на тему «Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик, -ек в словах, и их правописание»
Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы легонечко вздохнем И сейчас урок начнем. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка домашнего задания | Фронтальная, практический, письмо, работа в парах (РЕЛЛИ РОБИН) | – На карточках записаны изученные словарные слова, Сейчас один из пары должен выступить в качестве учителя и продиктовать слова, а другой выступит в качестве ученика и запишет их в свою тетрадь под диктовку. Затем учащиеся меняются ролями. | Слушают задание. Один ученик в паре произносит словарные слова, другой записывает под диктовку. Затем меняются. По окончании диктанта работы сдаются на проверку | Предметные – знают нормы правописания словарных слов, применяют эти знания на письме | Фронтальный (словарный диктант) |
III. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Выполните по образцу письмо соединений (на доске) «Ак, ку, ур, ра, ат, тн, ны, ый» и слова «аккуратный» | Выполняют письмо по образцу | Предметные – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Молодцы, в ваши тетради приятно смотреть, потому что все вы очень старательные и аккуратные ученики. Нас сегодня ждут новые открытия. Совсем скоро вы сами догадаетесь о том, какие секреты русского языка нам предстоит сегодня узнать. Посмотрите внимательно на слова: На доске: п_делка, луч_ки, бел_нький, пр_бежка, сыноч_к, з_хрустел, бел_ватый. – В каких частях слов пропущены орфограммы? – Кто-нибудь догадался, какова тема нашего урока? – Молодцы! Теперь осталось понять, какова цель урока | Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов и орфограмм. Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока | Познавательные – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные – учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его. Личностные – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке | Беседа по вопросам. Правильные устные монологические ответы |
V. Актуализация знаний | Коллективная. Словесный. Проблемный. Беседа. Устные монологические ответы. | – Прежде чем приступить к штурму новой вершины знаний, нужно проверить имеющийся у нас арсенал. Помогут нам это сделать «теоретики» и «грамотеи». «Теоретики» должны ответить на вопросы: | Слушают учителя. Анализируют слова, записанные на доске, находят критерии для сравнения и классификации слов и орфограмм. | Познавательные – осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют анализ и сопоставление языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. | Беседа по вопросам. Правильные устные монологические ответы |
| Игровая деятельность (деятельность с элементами ролевой игры «Грамотеи и теоретики» | • Что такое приставка? • Что такое суффикс? • Что общего между приставками и суффиксами? (Это значимые части слова, служащие для образования новых слов.) – Грамотеи попробуют ответить на вопросы: • Какие буквы пропущены в данных словах в приставках? Какое правило используется? • Есть ли среди слов однокоренные? • Какое значение внесли суффиксы? • Какие буквы вставили в суффиксах? • Почему написали такие суффиксы? – Достаточно ли знаний для решения орфографических задач в суффиксах? | Делают выводы: высказывают предположения о теме урока, предлагают свои варианты формулировки цели урока | Регулятивные – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные – учитывают разные мнения, высказывают свое собственное, аргументируют его. Личностные – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками для выполнения совместной деятельности на уроке | |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. Словесный, | – Познакомьтесь с заданием к упр. 243. Выполните работу по вариантам: 1-й вариант выписывает приставки и устно подбирает слова с ними; | Знакомятся с заданием учебника, выполняют работу по вариантам (выписывают | Предметные – умеют разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, наблюдать | Фронтальный (устные монологические |
1. Работа с учебником (с. 124). Упражнение в узнавании приставок и суффиксов (упр. 243 и 244). Воспроизведение сведений о правописании суффиксов и приставок | проблемный, практический | 2-й вариант выписывает суффиксы и устно подбирает слова с ними. – Каким правилом следует руководствоваться при написании приставок и суффиксов? Что сказано об этом в учебнике? Прочитайте материал на с. 124. – Выполните упр. 244 | приставки и суффиксы, устно подбирают слова с такими же морфемами). Самостоятельно формулируют алгоритм действий по написанию приставок и суффиксов, сравнивают свои действия с рекомендациями, предложенными в учебнике самостоятельно выполняют упр. 240 (один человек может выполняют его на обратной стороне доски) | за способами образования слов при помощи приставки или суффикса, подбирать слова с заданной морфемой. Познавательные – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника). Личностные – владеют навыками познавательной и личностной рефлексии; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | ответы), индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий упражнений учебника) |
2. Работа с текстом (учебник, упр. 245) | Фронтальная. Словесный. Чтение. Определение темы | – Прочитайте текст (учебник, упр. 245). Определите тему текста и подберите заголовок. | Вслух читают текст. Определяют тему и подбирают заголовок. Определяют | Предметные – строят предложения для передачи основной мысли текста; понимают тему и главную мысль. | Фронтальный (ответы на вопросы), инди |
| текста, подбор заголовка. Определение типа текста. Письмо | (Например: Как узнают чернику?) -Определите тип текста. (Описание.) – Спишите, вставьте пропущенные буквы и объясните условия выбора написания. Найдите слова с указанными в задании суффиксами. (-еньк-: тоненький, маленький; -инк- :черничинка; -ек-: стебелек, горошек; -ыш-: крылышки; -к-: ягодки, стебельки, мелкий; -ик-: листики | тип текста и объясняют свой выбор. Объясняют выбор написания слов с пропущенными буквами (указывают место орфограммы, вид орфограммы, правило). Находят слова с заданными морфемами, обозначают их | Познавательные – анализируют и оценивают содержание, языковые особенности и структуру текста. Регулятивные – выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника). Коммуникативные – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи | видуальный (письменное выполнение упражнения) |
3. Знакомство с орфограммой «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» (учебник, упр.246, с.125) | Фронтальная. Словесный. Чтение. Работа с учебником | – Вспомните, написание суффиксов каких слов в начале урока наши «грамотеи» не смогли объяснить? (Лучики, сыночек.) Каким же правилом нужно руководствоваться при встрече с этими суффиксами? Прочитайте правило в учебнике на с. 125. – Примените правило к словам «лучики», «сыночек». – Объясните написание суффиксов в словах в упр. 246 | Читают теоретический материал. Повторяют прочитанное. Применяют правило к словам «лучики», «сыночек», к словам упр. 246 учебника | Познавательные – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях, справочном материале учебника) | Фронтальный (воспроизведение правила «Правописание суффиксов -ик-, -ек-») |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. Гимнастика для глаз | Художник-невидимка По городу идет. Всем щеки нарумянит, Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью И на окне нарисовал Сверкающие листья | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Личностные – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
VII. Закрепление знаний и способов действий. Коллективное (под руководством учителя) выполнение упр. 247 учебника | Коллективная. Практический. Письмо | – Попробуйте применить правило и выполните упр. 247. Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение | Выполняют упражнение по цепочке. Каждый ученик сначала объясняет условия выбора гласной, потом весь класс записывает слово | Познавательные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Регулятивные – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом | Коллективный (правильное выполнение задания в тетрадях) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. | (Слайд) продолжите предложения -На уроке я узнал(а) … -Мне больше всего понравилось … -Мне было трудно … | Продолжают предложения | Личностные – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
IX. Итог урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Все ли цели и задачи мы достигли на уроке? | Отвечают на вопросы | Личностные – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (творческое задание: составить рас-сказ о каком-либо растении по упр. 245 учебника) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Регулятивные – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Фронтальный (проверка записей) |