kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме: Собственные и нарицательные имена существительные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 2 

УМК: «Школа России»

Тема урока: Собственные  и нарицательные  имена существительные

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: ноутбуки,  карточки для индивидуальной работы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка 2 класса одуш и неодуш»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 2 В.

Учитель: Зуева Елена Егоровна

УМК: «Школа России»

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: ноутбуки, карточки для индивидуальной работы.

Цели:

Образовательные:

- формирование умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

- совершенствование в умении классифицировать существительные по разным признакам:, одушевленные – неодушевленные; собственные - нарицательные, развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость.

Способствование развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

различать слово и предложение;

выделять слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

различать слова по их функции («работе»): ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что?;

списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

под руководством учителя осуществлять проверку написанного.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- учебник «Русский язык 2 кл.» В.П. Канакина, карточки со словами к тексту, задания для работы в парах на ноутбуках.

дополнительные

- электронные физкультминутки

- - мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор

- презентация к уроку (интерактивна доска Notebook)

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа


Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя


Планируемые результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

I этап Организационный блок

настроить обучающихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку.

Слушают учителя.

Выполняют действия задаваемые стихотворением – настроением.








В стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку.

-У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем, улыбнёмся.

- Если Вы, веселы, улыбнитесь!

- Если Вы, дружны, возьмите за руку своего соседа.

- Подержите его руку несколько секунд в своей руке,

- И поделитесь с ним своим теплом.

- Хорошо.

-На предыдущих уроках русского языка мы начали изучение большого раздела «Части речи».

-С какой частью речи познакомились?

(Давно живу я в мире этом

Даю названия предметом)
- Что такое имя существительное?
-Что обозначают в русском языке имена существительные?

- Сегодня наша задача вспомнить, что мы изучили и попытаться найти, что-то новое.











выделение существенной информации (классификация слов по вопросам)











взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме


Минутка чистописания

Цель: совершенствование каллиграфического навыка

Называют согласные буквы, которые встречают в слове существительное, а затем дают характеристику звукам

- С помощью интерактивной доски производит каллиграфическое написание букв

С, щ, т, в, л, н




II. Мотивационный блок

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).










Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос «кто?», и словами, отвечающими на вопрос «что?».

















- Давайте проверим д/з. (стр.51, упр 86)

- Какая цель у Вас, стояла?

– Уточните, к каким словам можно задать вопрос: кто? (На вопрос: кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей; клички животных.)

- А к каким вопрос: что? (На вопрос: что? отвечают слова – названия стран, городов.)

- А кто хочет услышать голос сойки?

(звучит фонограмма)

Слово сойка — уменьшительная форма от древнерусского названия этой птицы «соя». Предполагается, что название родственно глаголу «сиять» и дано птице за яркое оперение.  Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневый, крылья, хвост, у некоторых подвидов и верх головы — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками.

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Развиваем умения извлекать информа-цию из текста.

 Представлять информацию в виде схемы.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

 Обобщать и классифицировать по признакам.

 Ориентироваться на развороте учебника.

 Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.


III Информационный блок




Упражнение в определении имён существительных в тексте.








Совместное «открытие» новых знаний.


- организовать работу над выделение из текста слов отвечающих на вопросы кто? что?;

- организовать работу по формированию умений находить слова



Ангарск

ангарчане








Разграничивают значения слов, сходных в звучании и группируют слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?.








-Имена, фамилии - имя собственное.


Предметы - имя нарицательное.


Смыслом, обозначением, значением








У них значения разные, одно слово- имя собственное, а другое - имя нарицательное.




Выдвигают предположение о теме урока

- Итак, приступаем к работе.

- Скажите, как называется город в котором мы живем?

- А как называют людей, которые живут в этом городе?

- Назовите, какие названия улиц знаете?

- Почему слова написаны по разному?

- Каждый человек имеет своё собственное имя, так же как город….

У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст.

На доске:

Собака ……. ловила ………

Петя ……. был в гостях у ………

Женя ……. делал домик для …….

(Шарик, шарик, Рыбаков, рыбаков, Скворцов, скворцов)

Выполняется самостоятельно.

Обсуждение - фронтальный опрос

-Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?


А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?


Чем отличаются эти слова?


Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением

Вывод: для того, чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает


Давайте ещё раз прочитаем слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?


– Сформулируйте тему урока. (Слова, отвечающие на вопросы: «кто?» и «что?»)

- Тема нашего сегодняшнего урока

Сообщение темы и цели урока

(чтение с доски) «Собственные и нарицательные имена существительные».

- Какие цели будут перед нами стоять?

