодцы. | Пишут словарный диктант. Диктуют слова по слогам -Текст - это два или более предложений, связанных между собой по смыслу. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Метод самостоятельной работы | Ф, И | Учебник | -Сегодня мы будем работать над изучением текста. -Откройте учебники на странице 50 прочитайте тему сегодняшнего урока. -Какую цель вы перед собой поставите? -Да, всё верно. | -Тема сегодняшнего урока «Как строится текст. Начало текста». -Сегодня на уроке мы должны узнать как правильно строится текст, как грамотно начать текст. |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Метод наблюдения над фактами языка, метод дедукции Приёмы: 1)Работа с текстом 2)Анализ текста 3)Озаглавливание текста | Ф, И | Учебник | -Посмотрите на упражнение № 1 на странице 50 учебника. -Давайте прочтём. -Как вы думаете, это текст? -Давайте определим тему текста. -Какова главная мысль этого текста? -В конце текста сказано, что для скворцов люди сами строят дома. -А как они называются? -А где их развешивают? -Верно. Давайте озаглавим этот текст. -Ребята, а можно озаглавить этот текст как «весенние хлопоты»? - Давайте так и озаглавим его. -Сейчас вам нужно закончить этот текст по его началу. Для начала прочтите его каждый жужжащим чтением. -Как вы его продолжите? - Запишите в тетрадях упражнение 1, и ниже посередине напишите заголовок «Весенние хлопоты». -Все записали? -Как можно закончить этот текст? Давайте придумаем одно или два предложения. -Молодцы. Запишите себе в тетрадь получившийся текст с заголовком. Не забудьте про конец теста, который вы придумали. Его тоже нужно записать. | -Весной возвращаются из тёплых стран птицы. Много хлопот у них теперь. Нужно строить жильё, воспитывать птенцов. Аисты вьют гнёзда рядом с домом людей. Говорят, что дом, на крыше которого живут аисты, будет счастливым. А вот скворцам дома часто строят люди. -Данный текст про весну, про возращение птиц из тёплых стран. -Главная мысль этого текста заключается в том, что люди заботятся о птицах, строят им жильё. -Да, это текст. Здесь 6 предложений, и все они связаны между собой по смыслу. -Они называются скворечники. -Их развешивают на деревьях. -Скворцы прилетели. Читают текст. -Эти дома называются скворечники и их вешают на деревья. -Домики для скворцов обычно называют скворечниками. Их мастерят из дощечек с отверстиями и развешивают на разных деревьях. Записывают озаглавленный текст с получившейся концовкой. |
Физкультминутка Цель: снять физическое напряжение | | Ф | | -Давайте разомнём наши пальчики. На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их нетрудно сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять! | Сгибают пальцы несколько раз. Трут ладошки друг о друга. Сгибают пальцы, разгибают пальцы и вытягивают руки вперёд. Поочерёдно сгибают пальцы, считая их вслух. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Метод наблюдения над фактами языка, метод дедукции, Приёмы: 1)Чтение текста 2)Определяют различия и сходства текстов 3)Отвечают на вопросы 4)Проверяют выполненную работу | Ф, И | | -Сейчас я прочитаю вам два текста. 1) Потом небо зазолотилось. Дыхнуло ветерком и потянуло лесной фиалкой. Грохнул по заре выстрел и долго катился по полям, и лесам, и перелескам. На минуту всё приумолкло, а потом хлынуло ещё звонче. 2) Над рекой и лугом повис текучий белый туман. Зазолотились макушки — сильный и весёлый кто-то по лесу вскрикнул! — поднялось над землёю ослепительное солнце. Смеётся солнце, играет лучами. И нет сил, глядя на солнце, сдержаться. — Солнце! Солнце! Солнце! — поют птицы. — Солнце! Солнце! Солнце! — цветы раскрываются. - Что общего у этих текстов? -А в чем их различие? - Совершенно верно. - Ответьте мне на вопросы. 1)Что такое текст? 2)Из каких частей состоит текст? 3)Как выбрать заголовок текста? -Верно. | -Они про весну. -В первом тексте нет начала, а во втором есть. 1)Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. 2)Текст имеет начало, основную часть и окончание. 3)Заголовок текста выражает главную мысль и соответствует его содержанию. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Метод самостоятельной работы Приёмы: 1)Анализ текста 2)Ответы на вопросы по тексту | И | | -Перейдем к упражнению 2 в учебнике на странице 51. -Прочитайте задание. -Прочитайте текст. -Давайте прочитаем подсказки ниже. -Какое из предложений больше подходит для начала текста? -А почему именно оно? | -Прочитай. Выбери из подсказки подходящее по смыслу начало текста. Объясни свой выбор. Запиши получившийся текст. -Однажды мы пошли в лес. В лес мы шли сначала по шоссе, а потом по лесной тропинке. Бежит тропинка среди душистых свежих трав, кружит по полям, лугам, уходит всё дальше и дальше к лесам и нивам. -Третье предложение. -Потому что оно раскрывает смысл всего дальнейшего текста. Записывают текст. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Метод наблюдения над фактами языка Метод дедукции Приёмы: записывание текста в тетрадь | Ф, И | Учебник | -Да, всё верно. Запишите в тетради получившийся текст вместе с началом, которое мы только что выбрали. | Записывают текст в тетрадь. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Метод самостоятельной работы | Ф | | -Наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? -Что нового вы узнали? -Спасибо вам за урок. | -Сегодня мы учились озаглавливать текст, придумывать конец текста и подбирать начало. -Мы узнали из чего состоит текст, для чего нужен заголовок и что в нём содержится. |