6.Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания
11. Карту урока составила Кирсанова И.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «Тиксинская СОШ №2» МО «Булунский улус (район)» РС (Я)
Этапы урока | Ход урока | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация к учебной деятельности | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1. Приём «Верю - не верю» (учащиеся соглашаются /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения) -Верите ли вы, что фонетика - это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений? -Словосочетание состоит из подлежащего и сказуемого? - В предложении всегда есть грамматическая основа? - Это предложение? ДЕНЬ. - Главные члены предложения являются словосочетанием? - Сочетание слов ПРИЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ является словосочетанием? - В предложении ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ! грамматическая основа состоит только из сказуемого ВОЗЬМЕМСЯ? 2. Работа по карточкам (по итогам работы по карточкам проводится формирование групп). Карточка № 1 1) Вставить нужные орфограммы: Ч…совой стоит на п…сту. 2) Ч…совой - имя существительное, потому что: а) …….;б)……….;в)……. Карточка № 2 1) Вставить нужные орфограммы: Ч…совой механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко. Ч…совой - имя прилагательное, потому что: а) ……..;б)………; в)……. Карточка № 3 Чем различаются выделенные слова: внимательный часовой; часовой механизм: а) … а) … б) … б) … в) … в) ... |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
III. Введение в тему и формулирование проблемы урока | -Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит? (Виды предложений по цели высказывания) - Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? (Учащиеся делают предположения). -Назовите однокоренные слова (сказать, рассказать, высказать). - Да, действительно, всё это однокоренные слова с корнем – сказ-. Составьте своё небольшое высказывание на тему «Умные названия» (3-4 предложения). После анализа высказываний учащихся, учитель просит сформулировать вопрос (проблему) урока, его цель. - Прочитаем параграф 51 на стр.146. -Выполним устно упр.408. | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в дополнительных источниках Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
IV. Открытие нового знания | Класс разделен на 2 группы 1.Работа с лингвистическим текстом (упр.409). Групповое выполнение заданий. Представление результатов работы группы. 2.Заполнение концептуальной таблицы "Виды предложений по цели высказывания”. Вывод: (дети делают сами, а потом сверяют с правильным ответом) - Итак! Есть три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные. - Прежде чем надписать над предложенными группам предложениями эти названия, обратите внимание на корни слов. Сформулируйте правила, определение и надпишите названия видов предложений на пропущенные строчки. - Для чего нужны такие виды предложений? (чтобы более точно донести до слушателя свои мысли) - От чего зависит выбор того или иного вида предложений? (от ситуации) 3. Физкультминутка | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Регулятивные:строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
V. Углубление знаний, развитие учебноязыковых и речевых умений | Задание 1. Прочитать текст, определить его основную мысль. Как вы думаете, почему статья, из которой взят отрывок, называется «А,Б,В… (Мечты и фантазии»)? Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я бы выпускал для детишек конфеты «Азбука». Существуют же конфеты «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще и «Азбука». Не всё ли равно, что на бумажке печатать? А тут на одном фантике- буква А и нарисован автобус или арбуз, на другом- буква Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Собирай такие фантики и учи азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным! (По Н.Носову) После прочтения текста учитель отмечает, что текст написан Н.Носовым в 60-е годы XX века. -А какие названия конфет существуют в настоящее время? (ответы учащихся) - Какое отношение данный текст имеет к теме сегодняшнего урока? (предположения учащихся, одно из предположений: в начале урока было задание: составить высказывание на тему «Умные названия»). - В каких предложениях текста содержится сообщение о чем-либо? В каких - вопрос? В каких -побуждение к действию? ( учащиеся выбирают из текста повествовательные, вопросительные, побудительные предложения). 4.Задание 2 - Упр.411 | Личностные: понимают значение знаний для человека Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
VI. Итог урока | – Прочитайте ключевые слова темы (предложение, высказывание, цель, сообщение, интонация). Чем можно дополнить этот ряд? (ответы учащихся) – Что удалось на уроке, было самым интересным? – Какие трудности встретились? – Что помешало при выполнении заданий? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените работу своей группы, опираясь на алгоритм самооценки. Выполнение этой работы понравилось (не понравилось), потому что… Наиболее трудным показалось … Самым интересным было … Если бы еще раз выполняли эту работу, то бы сделали следующее … И напоследок о теме урока… | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
VII. Домашнее задание | Домашнее задание: На выбор: 1. Упр. 413. 2.Составьте и запишите побудительные предложения, используя следующие глаголы: Посмотрите, положи, не сорите, думайте, прочитай. | |