Читаем с доски: Мы будем учиться

1. Находить имена существительные в тексте.

2. Различать собственные и нарицательные имена существительные.

3. Учиться правильно писать слова и предложения.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает это умение?


– Кто не допустил ошибки при выполнении этих заданий? Молодцы! Вы близки к достижению цели, поставленной на уроке.

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.




Знать собственные, нарицательные






































Знать одушевлѐнные и неодушевлѐнные предметы



Физкультминутка.


(вращение корпусом вправо и влево)





(дети имитируют движения крыльев)




(приседания)



(ходьба на месте)

(дети садятся за парту)

Мы старались, мы учились

И немного утомились.

Сделать мы теперь должны

Упражненье для спины.


Мы работаем руками,

Мы летим под облаками.

Руки вниз и руки вверх.

Кто летит быстрее всех?


Чтобы ноги не болели,

Раз – присели, два – присели,

Три, четыре, пять и шесть,

Семь и восемь, девять, десять.


Рядом с партою идём,

И садимся мы потом.




IV Аналитический блок


Развитие умений – применение знания.





-Эти имена существительные не являются собственными

- Это общие названия.

- Мама Алла, папа Коля…..


Работа на компьютере:

кот Хватайка

корова простоквашина

деревня Печкин

галчонок Матроскин

деревня Мурка



(Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя). (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

1.Чтение правил на стр. 52 - 53


2.Работа по учебнику:

Упр 88

-Являются ли данные слова собственными?

- Почему?

- Подберите к словам собственное имя существительное.


3.Работа на компьютерах:

- К каждому названию предмета подберите его имя?


4.Нам нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес?


- Так почему же запутался почтальон?

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.


- Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

контроль, оценка,

коррекция;

познавательные:

общеучебные –

умение структу-

рировать знания,

выбор наиболее

эффективных спо-

собов решения

задания, умение

осознанно и про-

извольно строить

речевое высказы-

вание, рефлексия

способов и усло-

вий действия;




управление

поведением

партнёра – кон-

троль, коррекция,

оценка действий

партнёра

Домашнее задание



V Оценочный блок


Стр. 53 упр. 90

(с комментированием)


Я понял…….

Я узнал …..

Я смогу…..

Я хочу узнать….

Я оцениваю себя….

Я оцениваю своего одноклассника…

Я благодарен….




VI Рефлексивный блок

Обучающиеся отвечают: (Собственные, нарицательные.) (Собственные и нарицательные предметы.) (Одушевлённые – кто? неодушевлённые – что?)
























Обучающиеся с помощью интерактивной доски зажигают свою звезду

– Назовите ключевые слова урока.

– Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова


– На какие вопросы они отвечают?


– Как пишутся слова собственные и нарицательные?


- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале.

- Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


- Сядьте удобно, закройте глаза

(звучит музыка «Космос»)

-Отдохнём одну минутку

-Восстановим зоркость глаз

- И почувствуем всем телом

- Как тепло согрело нас

- Как уютно в нашем классе

- Нет печали и тревог

- Потрудились славно дети

- Завершаем наш урок



- Зажгите свою звезду на доске

контроль, кор-

рекция, выделе-

ние и осознание

того, что уже ус-

воено и что ещё

подлежит усвое-

нию, осознание

качества и уровня

усвоения



умение с

достаточной пол-

нотой и точностью

выражать свои

мысли; познава-

тельные: рефлек-

сия; личностные:

смыслообразова-

ние.


Просмотр содержимого документа
«для конспекта на уроке»

1. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем, улыбнёмся.

- Если Вы, веселы, улыбнитесь!

- Если Вы, дружны, возьмите за руку своего соседа.

- Подержите его руку несколько секунд в своей руке,

- И поделитесь с ним своим теплом.

- Хорошо.

2. На предыдущих уроках русского языка мы начали изучение большого раздела «Части

-С какой частью речи познакомились?

- Что такое имя существительное?
-Что обозначают в русском языке имена существительные?

- Сегодня наша задача вспомнить, что мы изучили и попытаться найти, что-то новое.

3. число

Классная работа

минутка чистописание:

Эс

Ща

Тэ

Вэ

Эль

Эн


4. - Давайте проверим д/з. (стр.51, упр 86)

- Какая цель у Вас, стояла?

– Уточните, к каким словам можно задать вопрос: кто?

- А к каким вопрос: что?

- А кто хочет услышать голос сойки? (звучит фонограмма)

Слово сойка — уменьшительная форма от древнерусского названия этой птицы «соя». Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост.

5. - Скажите, как называется город в котором мы живем?

- А как называют людей, которые живут в этом городе?

