kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока родному (русскому) языку "Для чего нужны синонимы?".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для проведения во 2классе с использованием учебника "Родной русский язык. 2класс" Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.  (Обучение по УМК "Школа России").

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока родному (русскому) языку "Для чего нужны синонимы?".»



Информационная часть технологической карты

Предмет, класс

Родной (русский) язык 2 класс

УМК, автор программы

УМК «Русский родной язык». Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.


Учитель

Авилкина Ирина Витальевна, учитель МБОУ «Европейский лицей» п.Пригородный

Тема урока,

№ урока в рабочей программе


Для чего нужны синонимы? Урок №9.

Цель урока

Дать представление о роли синонимов в речи.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

способствовать формированию навыков правильного использования синонимов в речи.

развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать навыки самостоятельной работы, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать, делать выводы

воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку, воспитывать интерес к предмету, воспитывать умение слушать, оценивать, работать в паре, вести диалог


Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов в речи; проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; обогащать активный и пассивный словарный запас.

 формировать интерес к русскому языку, способность преодолевать трудности (ЛУУД); постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция(РУУД); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения (КУУД); анализ, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (ПУУД)

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. С темой «Синонимы» дети знакомились на уроке русского языка, поэтому основное внимание уделено работе, направленной на определение роли синонимов в речи.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


учебник с.80-83


мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Название этапа


Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.





Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приветствует учащихся. Проверяет готовность урока. Создает эмоциональный настрой.

-Сегодня на уроке мы продолжим раскрывать секреты русского языка.

-Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

- Повернитесь друг к другу и скажите такие слова:

- Я умею думать,

- Я умею рассуждать,

- Что полезно для работы,

- То и буду выполнять.

- У меня получится,

- И у тебя тоже.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.







Повторяют за учителем настраиваются на работу.

2. Актуализация и пробное учебное действие.


На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.


–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица?

-А у меня получились такие слова: радостное, счастливое, весёлое, довольное.

- Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

-Как называются слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но совпадающие или близкие по значению? (Синонимы)

-Прочитайте слова (слайд), подберите к ним синонимы (на слайде записаны слова 1-го столбика из упр.1 на с.80). Объясните различия в значении слов в каждой паре. Если будет трудно, обратитесь к толковому словарю.

-Объясните, для чего в речи используют синонимы?

Улыбаются.

Дают ответы на вопрос. (Потому что эти слова близкие по значению/смыслу).






Выполняют задания учителя к упр.1.



Отвечают на вопросы.



(затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения.


На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.



-Откройте учебник на с. 80 и прочитайте тему урока. На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Для чего нужны синонимы?)

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

-Прочитайте «важную информацию» о синонимах на с.80. во внутренней речи.

-Что такое синонимы?

-Назовите еще раз тему урока.

-Найдите ответ на этот вопрос в рамочке.

-Для чего же нужны синонимы? Прочитайте.

-Предлагаю проверить эту информацию, в ходе выполнения упражнений.

- Что будем доказывать? (что «синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой и выразительной»)

-Как будем доказывать? (выполняя упражнения)

Читают тему урока вслух.





Отвечают на вопросы.



Работают с рамочкой «важная информация» по заданиям учителя.

Обсуждают информацию.

Определяют цель и задачи урока.


5. Реализация построенного проекта.


На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.


-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения (слайд).

Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

-Всё ли вам нравится в нём? Почему? (Часто повторяется одно и то же слово). Что бы вы посоветовали автору? (Заменить повторяющиеся слова синонимами).

-Прочитайте стихотворение И.Токмаковой на с.80 упр.2.

-Какое стихотворение вам нравится больше: на слайде или в учебнике,? Почему?

- Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?

- Что они обозначают?

(ощущать холод)

- Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите стихотворение в тетрадь и подчеркните синонимы.

-Проверьте и оцените свою работу смайликом.

-Сделаем вывод: для чего автор использовал синонимы в данном стихотворении? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

Дети готовятся к чтению и выразительно читают стихотворение на слайде.



Отвечают на вопросы учителя.














Выполняют упр.2 на с.80 по заданиям учителя.

Проверяют и оценивают работу смайликом.

Делают вывод с опорой на «важную информацию».

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- Прочитайте отрывок (слайд).

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

-Прочитайте выделенные слова.

- Можно ли их назвать синонимами? Почему?

(обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Покажите, как сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

- Покажите, как зайцы собрались.

- Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

- Что значит приплелись?

(пришли медленно)

-Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений.

- Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? Ответьте, опираясь на «важную информацию».

-Выполните упр.3 на с.82, работая в парах. Запишите предложение, в котором можно использовать только один из синонимов.

-Проверим работу и оценим смайликом.


Читают отрывок на слайде.



Отвечают на вопросы и выполняют задания учителя.


























Делают вывод.

Работают в парах: выполняют упр.3 по заданию учителя.

Проверяют работу и оценивают правильность выполнения смайликом.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


- Прочитайте еще раз «важную информацию» о синонимах. Что нам осталось доказать?

( синонимы делают речь яркой, выразительной)

-Вам предстоит самостоятельная работа по карточке. Чтобы с ней справиться, выполним устно упр. 6 на с. 82-83.

-Какую сказку А.С.Пушкина мы читали в этом году? («Сказка о рыбаке и рыбке»). А.С.Пушкин в сказке использовал определенные эпитеты. Вам нужно их выбрать из ряда синонимов и записать получившиеся словосочетания.

-Выполните самостоятельную работу по карточке:

Выбери из скобок слово, которое автор употребляет в сказке. Выпиши словосочетания.

(Ветхая, старая, дряхлая) землянка,

(драгоценная, золотая, прекрасная) рыбка, (жестокая, суровая, грозная) стража, асковое, нежное, доброе) слово.

Проверь себя по учебнику «Литературное чтение» на с.90,91,98.

-Оцените работу смайликом.

- Сделаем вывод, для чего еще нужны синонимы.

-О чём узнали на уроке?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё вопросы, интересующие вас по теме урока?

Дети еще раз читают «важную информацию» и определяют, какой пункт осталось доказать.



Выполняют подготовительное упр.6







Выполняют самостоятельную работу по карточке.





Осуществляют самопроверку, оценивают работу смайликом.

Делают вывод.


Отвечают на вопросы.


8. Включение в систему знаний и повторение.


На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


-Предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью.

-По желанию можно

оценить свою работу отметкой, ориентируясь на смайлики.

(выставление отметок)

- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Оценивают свое участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Переводят оценки своих заданий смайликами в отметку (по предложенным критериям).

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

упр. 5, 7 или 8 на с.82-83.

-А для тех, кто любит задания посложнее, упр.4 на с.81

Записывают информацию о домашнем задании








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока родному (русскому) языку "Для чего нужны синонимы?".

Автор: Авилкина Ирина Витальевна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-проект по русскому языку "Слово о словах" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-proiekt-po-russkomu-iazyku-slovo-o-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "147159"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419335208"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства