kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Словообразование" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о словообразовании и создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Словообразование" в 3 классе»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»

Технологическая карта урока

Тема урока

«Словообразование» по программе «Школа России»

Ключевые слова

Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный способы словообразования.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний.

Класс

3

Цель

Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о словообразовании и создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности учащихся.

Задачи

Образовательные: создать условия для формирования у обучающихся умения образовывать однокоренные слова с помощью морфем; различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; выполнять морфемный анализ слова в соответствии алгоритма, оценивать правильность его выполнения.

Развивающие: создать условия для совершенствования у обучающихся умения выделять главное, анализировать, обобщать; умение аргументировать; создать условия для развития коммуникативных способностей путём работы в группах.

Воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к родному языку.

Методы и приемы обучения

Словесный метод (беседа), практический метод (выполнение заданий), прием «яркое пятно».

Планируемые образовательные результаты

Предметные: умения образовывать однокоренные слова с помощью морфем.

Метапредметные: умение участвовать в общей беседе; формулировать высказывание; осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебных задач; выполнять действие в соответствии с планом; выполнять самооценку.

Личностные: способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений; умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).

Способы контроля и оценивания

Фронтальная работа на уроке.

Практическая работа в группах.

Защита проектов.

Оборудование урока

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами!

- Начать урок я бы хотела с пословицы «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайны»

Приветствуют учителя.


2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы попытаемся раскрыть некоторые тайны слова. Мы постараемся ответить на важные вопросы русского языка: "Когда стали образовываться слова?", "Как образуются слова?" и "Зачем так важно знать, как образуются слова?" Это и будут задачи нашего урока.

-Какие слова повторяются в каждом вопросе?

- Попробуйте сформулировать тему урока сами.

- По какой книге малыш учится читать?

- Знаете ли вы, почему это книга так называется? Азбука?

- Предлагаю вам заглянуть в прошлое и открыть славянскую азбуку, которая называлась Кириллицей.

- Обратите ваше внимание, как назывались буквы в те далёкие времена?

- Как вы думаете из названий, каких букв составлено слово Азбука?




- Совершенно верно, первыми создателями славянской Азбуки были святые Кирилл и Мефодий. (историческая справка)

- Кирилл и Мефодий оставили для своих потомков послание, которое сможет расшифровать только самый внимательный и смышленый! Перед вами буквы и их названия на русском языке. Составьте предложение из этих слов по схеме.









- Образуется, слово


- Словообразование.


- Азбука (или букварь)


Высказывают свои предположения.





- А (аз), Б (буки), В (веди) и т.д.

- Слово Азбука составлено из 2-х первых букв славянского алфавита: Аз, Буки.

Аз – я

Буки – буду

Глаголь – говорить (делать)

Добро – добро

жизнь – живу

земля – земля

|_ __ __ __, пока ___ на этой ____.

Я буду делать добро, пока живу на этой Земле.


3. Обобщение и систематизация знаний.

- Замечательно! Послание раскрыто, вы классно справились с этим заданием!

- Скажите, пожалуйста, вы делаете добрые поступки?

- Герои из сказок тоже любили творить добро на Земле, перед вами известная картина Виктора Васнецова, скажите, кто же изображён на этом холсте?



- Вспомните имена богатырей?




- Почему их так назвали - Илья Муромец? Алёша Попович? Почему Добрыня?

- Почему вы так решили?



- Это наше предположение, докажем его. Произведем морфемный разбор слова (разберём его по составу) ДОБРЫНЯ.

- Мы предположили с вами, что ДОБРЫНЯ родственное слову ДОБРО, а теперь докажем это. Для этого попробуем составить слова с корнем ДОБР

- Сначала подберём слова с помощью суффиксов, приставок…

- Что же у нас остается?

- Ребята, в русском языке бывают слова с двумя корнями, их называют сложными, попробуем составить.

- Смогли мы доказать, что имя ДОБРЫНЯ образовалось от слова ДОБРО?

- С помощью чего мы образовали новые слова?


- Вы умеете это делать?

- Проверим, как мы научились образовывать новые слова.

- Ребята, вернемся к картине Виктора Васнецова. Подумайте, что делают богатыри? (Где они стоят? Куда смотрят? Зачем?)

- Вы правы, издавна богатыри защищали Родину. Родина у каждого своя, это место где человек родился и вырос, где живут родные и близкие. Ни один человек не сможет быть счастливым без Родины.

- Предлагаю, в парах поработать с текстом, в котором пропущены слова. Вам необходимо их вставить, опираясь на справку.

- Каким получился текст? (проверка по парам)


- Какие это слова? Почему они однокоренные?


- Замечательно, вы смогли увидеть лишнее слово, а почему оно не является однокоренным?

- А с помощью чего вы сделали новые слова?