- Почему слова написаны по разному?

- Каждый человек имеет своё собственное имя, так же как город….


6. У меня на доске записан текст, но некоторые слова в нём пропущены. Давайте вставим подходящие по смыслу слова в каждое предложение и прочтём текст.

На доске:

Собака ……. ловила ………

Петя ……. был в гостях у ………

Женя ……. делал домик для …….

(Шарик, шарик, Рыбаков, рыбаков, Скворцов, скворцов)


7. -Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?

А что имели в виду те, которые написали со строчной ?

Чем отличаются эти слова?

Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением

Вывод: для того, чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

Скажите, почему одинаково звучащие слова написаны по-разному?

8.Попытайтесь сформулировать тему урока

- Тема нашего сегодняшнего урока

Сообщение темы и цели урока

(чтение с доски) «Собственные и нарицательные имена существит.

- Какие цели будут перед нами стоять?

Читаем с доски: Мы будем учиться

1. Находить имена существительные в тексте.

2. Различать собственные и нарицательные имена существительные.

3. Учиться правильно писать слова и предложения.

9. – Кто не допустил ошибки при выполнении этих заданий? Молодцы! Вы близки к достижению цели, поставленной на уроке.

10. учебник правило стр 52-53


11 физминутка

12. 2.Работа по учебнику:

Упр 88

-Являются ли данные слова собственными?

- Почему?

- Подберите к словам собственное имя существительное.

13. Работа на компьютерах:

- К каждому названию предмета подберите его имя?


14. 4.Нам нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что конверте вот такая запись

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес?


15. - Так почему же запутался почтальон?

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Расскажите, какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?


16. Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты.

17.- Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

18. д/з

Стр. 53 упр. 90

(с комментированием)


19. Я понял…….

Я узнал …..

Я смогу…..

Я хочу узнать….

Я оцениваю себя….

Я оцениваю своего одноклассника…

Я благодарен….

20. Назовите ключевые слова урока.

– Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова

– На какие вопросы они отвечают?

– Как пишутся слова собственные и нарицательные?

- Посмотрите на цели, которые мы ставили в начале.


21. Я попрошу встать тех ребят, кто считает, что сегодняшний урок помог им научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.


22. - Сядьте удобно, закройте глаза

(звучит музыка «Космос»)

-Отдохнём одну минутку

-Восстановим зоркость глаз

- И почувствуем всем телом

- Как тепло согрело нас

- Как уютно в нашем классе

- Нет печали и тревог

- Потрудились славно дети

- Завершаем наш урок


- Зажгите свою звезду на доске


Просмотр содержимого документа
«письмо»

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.


Просмотр содержимого документа
«план урока»

  1. Находить

существите

льные.

имена и





  1. Различать

собственные

нарицатель

ные







имена

существите

льные



  1. Учиться

правильно

писать слова и пре

дложения.



Просмотр содержимого презентации
«2 кл одуш и неодуш сущ»

Русский язык

Русский язык

Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Мы будем учиться 1. Находить имена существительные в тексте. 2. Различать собственные и нарицательные имена существительные. 3. Учиться правильно писать слова и предложения .

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Мы будем учиться

1. Находить имена существительные в тексте.

2. Различать собственные и нарицательные

имена существительные.

3. Учиться правильно писать слова и предложения .

Имя существительное одушевлённые неодушевлённые Тема урока собственные нарицательные

Имя существительное

одушевлённые

неодушевлённые

Тема урока

собственные

нарицательные

Имя существительное   Кто? Что? неодушевлённые одушевлённые собственные нарицательные

Имя существительное

Кто?

Что?

неодушевлённые

одушевлённые

собственные

нарицательные

ПЕСЕНКА-ЗАРЯДКА

ПЕСЕНКА-ЗАРЯДКА

орёл улица зелёная, дом 6 мишкиной соне

орёл

улица зелёная, дом 6

мишкиной соне

Здравствуй, соня! Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть.  Твой брат лев.

Здравствуй, соня!

Привет тебе из сибири! Живу я хорошо. Я очень рад. Теперь у меня есть дружок! Я очень люблю с ним играть.

Твой брат лев.

Страница 53, упражнение 90  выучить правило на странице 52

Страница 53, упражнение 90 выучить правило на странице 52


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зуева Елена Егоровна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок по русскому языку на тему: " Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "161337"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422202873"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zaghlavnaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "106757"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403081018"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Презентация для урока на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "287031"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454426588"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок русского языка в 3 классе (по программе Перспектива) "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "122401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414240852"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по  русскому языку  на тему "Имя существительное как часть речи. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "111152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407142939"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства