-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор.
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- Учебник: «Русский язык» 1класс.
Этап урока, его цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Регулятивные-Р, Познавательные-П, Коммуникативные-К; Личностные -Л |
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». | - Ребята, сегодня у нас гости! Обернитесь, посмотрите на них внимательно. -Повторяйте за мной. –Я на уроке. Сейчас я начну учится. - -Внимание моё растет. (-Я, как разведчик, все замечаю. -Моя память крепка, голова ясная-Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. -Я готов(а) работать. -Я работаю. | - Я на уроке. Сейчас я начну учиться. Я рад(а) этому. Я рад(а) этому. Внимание моё растет. Я, как разведчик, все замечаю. Моя память крепка, . голова ясная. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться. -Я готов(а) работать. -Я работаю. | Л Самоопределение, саморегуляция. Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; Р Планировать учебную деятельность; |
2)этап актуализации и пробного учебного действия. Цель этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. | -Ребята вспомним, что мы называем «алфавитом»? -Ребята, скажите, что такое «буква»? -Что такое «звук»? - Какие бывают звуки - А как мы определим, какой звук гласный? | -Алфавит-это буквы, расположенные в определенном порядке -Буквы мы пишем, видим, называем. -Звуки произносим, слышим. -гласные и согласные. -При произнесении гласного звука воздух не встречает преграды, гласный звук состоит из голоса, гласный звук образует слог. | Р выделять из темы урока известные знания и умения; планировать учебную деятельность; удерживать учебную задачу в течение урока; К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретать опыт учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности; различать гласные и согласные звуки и буквы,а также различать гласные I и II ряда; П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям ; Л формировать уважительное отношение к иному мнению. Развивать способности адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. |
3) Этап выявления места и причины затруднения. Целью этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Возьмите су-джок. -Откройте тетради, отступите 2 строчки вниз, на 3 посередине строки пишем 12 апреля, поставили точку. (на доске расчерчены линейки) Посмотрели на доску. Ставлю точку чуть ниже верхней линейки рабочей строки……. (состоит из двух элементов) - начинаем писать букву «а» немного ниже верхней линии РС; - ведём влево округлую линию к верхней линии РС; - округляем вниз до нижней линии; - ведём наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии РС; - без отрыва ведём вниз второй элемент буквы – короткую наклонную с закругление внизу вправо. (Дети записали строчную букву «а») (состоит из двух элементов) - Начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз короткую наклонную линию; - чуть не доводя до нижней линии РС закругляем вправо, доводим до нижней линии; - ведём линию вверх вправо до верхней линии РС; - (начинаем писать второй элемент буквы – палочку с петлёй внизу) начинаем писать с верхней линии РС: ведём вниз длинную наклонную палочку, затем движением руки влево делаем небольшую петлю; - пересекаем наклонную палочку обязательно на нижней линии РС; - заканчиваем писать на середине РС. (Дети записали строчную букву «у») - Начинаем писать чуть ниже верхней линии РС, введём вверх, чуть закругляем влево; - доводим до верхней линии РС; - ведём вниз округлую линию до нижней линии РС; - поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма. (Дети записали строчную букву «о») (состоит из двух элементов) - Начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС; - закругляем вправо и ведём вверх, чуть выше середины РС; - второй элемент пишется так же, как и первый, но заканчивается на середине РС. (Дети записали строчную букву «и») (состоит из двух элементов и соединительного элемента) - начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС; - закругляем вправо и продолжаем закруглять до середины наклонной палочки; - пишем присоединительный элемент от середины овала до верхней линии РС; - второй элемент (палочку с закруглением внизу) начинаем писать от верхней линии РС, ведём вниз, чуть не дойдя до нижней линии РС, закругляем вправо; - ведём вверх вправо до середины РС. (Дети записали строчную букву «ы») - Начинаем писать чуть ниже верхней линии РС: ведём вверх вправо, доводим до верхней линии РС, пишем округлую линию; - доводим до нижней линии РС, закругляем вверх влево; - на середине РС пишем горизонтальную чёрточку. -А теперь ребята, пропишите каждую букву еще один раз. (Дети записали строчную букву «э») -Прочтите буквы, которые вы записали. -Какие звуки они обозначают? -Сколько всего гласных букв в алфавите - А мы записали сколько - Каких букв не хватает? - Кто сможет назвать тему нашего урока? –Чему научимся сегодня на уроке? | Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну.(повторяют в другой руке) А У О И Ы Э Гласные. в алфавите10 гласных -а мы записали 6 гласных -Е Ё Ю Я -Буквы Е Ё Ю Я -мы узнаем что- новое о буквах Я,Ё,Ю,Е | К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах; участие в коллективном обсуждении проблем; различать гласные и согласные звуки ; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям; высказывать предположения, планировать, Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать учебную деятельность; удерживать учебную задачу в течение урока; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке; учиться определять цель и задачи усвоения новых знаний, в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности. |
Физкультминутка Цель: снятие утомления через физические упражнения | -Встаньте из-за парт и повторяйте за мной. Я-Я-Я-Все умею делать Я! Ё-Ё-Ё-глажу с бабушкой бельё! Е-Е-Е- помогаю всем в семье! Ю-Ю-Ю- с папой песни я пою! | | Л Установка на здоровый образ жизни. -экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Р удерживать учебную задачу в течение урока; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний; в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности. К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
4) этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Ребята, открываем учебник,с.60 упражнение 6. -(ученик) читает задание -Какие из данных букв обозначают гласный звук и указывают на твердость предшествующего согласного звука- -А на мягкость предшествующего согласного звука Проверим Слайд 1 Лук-люк -Вставим гласную 2 ряда.Что изменилось? -а что еще изменилось Слайд 2 -Найдите 7 упражнение на 60 странице. Рассмотрим записи. Буква «Е» может обозначать звук Э. Когда это происходит? Приведите примеры таких слов Дети проговаривают все звуки ,которые дают эти гласные. Нашли в упражнении букву «Е», она обозначает слияние двух звуков Й Э Когда это происходит? Приведите примеры таких слов Посмотрите букву Ё…Ю,….Я - Ребята, обратите внимание, что эти гласные буквы обозначают один звук, когда стоит после согласного!!! Слайд 2 - А когда эти буквы стоят в начале слова и после гласной, то дают слияние двух звуков. | -Буквы в 1 ряду указывают на твердость предыдущего согласного, а буквы во 2 ряду - на мягкость. АОУЫЭ ЯЁЕЮИ л-стал мягким изменился смысл слова. Когда буква «Е» стоит после согласного. Дети проговаривают все звуки ,которые дают эти гласные. -Когда буква «Е» стоит после гласного. (отвечают дети) | П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта). обсуждать проблемные вопросы; коммуникативные: умение слушать и слышать, вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; п выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сверять выполнение работы; планировать учебную деятельность; удерживать учебную задачу в течение урока; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний; в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности. К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; находить в учебнике информацию в соответствии с заданием; |
5) этап реализации построенного проекта. Целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | (Работа в группах) - А сейчас мы разделимся на группы по 4 человека. У вас на партах будут карточки со словами. Каждая группа прочитает и подумает, на какие 3 группы их можно разделить. Вам нужно каждое слово аккуратно наклеить в свой столбик. Чья группа выполнит задание поднимает руки вверх. Задание понятно? Приступаем! -Первыми были(…)(…группа) (-Докажите(объясните) -Если вы согласны, хлопните раз. -Вторыми были (…)(…группа) -Докажите(объясните) -Если вы согласны, хлопните раз. -Третьими были (…)(…группа) -Докажите ,объясните -Если вы согласны, хлопните раз | После согласных: сел, полёт, клюв, мясо) В начале слова: ел, ёлка, юг, яма После гласного: боец, приём, маяк, стоят | Л понимать значение гласных ,дающих два звука; понимать пользу витаминов для здоровья человека; развитие способности адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям (продукт от пользы). находить информацию о витаминах в соответствии с заданием; различать значение витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека. Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; удерживать учебную задачу в течение урока; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний; в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности; умение слушать и слышать; учиться формулировать собственное мнение и позицию; осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; |
