Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис "
Учитель: Якушкина Светлана Васильевна
2. Предмет: русский язык.
3. Класс 5.
3. Авторы УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., издательство "Просвещение",2013 год
4. Тема урока: "Виды предложений по цели высказывания"
5. Тип урока: урок изучения нового материала
6. Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, научить распознавать виды предложений по цели высказывания, научить произносить с нужной интонацией повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
7. Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся по теме « Синтаксис» ( словосочетание, предложение, члены предложения, интонация).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное, развивать речь ( строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания , формировать правильное отношение к предложению, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего, правила постановки знаков препинания при написании повествовательного, вопросительного и побудительного предложений, уметь: опознавать единицы синтаксиса, распознавать виды предложений по цели высказывания, анализировать предложение с точки зрения структуры, интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, составлять разные виды предложений по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический разбор;
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом;
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самоконтроль, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, словосочетание, предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), интонация, знаки препинания, виды предложений по цели высказывания, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, синтаксический разбор.
10. Ресурсы: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, индивидуальные карточки с памятками, учебник, тетрадь, «Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанский, В.В. Иванов, « Словарь русского языка» С. И. Ожегов.
Организационная структура урока
№
Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
УУД
1
Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Включение в деловой ритм.
Устное сообщение учителя.
- Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Каким бы вы хотели увидеть наш урок?
- А что для этого нужно сделать?
- Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Подготовка класса к работе.
Дети улыбаются, внося позитив на весь урок, помогая друг другу в адаптации.
Дети предлагают свои ответы.
Делают предположения по ходу урока.
Делают предположения по поведению на уроке, давая возможность каждому активнее работать на уроке.
Личностные : самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
1.Проводит игру « Ты – мне, я - тебе»
2.Диктует учащимся предложение для записи и последующего синтаксического разбора: Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают с деревьев и устилают землю мягким ковром.
- Ребята, что содержится в этом предложении? С какой целью построено это высказывание?
- А что ещё может содержаться в предложениях? Какими они могут быть по цели высказывания?
1.Участвуют в игре,
закрепляя знания по теме «Синтаксис»
2. Записывают предложение в тетрадь, выполняют разбор по членам предложения, объясняют постановку знаков препинания.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков
3
Постановка учебной задачи.
Цель: постановка цели урока;
Выявление места и причины затруднения.
1.Исходя из подготовительной работы , организует формулировку учащимися темы урока, поставку цели.
2.Организует наблюдения учащихся. Активизирует внимание. (Работа по учебнику на стр. 70.)
3.Организует работу по составлению вопросительного предложения.
4.Создаёт проблемную ситуацию.
- Это сообщение или вопрос?
- Если цель нашего высказывания – сообщить о чём-нибудь, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
- При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.
Как определить? Какое получится по цели высказывания предложение?
5.Следит за правильностью работы со словарем.
1.Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Слайд №2
2. Проводят наблюдения. Делают выводы. Слайд №3.
3.Составляют предложение из данных слов.
Мама, дети, подарки, все, готовить. 4.Записывают предложение в тетрадь, объясняют постановку знаков препинания.
Слайд №4.
5.Работают с этимологией слова.
( Вопросить - заимствовано из ст.- сл. яз., в котором оно является производным, с помощью приставки въ-« в» от «просити» - спрашивать.(« Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанский, В. В.Иванов).
- Если цель высказывания – спросить о чём-либо, то мы используем вопросительные предложения.
В вопросительном предложении голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова: кто? что? где? куда? откуда? зачем? сколько? какие?, а также частицы ли, неужели, разве и др.
4. Контролирует интонацию при чтении вопросительных предложений.
- Выделите интонацией нужные слова. Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому справа.
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана?
Да, по равнинам Окияна.
Да, едет.
Нет, не флот.
Да, Салтана.
5.Помогает сделать обобщение.
6. Организует работу по составлению побудительных предложений.
7. Следит за правильностью работы со словарем.
8.Контролирует правильность интонации при чтении побудительных предложений.
9.Подводит итоги работы по изучению нового материала. Организует первичное обобщение.
1.Определяют, какие виды предложений по цели высказывания у них получились.
2.Читают предложение с нужной интонацией по заданному ответу. Слайд №4
3.Знакомятся с вопросительными словами и частицами, которые помогают составить вопросительное предложение. Слайды №5.
6.Выполняют упр. 147. Составляют и записывают побудительные предложения. Определяют цель высказывания, объясняют знаки препинания в конце предложения.
7.Объясняют значение слова. (Побуждать - понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то). « Словарь русского языка» С. И. Ожегова.
8.Выполняют упр.146.
9.Формулируют вывод. Слайд №7
Проговаривают вывод друг другу.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные : моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5
Первичное закрепление.
1.Устанавливает осознанность восприятия. Следит за соблюдением интонации при чтении предложений.
2.Оказывает индивидуальную помощь.
3.Анализирует и оценивает вместе с учащимися составленные предложения и мини- сочинения.
1.Выполняют коллективно упр. 149. Составляют и записывают разные по цели высказывания предложения. Сильные учащиеся могут составить мини-сочинение.
2. Зачитывают работы по желанию. Анализируют и оценивают составленные предложения. Отрабатывают интонацию чтения предложений
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: учебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Физкультминутка
Организует физкультминутку
Выполняют действия по указанию учителя.
6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: усвоение новых знаний.
1.Организует деятельность по применению новых знаний.
Читает текст цифрового диктанта.
Ребята, вы любите читать книги?
Лучи солнца отражаются в воде.
Кто взял книгу?
Помогите мне, ради бога.
Вот и озеро.
Вечереет.
Что это звенит?
Неужели ты всё забыл?
Давай споём!
Какая тишина!
Помолчи.
Обязательно выучи правило.
2.Контролирует действия учащихся.
3.Организует работу по самопроверке.
1.Самостоятельная работа. Цифровой диктант. Не записывая предложения, поставить их номер в определенную колонку.
Повество-
вательные
Вопроси-
тельные
Побуди-
тельные
2,5,6,10
1,3,7,8
4,9,11,12
2.Осуществляеют самопроверку, пошагово сравнивая с ключом.
Слайд №8.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
7
Рефлексия деятельности (итог урока).
Домашнее задание.
1.Организует рефлексию.
Организует работу по составлению побудительных предложений – пожеланий одноклассникам.
Д/З: выпишите по 2 предложения каждого вида по цели высказывания из сказок А.С. Пушкина
1.Составляют побудительные предложения с пожеланиями одноклассникам.
2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
3.Записывают домашнее задание.
Слайд № 9
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: самооценка.