2. Актуализация знаний. | - Сегодня мы попытаемся раскрыть некоторые тайны слова. Мы постараемся ответить на важные вопросы русского языка: "Когда стали образовываться слова?", "Как образуются слова?" и "Зачем так важно знать, как образуются слова?" Это и будут задачи нашего урока. -Какие слова повторяются в каждом вопросе? - Попробуйте сформулировать тему урока сами. - По какой книге малыш учится читать? - Знаете ли вы, почему это книга так называется? Азбука? - Предлагаю вам заглянуть в прошлое и открыть славянскую азбуку, которая называлась Кириллицей. - Обратите ваше внимание, как назывались буквы в те далёкие времена? - Как вы думаете из названий, каких букв составлено слово Азбука? - Совершенно верно, первыми создателями славянской Азбуки были святые Кирилл и Мефодий. (историческая справка) - Кирилл и Мефодий оставили для своих потомков послание, которое сможет расшифровать только самый внимательный и смышленый! Перед вами буквы и их названия на русском языке. Составьте предложение из этих слов по схеме. | - Образуется, слово - Словообразование. - Азбука (или букварь) Высказывают свои предположения. - А (аз), Б (буки), В (веди) и т.д. - Слово Азбука составлено из 2-х первых букв славянского алфавита: Аз, Буки. Аз – я Буки – буду Глаголь – говорить (делать) Добро – добро жизнь – живу земля – земля |_ __ __ __, пока ___ на этой ____. Я буду делать добро, пока живу на этой Земле. |
3. Обобщение и систематизация знаний. | - Замечательно! Послание раскрыто, вы классно справились с этим заданием! - Скажите, пожалуйста, вы делаете добрые поступки? - Герои из сказок тоже любили творить добро на Земле, перед вами известная картина Виктора Васнецова, скажите, кто же изображён на этом холсте? - Вспомните имена богатырей? - Почему их так назвали - Илья Муромец? Алёша Попович? Почему Добрыня? - Почему вы так решили? - Это наше предположение, докажем его. Произведем морфемный разбор слова (разберём его по составу) ДОБРЫНЯ. - Мы предположили с вами, что ДОБРЫНЯ родственное слову ДОБРО, а теперь докажем это. Для этого попробуем составить слова с корнем ДОБР - Сначала подберём слова с помощью суффиксов, приставок… - Что же у нас остается? - Ребята, в русском языке бывают слова с двумя корнями, их называют сложными, попробуем составить. - Смогли мы доказать, что имя ДОБРЫНЯ образовалось от слова ДОБРО? - С помощью чего мы образовали новые слова? - Вы умеете это делать? - Проверим, как мы научились образовывать новые слова. - Ребята, вернемся к картине Виктора Васнецова. Подумайте, что делают богатыри? (Где они стоят? Куда смотрят? Зачем?) - Вы правы, издавна богатыри защищали Родину. Родина у каждого своя, это место где человек родился и вырос, где живут родные и близкие. Ни один человек не сможет быть счастливым без Родины. - Предлагаю, в парах поработать с текстом, в котором пропущены слова. Вам необходимо их вставить, опираясь на справку. - Каким получился текст? (проверка по парам) - Какие это слова? Почему они однокоренные? - Замечательно, вы смогли увидеть лишнее слово, а почему оно не является однокоренным? - А с помощью чего вы сделали новые слова? - Мы чтим свою Родину, как мы можем показать нашу любовь к ней? | Ответы учеников. - Перед нами картина Виктора Васнецова «Три богатыря» - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Добрыня Никитич - В его имени есть слово добро, поэтому его так назвали. -Выполняют упражнение на экране, составляя новые слова. - Корни Составляют слова из остаточных корней. - Да - С помощью суффиксов, приставок и новых корней. - Да - Богатыри стоят на страже своей Родины, своего государства. Работают в парах. (приложение 1) Проверка по парам, которые закончили быстрее всех. - Часть из слов однокоренные, но есть одно лишнее слово (родник) Ответы учеников. - С помощью других частей слова. - Творить добрые дела. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - Вспомним фразу, которую мы разгадали в самом начале урока. - Она поможет вам отгадать загадку - Предлагаю подойти к доскам того цвета, которые есть у вас на парте. - Задание выполняется по этапам, которые вы найдете у себя в инструктажах. - Если вам необходима помощь в разборе слова по частям, можете обратиться к словарю. - Оцените свою работу, за что сможете себя похвалить? Где испытали затруднение? - Мы с вами проделали большую работу по составлению новых слов, скажите, а для чего нужно знать, как образовано слово? - Зачем нужно знать части слова? (Учитель приводит пример преобразования одного предложения, отталкиваясь от словарного запаса учащихся) - Создавая слова, мы пополняем свой словарный запас. - Какие новые слова узнали? Что они означают? – Также мы запоминаем написание суффиксов и приставок. Правильно ли написано слово? - Зная состав слова, мы сможем грамотно его перенести. | - Я буду делать добро, пока живу на этой Земле. Делятся на группы Знакомятся с инструктажем. (приложение2) Выполняют задания. Защищают свои проекты. Аплодисменты каждой команде. - Ответы детей. Выделяют новые для них слова. - Исправляют слова. Находят ошибки. -Переносят слово правильно, исправляют ошибки. |
5. Итог урока. Рефлексия. | - «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайны» -Какие тайны слова мы смогли раскрыть на уроке? Смогли ли ответить на наши вопросы: Когда? Как? Зачем? - Когда же произошло слово? В какие времена? - Владея знаниями о частях слова, мы сможем узнать его происхождение и историю. Откуда же произошло слова Азбука? - Как появляются новые слова? Какие способы вы нашли? - Зачем нам нужно знать состав слов? - Обратите внимание на экран, проанализируем свою деятельность. - Заштрихуйте тот элемент, который описывает ваше состояние после урока. - Вернёмся к предложению, которое мы составили «Я буду делать добро..» - Помните, каждое произнесенное нами слово – живое, оно имеет свой размер, запах, цвет, вкус, объем, память, историю, предназначение, силу и нежность. Не забывайте об этом. (Звучит песня «Иди мой друг дорогою добра») - Спасибо за урок! | Ответы детей. - Слово произошло очень давно. Ответы детей. -Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Ответы детей. Просмотр видео-рефлексии Проводят рефлексию своей деятельности. |