Физкультминутка для мелкой моторики | Подготовьте резиночку из су-джока. | Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того, чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал! | Л Установка на здоровый образ жизни ; Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; удерживать учебную задачу в течение урока; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности; К приобретение опыта сотрудничества, осуществление совместной, творческой деятельности; |
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Целью этапа является усвоение учащимися нового способа действия. | Упражнение разноуровневое задание -Выберете карточку зеленого цвета с простым заданием или с заданием поинтереснее оранжевого цвета.(раздаем карточки) На карточке розового цвета записаны слова, вам нужно вставить пропущенные буквы и выписать только те слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука. Слова: маяк, лес, ёжик, эхо, тётя, южный, луч Далее, давайте с вами выпишем только те слова, в которых гласная буква дает два звука. Слова начинаем писать с красной строки, с большой буквы, через запятую. -ма…к, л…с,…ёжик, п…нь, …голка, …мя, …сный, …нь. Ягода, Ёжик, ясный | | Л обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); Р сверять выполнение работы; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; удерживать учебную задачу в течение урока; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности. П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать,; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение слушать и слышать, вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; |
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Целью этапа является достижение цели пробного учебного действия. | -Послушайте отрывок стихотворения Ивана Сурикова. Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. -Разделим слово деревня на слоги хлопками-Сколько слогов в слове деревня? Откройте словарики, запишем новое слово. -Позовем слово.(Деревня) -Куда падает ударение? Поставьте его.(Ставят) -Назовите букву в которой можно ошибиться-Подчеркните её Слайд ___На слайде даны слова. (свою, бабушка, деревню, любит) Они перепутаны местами. (Их нужно расставить так, чтобы получилось верное красивое предложение. -Подумайте и запишите его в тетрадь самостоятельно. С красной строки, заглавной буквы. (Дети записывают) -Сравните с образцом.(Читает учитель)(Бабушка любит свою деревню). - Найдите в вашем предложении слово, в котором гласная даёт 2 звука | -Дети хлопают -В слове деревня 3 слога. Дети записывают. Учитель вывешивает слово на доске. Ударение падает на 2 слог. В первой букве «е» или в букве «е» первого слога. Дети подчеркивают. | Л Развитие способности к волевому усилию. Развитие способности адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. П выбирать наиболее эффективные способы решения задач; учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям ; выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем. Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; удерживать учебную задачу в течение урока; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; учится определять цель и задачи усвоения новых знаний; в сотрудничестве с учителем, подводить итоги учебной, практической деятельности. К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
8) этап включения в систему знаний и повторения; Целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | -Расскажите, какие буквы могут обозначать два звука? В каких случаях? -Приведите примеры. -А когда эти буквы обозначают 1 звук? | - ЕЁЮЯ -после гласной, в начале слова - после согласной | Л желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания. Установка на здоровый образ жизни; готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения; развитие способности адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку. П учиться обобщать, систематизировать, классифицировать по заданным критериям; Р понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; подводить итоги учебной, практической деятельности. К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности в парах, в группе; |
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Вот наш урок и подошел к концу, оцените свою работу на нем. Эта буква - это слово, В путь всегда оно готово. О себе рассказ начнешь, Вот её и назовёшь! У вас на столах есть буква Я, поставьте себя на верхнюю ступеньку нашей лестницы, если у вас все получилось и не было трудностей, чуть ниже, если что-то осталось непонятным, и еще на ступень ниже и если были затруднения. -Спасибо за урок. | Буква Я | Л способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; К учиться формулировать собственное мнение и позицию; приобретение опыта учебного сотрудничества, осуществление совместной познавательной, творческой деятельности; Р отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; подводить итоги учебной, практической деятельности. |