Организационный момент (цель: ввести учащихся в учебную ситуацию) | Парта – это не кровать И на ней нельзя лежать. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели тихо мальчики за парту сели, на меня все посмотрели. Послушайте внимательно стихотворение: Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибанов - Что такое слово? - Ребята, прочитайте слова, записанные на доске: птица, рисует, желтая, огромный, ветер, учила. - На какие группы можно разделить данные слова? - Что обозначают слова в первой группе и на какие вопросы отвечают? - Как называется это часть речи? - Что обозначают слова во второй группе? - Как называется эта часть речи? - Что обозначают слова в третьей группе? - Как называется эта часть речи? - в какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему? - Какой части речи относятся эти слова? - Сформулируйте тему нашего урока? - Поставим цель на урок? | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. - Слушают стихотворение. - основная единица речи. Словами обозначаются конкретные предметы. - Читаю слова, записанные на доске. 1) птица, ветер; 2) рисует, учила; 3) желтая, огромный. -предмет, отвечают на вопросы кто? что? - имя существительное. - действие предмете, отвечает на вопросы что делать? Что делала? - Глагол - признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? - Имя прилагательное. - предлоги - Тема урока: Части речи. - научиться различать части речи. | Р: ученик умеет составлять план действий; К: ученик умеет слушать и слышать. |
Актуализация опорных знаний (цель: проверить знания детей по изученной теме) | - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Назовите в них фразеологизмы. - Объясните их лексическое значение. - Что такое фразеологизмы? | - фразеологизм это устойчивое сочетание слов. | П: ученик умеет вести поиск и выделять необходимую информацию. К: ученик может создавать устные и письменные высказывания. |
Подготовка к изучению новой темы (цель: подготовить учащихся к изучению новой темы) | Продолжаем работу по теме урока. - Откройте учебник на стр. 53 упр. 89 -Рассмотрите таблицу - Составьте несколько предложений о частях речи и приведите примеры - Какие части речи вы уже знаете? - К каким частям речи относятся слова, приведенные в учебнике? | Рассказывают о частях речи. а) предлоги; б) частицы; в) союзы. | Р: ученик умеет составлять план действий; у ученика развита рефлексия; П: ученик может строить логическую цепь размышлений; ученик умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию; К: ученик умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физкультминутка (цель: снять усталость у учащихся) | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют движение за учителем. | К: ученик умеет слушать и слышать |
Наблюдение над фактами языка (цель: научиться находить части речи) | Откройте учебник на стр. 54 выполним упр.90 Прочитаем выразительно стихотворение: Клекот журавлиный, Осень на носу…. Сколько паутинок Заплелось в лесу! Что ж вы заскучали, Темные леса? Что ж вы замолчали, Птичьи голоса? Н. Саконская - Найдите в стихотворение фразеологизм - Объясните лексическое значение фразеологизма - Спишите стихотворение. - Какие предложения по интонации вы записали? - а, по цели высказывания? - Найдите обращение в стихотворение - Сейчас будете читать все стихотворение по одному слову и называть части речи. | - Осень на носу -Признаки осени: похолодало. - Восклицательные и невосклицательные. - повествовательные и вопросительные. - темные леса, птичьи голоса. | Р: ученик владеет навыками самоконтроля; у ученика развита адекватная самооценка; П: ученик может строить логическую цепь размышлений; ученик может анализировать ход и способ действия; К: ученик умеет слушать и слышать; может создавать устные и письменные высказывания |
Закрепление (цель: закрепить и систематизировать знания на уроке) | Для закрепления выполним упр. 91 на стр. 54 - Прочитайте задание. - Сколько здесь предложений? - Пользуясь памяткой 6 на стр. 146-147, подготовьтесь к письму по памяти. И так проверяем, читаете по одному слову из второго предложения и называете части речи. - Назовите предлоги. Что мы должны помнить о предлогах? Прочитайте об этом ниже. | Учащиеся читают задание - 2 предложения - пишут письмо по памяти - за, на. - предлоги не могут употребляться самостоятельно (например, без имени сущ.). Они не являются членами предложения. | Р: у ученика сформирован внутренний план действий; ученик может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку; П: у ученика сформированы умения анализа и синтеза; К: может создавать устные и письменные высказывания |
Итог урока (цель: обобщить новое знание) | - о каких частях речи мы говорили на уроке? - приведите примеры: - существительных - прилагательных - глагола - Что нового узнали на уроке о предлоге? | Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог. - чайник, девочка - красивый, умный - думать, отвечать -предлоги не могут употребляться самостоятельно, и они не являются членами предложения. | Р: ученик может поставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоению учащимися и того что еще не известно; П: ученик может сконцентрировать важную информацию в нужной форме; К: ученик умеет слушать и слышать |