I этап Организационный блок настроить обучающихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку. | Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые стихотворением – настроением. | В стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку. -У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем, улыбнёмся. - Если Вы, веселы, улыбнитесь! - Если Вы, дружны, возьмите за руку своего соседа. - Подержите его руку несколько секунд в своей руке, - И поделитесь с ним своим теплом. - Хорошо. -На предыдущих уроках русского языка мы начали изучение большого раздела «Части речи». -С какой частью речи познакомились? (Давно живу я в мире этом Даю названия предметом) - Что такое имя существительное? -Что обозначают в русском языке имена существительные? - Сегодня наша задача вспомнить, что мы изучили и попытаться найти, что-то новое. | | выделение существенной информации (классификация слов по вопросам) | взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме |
II. Мотивационный блок Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос «кто?», и словами, отвечающими на вопрос «что?». | - Давайте проверим д/з. (стр.51, упр 86) - Какая цель у Вас, стояла? – Уточните, к каким словам можно задать вопрос: кто? (На вопрос: кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей; клички животных.) - А к каким вопрос: что? (На вопрос: что? отвечают слова – названия стран, городов.) - А кто хочет услышать голос сойки? (звучит фонограмма) Слово сойка — уменьшительная форма от древнерусского названия этой птицы «соя». Предполагается, что название родственно глаголу «сиять» и дано птице за яркое оперение. Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. | Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | Развиваем умения извлекать информа-цию из текста. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. | Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. |
III Информационный блок Упражнение в определении имён существительных в тексте. Совместное «открытие» новых знаний. - организовать работу над выделение из текста слов отвечающих на вопросы кто? что?; - организовать работу по формированию умений находить слова | Ангарск ангарчане Разграничивают значения слов, сходных в звучании и группируют слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?. -Имена, фамилии - имя собственное. Предметы - имя нарицательное. Смыслом, обозначением, значением У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное. Выдвигают предположение о теме урока | - Итак, приступаем к работе. - Скажите, как называется город в котором мы живем? - А как называют людей, которые живут в этом городе? - Назовите, какие названия улиц знаете? - Почему слова написаны по разному? - Каждый человек имеет своё собственное имя, так же как город…. У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст. На доске: Собака ……. ловила ……… Петя ……. был в гостях у ……… Женя ……. делал домик для ……. (Шарик, шарик, Рыбаков, рыбаков, Скворцов, скворцов) Выполняется самостоятельно. Обсуждение - фронтальный опрос -Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? Чем отличаются эти слова? Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением Вывод: для того, чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает Давайте ещё раз прочитаем слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному? – Сформулируйте тему урока. (Слова, отвечающие на вопросы: «кто?» и «что?») - Тема нашего сегодняшнего урока Сообщение темы и цели урока (чтение с доски) «Собственные и нарицательные имена существительные». - Какие цели будут перед нами стоять? Читаем с доски: Мы будем учиться 1. Находить имена существительные в тексте. 2. Различать собственные и нарицательные имена существительные. 3. Учиться правильно писать слова и предложения. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? – Кто не допустил ошибки при выполнении этих заданий? Молодцы! Вы близки к достижению цели, поставленной на уроке. | Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Знать собственные, нарицательные Знать одушевлѐнные и неодушевлѐнные предметы | |
Физкультминутка. | (вращение корпусом вправо и влево) (дети имитируют движения крыльев) (приседания) (ходьба на месте) (дети садятся за парту) | Мы старались, мы учились И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. Мы работаем руками, Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? Чтобы ноги не болели, Раз – присели, два – присели, Три, четыре, пять и шесть, Семь и восемь, девять, десять. Рядом с партою идём, И садимся мы потом. | | | |
IV Аналитический блок Развитие умений – применение знания. | -Эти имена существительные не являются собственными - Это общие названия. - Мама Алла, папа Коля….. Работа на компьютере: кот Хватайка корова простоквашина деревня Печкин галчонок Матроскин деревня Мурка (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя). (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.) | 1.Чтение правил на стр. 52 - 53 2.Работа по учебнику: Упр 88 -Являются ли данные слова собственными? - Почему? - Подберите к словам собственное имя существительное. 3.Работа на компьютерах: - К каждому названию предмета подберите его имя? 4.Нам нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись КУДА: орел, ул. зеленая, 5 КОМУ: мишкиной соне. - Почему почтальон не может понять адрес? - Так почему же запутался почтальон? - Объясните почтальону, как пишутся имена собственные? - Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы? Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. - Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться. Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев. | контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структу- рировать знания, выбор наиболее эффективных спо- собов решения задания, умение осознанно и про- извольно строить речевое высказы- вание, рефлексия способов и усло- вий действия; | | управление поведением партнёра – кон- троль, коррекция, оценка действий партнёра |
VI Рефлексивный блок | Обучающиеся отвечают: (Собственные, нарицательные.) (Собственные и нарицательные предметы.) (Одушевлённые – кто? неодушевлённые – что?) Обучающиеся с помощью интерактивной доски зажигают свою звезду | – Назовите ключевые слова урока. – Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова – На какие вопросы они отвечают? – Как пишутся слова собственные и нарицательные? - Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале. - Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. - Сядьте удобно, закройте глаза (звучит музыка «Космос») -Отдохнём одну минутку -Восстановим зоркость глаз - И почувствуем всем телом - Как тепло согрело нас - Как уютно в нашем классе - Нет печали и тревог - Потрудились славно дети - Завершаем наш урок - Зажгите свою звезду на доске | контроль, кор- рекция, выделе- ние и осознание того, что уже ус- воено и что ещё подлежит усвое- нию, осознание качества и уровня усвоения | | умение с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли; познава- тельные: рефлек- сия; личностные: смыслообразова- ние. |