Этап урока, цель | Методы, приёмы работы | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Метод самостоятельной работы | Ф | | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, не забывайте о ровной осанке, надеюсь, сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным. -Откройте свои дневники, запишите домашнее задание: учебник страница 55, упражнение 4. | Приветствуют учителя. Записывают домашнее задание. |
Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения. | Метод самостоятельной работы Приём: 1)Проверка домашнего задания | Ф, И | | -Давайте приступим к проверке вашего домашнего задания, которое вы выполняли в рабочей тетради. | |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока. | Метод самостоятельной работы | Ф, И | | -Ребята, давайте ответим на вопрос, как называются слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос? -Предположите, о чём мы сегодня будем говорить? -Верно. | -Синонимы. -мы будем говорить о синонимах. |
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Метод наблюдения над фактами языка, метод дедукции Приёмы: 1)Работа по учебнику 2)Подборка синонимов 3)Замена слов | Ф, И | Учебник | -Откроем учебник на странице 53 и прочитаем тему нашего урока, а также рубрику «давай подумаем», подберём синонимы, которыми можно объяснить значение данных слов. -Всё верно. -Откройте свои тетради, запишите число, в классе. -Часто синонимы помогают объяснить значение слова. Например: воин – солдат, крепкий – прочный, оборонять – защищать, носиться – бегать. -Приступим к упражнению № 1 на странице 54. Прочитайте задание. -Давайте посмотрим ниже на слова для справок. -На какое слово можно заменить слово «резкий» в предложении резкий ветер? -А в предложении резкая боль? -Всё верно. -А как мы заменим слово в предложении резкий поворот? -И в предложении резкий свет? -Давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь. -Одинаковое ли значение у слова «резкий» в предложениях? -Как называются такие слова? -Почему нельзя сказать: «порывистая боль», «крутой ветер», ведь слова резкий, острый, крутой − синонимы. -Давайте вспомним о многозначности слов. -Какие слова называются многозначными? -Приведите примеры таких слов. (Кран, ручка, лук, листок, линия). | -Гладкий – ровный, Зрелый – спелый, Мокрый – сырой, влажный, Мчаться – бежать, нестись. -Замени выделенные слова синонимами. Одинаковое ли значение у слова «резкий» в предложениях? Как называются такие слова? -Порывистый ветер. -Острая боль. -Крутой поворот. -Яркий свет. Записывают. -Нет. Во всех предложениях значение слова «резкий» разное. -Такие слова называются многозначными. -Нельзя сказать: «порывистая боль», «крутой ветер», не смотря на то, что слова резкий, острый, крутой − синонимы, потому что слова не будут сочетаться и смысл предложений потеряется. -Слова, которые имеют два или больше значений. Приводят примеры. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Метод наблюдения над фактами языка, метод дедукции Приёмы: 1)Работа по учебнику 2)Подборка синонимов к выделенным словам | Ф, И | Учебник | -Приступим к упражнению № 2. -Откройте тетради, запишите поседение упражнение 2. -Прочитайте задание. -Какой синоним мы подберём к слову большой в первом предложении? -Верно, запишите в тетради, синоним подчеркните. -Какой синоним мы подберём к слову большой во втором предложении? -Запишите предложение с любым из выбранных слов, синоним подчеркните. -и какой синоним мы подберём в третьем предложении? -Запишите предложение, синоним подчеркните. -Скажите, почему к одному и тому же слову подойдут разные синонимы? -Всё верно. -Давайте отдохнём, встаньте со своих мест. - Мы писали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали, Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.) Ножками потопали, Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.) Сели, встали, встали, сели, И друг друга не задели. (Приседания.) Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. (Повороты туловища, ходьба на месте) | Записывают. -Из слов, помещённых в скобках, подбери синонимы к выделенным словам. -Высокий дом. Записывают. -Известный учёный, великий учёный, выдающийся учёный. -Ребёнок уже взрослый. Записывают. - Слово «большой» многозначное, поэтому к нему в разных предложениях подойдут разные синонимы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели. | Метод самостоятельной работы Приёмы: 1)Работа по учебнику 2)Ответы на вопросы | И | Учебник | -Сейчас вы поработаете самостоятельно с упражнение № 3 на странице 55. -Прочитайте задание. -Давайте проверим, как вы выполнили задание. -Как вы отгадали загадку? -Какой ряд синонимов вы выписали? | -Прочитай и отгадай загадку. Выпиши ряд синонимов. -Мрак. -Потёмки, темнота, тьма, мрак. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Метод самостоятельной работы Приёмы: 1)Нахождение пар синонимов | Ф, И | Презентация | (Работа на резерв) -Посмотрите на слайд, давайте найдём пары синонимов. | -Приятель – друг. Солдат – воин. Шагать – идти. Красный – алый. Печаль – горе. Работа – труд. |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности | Метод самостоятельной работы | Ф | | -Наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? -Что нового вы узнали? -Спасибо вам за урок. | -Сегодня мы работали над значением синонимов. -Мы узнали, как применяются синонимы, что у одного слова может быть несколько значений, что синонимы помогают объяснить значение слова. |