Предмет, класс | Родной (русский) язык 2 класс |
УМК, автор программы | УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. |
Учитель | Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный |
Тема урока, № урока в рабочей программе | Для чего нужны синонимы? Урок №9. |
Цель урока | Дать представление о роли синонимов в речи. |
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью; способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи. | развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы | воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог |
Планируемые результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД |
Расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас. | формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД) |
Методическое обоснование урока | Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи. |
ИОС урока | Учебно-методическое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) |
| учебник с.80-83 | | мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений |
Название этапа | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»). | Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой. -Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка. -Проверьте, как организовано ваше рабочее место. - Повернитесь друг к другу и скажите такие слова: - Я умею думать, - Я умею рассуждать, - Что полезно для работы, - То и буду выполнять. - У меня получится, - И у тебя тоже. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Повторяют за учителем настраиваются на работу. |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | –Ребята, улыбнитесь друг другу. -Какое у вас выражение лица? -А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное. - Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много? -Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? (Синонимы) -Прочитайте слова (слайд), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю. -Объясните, для чего в речи используют синонимы? | Улыбаются. Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу). Выполняют задания учителя к упр.1. Отвечают на вопросы. (затруднение) |
3. Выявление места и причины затруднения. | На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. | -Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?) -Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? -Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи. -Что такое синонимы? -Назовите еще раз тему урока. -Найдите ответ на этот вопрос в рамочке. -Для чего же нужны синонимы? Прочитайте. -Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений. - Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной») -Как будем доказывать? (выполняя упражнения) | Читают тему урока вслух. Отвечают на вопросы. Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя. Обсуждают информацию. Определяют цель и задачи урока. |
5. Реализация построенного проекта. | На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | -Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд). Зябнет осинка, Зябнет на ветру, Зябнет на солнышке, Зябнет в жару. -Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами). -Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2. -Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике,? Почему? - Какими словами - синонимами заменили слово зябнет? - Что они обозначают? (ощущать холод) - Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку? -Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы. -Проверьте и оцените свою работу смайликом. -Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию». | Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя. Проверяют и оценивают работу смайликом. Делают вывод с опорой на «важную информацию». |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | - Прочитайте отрывок (слайд). Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… -Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост») -Прочитайте выделенные слова. - Можно ли их назвать синонимами? Почему? (обозначают одно и то же -собраться в одном месте) -Покажите, как сбежались маленькие зайчата? -Как вы понимаете значение этого слова? (бегом) - Покажите, как зайцы собрались. - Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом) -Покажите, как они приплелись. - Что значит приплелись? (пришли медленно) -Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения? (Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. ) -Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. - Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию». -Выполните упр.3 на с.82, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов. -Проверим работу и оценим смайликом. | Читают отрывок на слайде. Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя. Делают вывод. Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя. Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Прочитайте еще раз «важную информацию» о синонимах. Что нам осталось доказать? ( синонимы делают речь яркой, выразительной) -Вам предстоит самостоятельная работа по карточке. Чтобы с ней справиться, выполним устно упр. 6 на с. 82-83. -Какую сказку А.С.Пушкина мы читали в этом году? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А.С.Пушкин в сказке использовал определенные эпитеты. Вам нужно их выбрать из ряда синонимов и записать получившиеся словосочетания. -Выполните самостоятельную работу по карточке: Выбери из скобок слово, которое автор употребляет в сказке. Выпиши словосочетания. (Ветхая, старая, дряхлая) землянка, (драгоценная, золотая, прекрасная) рыбка, (жестокая, суровая, грозная) стража, (ласковое, нежное, доброе) слово. Проверь себя по учебнику «Литературное чтение» на с.90,91,98. -Оцените работу смайликом. - Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы. -О чём узнали на уроке? - На какие вопросы вы получили ответы? - Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока? | Дети еще раз читают «важную информацию» и определяют, какой пункт осталось доказать. Выполняют подготовительное упр.6 Выполняют самостоятельную работу по карточке. Осуществляют самопроверку, оценивают работу смайликом. Делают вывод. Отвечают на вопросы. |
8. Включение в систему знаний и повторение. | На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. | -Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. -По желанию можно оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики. (выставление отметок) - Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок. | Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям). |
10. Информация о домашнем задании | Даются разноуровневые задания | -Выполните задание на выбор: упр. 5, 7 или 8 на с.82-83. -А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81 | Записывают информацию о домашнем задании |