- Мы чтим свою Родину, как мы можем показать нашу любовь к ней?




Ответы учеников.





- Перед нами картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Добрыня Никитич




- В его имени есть слово добро, поэтому его так назвали.






-Выполняют упражнение на экране, составляя новые слова.




- Корни


Составляют слова из остаточных корней.



- Да

- С помощью суффиксов, приставок и новых корней.

- Да




- Богатыри стоят на страже своей Родины, своего государства.





Работают в парах.

(приложение 1)





Проверка по парам, которые закончили быстрее всех.

- Часть из слов однокоренные, но есть одно лишнее слово (родник)


Ответы учеников.

- С помощью других частей слова.

- Творить добрые дела.


4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Вспомним фразу, которую мы разгадали в самом начале урока.


- Она поможет вам отгадать загадку

- Предлагаю подойти к доскам того цвета, которые есть у вас на парте.

- Задание выполняется по этапам, которые вы найдете у себя в инструктажах.

- Если вам необходима помощь в разборе слова по частям, можете обратиться к словарю.

- Оцените свою работу, за что сможете себя похвалить? Где испытали затруднение?

- Мы с вами проделали большую работу по составлению новых слов, скажите, а для чего нужно знать, как образовано слово?

- Зачем нужно знать части слова?

(Учитель приводит пример преобразования одного предложения, отталкиваясь от словарного запаса учащихся)

- Создавая слова, мы пополняем свой словарный запас.

- Какие новые слова узнали? Что они означают?

– Также мы запоминаем написание суффиксов и приставок. Правильно ли написано слово?

- Зная состав слова, мы сможем грамотно его перенести.


- Я буду делать добро, пока живу на этой Земле.


Делятся на группы

Знакомятся с инструктажем. (приложение2)

Выполняют задания.




Защищают свои проекты.

Аплодисменты каждой команде.


- Ответы детей.









Выделяют новые для них слова.

- Исправляют слова. Находят ошибки.


-Переносят слово правильно, исправляют ошибки.

5. Итог урока. Рефлексия.

- «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайны»

-Какие тайны слова мы смогли раскрыть на уроке? Смогли ли ответить на наши вопросы: Когда? Как? Зачем?

- Когда же произошло слово? В какие времена?

- Владея знаниями о частях слова, мы сможем узнать его происхождение и историю. Откуда же произошло слова Азбука?

- Как появляются новые слова? Какие способы вы нашли?



- Зачем нам нужно знать состав слов?

- Обратите внимание на экран, проанализируем свою деятельность.

- Заштрихуйте тот элемент, который описывает ваше состояние после урока.

- Вернёмся к предложению, которое мы составили «Я буду делать добро..»

- Помните, каждое произнесенное нами слово – живое, оно имеет свой размер, запах, цвет, вкус, объем, память, историю, предназначение, силу и нежность. Не забывайте об этом. (Звучит песня «Иди мой друг дорогою добра»)

- Спасибо за урок!



Ответы детей.




- Слово произошло очень давно.




Ответы детей.

-Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный.

Ответы детей.

Просмотр видео-рефлексии


Проводят рефлексию своей деятельности.

































П риложение 1

Родина.

Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы _________ и выросли, где _____________ впервые показали нам солнце и голубое небо. В этом родном месте у каждого есть своя любимая тропинка, своя речушка, своя березка, свой чистый _________ с прозрачной водой. Сердце наполняется радостью, когда видишь или вспоминаешь ___________ места. Душу переполняет любовь и нежность к своей _________ земле, к Р________.

Слова для справок: родник, родители, родные, Родина, родились, родной.



П риложение 2





Инструкция:

1. Отгадайте загадку, которую найдёте в конверте.

2. Полученное слово запишите и разберите по составу (пользуясь словарём)

3. В другом конверте вы найдете разные морфемы (т.е. части слова)

4. Образуйте новые слова с помощью морфем.

5. Составьте предложение с одним из однокоренных слов.

6. Подумайте, как можно назвать ваш способ образования новых слов.

7. Защитите свой проект, расскажите о том, что вы сделали.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Словообразование" в 3 классе

Автор: Зеновьева Инна Васильевна

Дата: 16.02.2020

Номер свидетельства: 539910

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) ""Различные виды наказания" конспект к УМК "Enjoy English"-7 М.З.Биболетова "
    ["seo_title"] => string(75) "razlichnyie-vidy-nakazaniia-konspiekt-k-umk-enjoy-english-7-m-z-bibolietova"
    ["file_id"] => string(6) "187561"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426527277"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Технологическая карта. Русский язык."
    ["seo_title"] => string(43) "tiekhnologhichieskaia_karta_russkii_iazyk_1"
    ["file_id"] => string(6) "396823"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488347253"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Роль спорта в жизни человека."
    ["seo_title"] => string(31) "rol_sporta_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "390159"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486707442"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства