| 2. Актуализация знаний.   | - Сегодня мы попытаемся раскрыть некоторые тайны слова. Мы постараемся ответить на важные вопросы русского языка: "Когда стали образовываться слова?", "Как образуются слова?" и "Зачем так важно знать, как образуются слова?" Это и будут задачи нашего урока.   -Какие слова повторяются в каждом вопросе? - Попробуйте сформулировать тему урока сами.   - По какой книге малыш учится читать? - Знаете ли вы, почему это книга так называется? Азбука? - Предлагаю вам заглянуть в прошлое и открыть славянскую азбуку, которая называлась Кириллицей. - Обратите ваше внимание, как назывались буквы в те далёкие времена? - Как вы думаете из названий, каких букв составлено слово Азбука?   
 
 
 - Совершенно верно, первыми создателями славянской Азбуки были святые Кирилл и Мефодий. (историческая справка)   - Кирилл и Мефодий оставили для своих потомков послание, которое сможет расшифровать только самый внимательный и смышленый! Перед вами буквы и их названия на русском языке. Составьте предложение из этих слов по схеме.   | 
 
 
 
 
 
 
 
 - Образуется, слово 
 - Словообразование. 
 - Азбука (или букварь)   
 Высказывают свои предположения. 
 
 
 
 - А (аз), Б (буки), В (веди) и т.д.   - Слово Азбука составлено из 2-х первых букв славянского алфавита: Аз, Буки.   Аз – я Буки – буду Глаголь – говорить (делать) Добро – добро   жизнь – живу   земля – земля   |_ __ __ __, пока ___ на этой ____.   Я буду делать добро, пока живу на этой Земле.   
 | 
  | 3. Обобщение и систематизация знаний.   | - Замечательно! Послание раскрыто, вы классно справились с этим заданием!   - Скажите, пожалуйста, вы делаете добрые поступки? - Герои из сказок тоже любили творить добро на Земле, перед вами известная картина Виктора Васнецова, скажите, кто же изображён на этом холсте?   
 
 - Вспомните имена богатырей? 
 
 
 - Почему их так назвали - Илья Муромец? Алёша Попович? Почему Добрыня? - Почему вы так решили?   
 
 - Это наше предположение, докажем его. Произведем морфемный разбор слова (разберём его по составу) ДОБРЫНЯ. - Мы предположили с вами, что ДОБРЫНЯ родственное слову ДОБРО, а теперь докажем это. Для этого попробуем составить слова с корнем ДОБР - Сначала подберём слова с помощью суффиксов, приставок… - Что же у нас остается?   - Ребята, в русском языке бывают слова с двумя корнями, их называют сложными, попробуем составить.   - Смогли мы доказать, что имя ДОБРЫНЯ образовалось от слова ДОБРО?   - С помощью чего мы образовали новые слова?   
 - Вы умеете это делать?   - Проверим, как мы научились образовывать новые слова.    - Ребята, вернемся к картине Виктора Васнецова. Подумайте, что делают богатыри? (Где они стоят? Куда смотрят? Зачем?)   - Вы правы, издавна богатыри защищали Родину. Родина у каждого своя, это место где человек родился и вырос, где живут родные и близкие. Ни один человек не сможет быть счастливым без Родины.   - Предлагаю, в парах поработать с текстом, в котором пропущены слова. Вам необходимо их вставить, опираясь на справку.   - Каким получился текст? (проверка по парам)   
 - Какие это слова? Почему они однокоренные?   
 - Замечательно, вы смогли увидеть лишнее слово, а почему оно не является однокоренным? - А с помощью чего вы сделали новые слова? - Мы чтим свою Родину, как мы можем показать нашу любовь к ней? | 
 
 
 Ответы учеников.   
 
 
 
 - Перед нами картина Виктора Васнецова «Три богатыря»   - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Добрыня Никитич   
 
 
 - В его имени есть слово добро, поэтому его так назвали.   
 
 
 
 
 -Выполняют упражнение на экране, составляя новые слова. 
 
 
 - Корни 
 Составляют слова из остаточных корней.   
 
 - Да   - С помощью суффиксов, приставок и новых корней.   - Да 
 
 
 - Богатыри стоят на страже своей Родины, своего государства.   
 
 
 
 Работают в парах.   (приложение 1) 
 
 
 
 Проверка по парам, которые закончили быстрее всех.   - Часть из слов однокоренные, но есть одно лишнее слово (родник)   
 Ответы учеников.   - С помощью других частей слова.   - Творить добрые дела.   
 | 
  | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - Вспомним фразу, которую мы разгадали в самом начале урока. 
 - Она поможет вам отгадать загадку   - Предлагаю подойти к доскам того цвета, которые есть у вас на парте.   - Задание выполняется по этапам, которые вы найдете у себя в инструктажах.   - Если вам необходима помощь в разборе слова по частям, можете обратиться к словарю.   - Оцените свою работу, за что сможете себя похвалить? Где испытали затруднение? - Мы с вами проделали большую работу по составлению новых слов, скажите, а для чего нужно знать, как образовано слово? - Зачем нужно знать части слова? (Учитель приводит пример преобразования одного предложения, отталкиваясь от словарного запаса учащихся) - Создавая слова, мы пополняем свой словарный запас. - Какие новые слова узнали? Что они означают?  – Также мы запоминаем написание суффиксов и приставок. Правильно ли написано слово? - Зная состав слова, мы сможем грамотно его перенести.   
 | - Я буду делать добро, пока живу на этой Земле. 
 Делятся на группы   Знакомятся с инструктажем. (приложение2)   Выполняют задания.   
 
 
 Защищают свои проекты.   Аплодисменты каждой команде.   
 - Ответы детей.   
 
 
 
 
 
 
 
 Выделяют новые для них слова.   - Исправляют слова. Находят ошибки.   
 -Переносят слово правильно, исправляют ошибки. | 
  | 5. Итог урока. Рефлексия.   | - «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайны» -Какие тайны слова мы смогли раскрыть на уроке? Смогли ли ответить на наши вопросы: Когда? Как? Зачем?   - Когда же произошло слово? В какие времена? - Владея знаниями о частях слова, мы сможем узнать его происхождение и историю. Откуда же произошло слова Азбука?   - Как появляются новые слова? Какие способы вы нашли? 
 
 - Зачем нам нужно знать состав слов?   - Обратите внимание на экран, проанализируем свою деятельность.   - Заштрихуйте тот элемент, который описывает ваше состояние после урока.   - Вернёмся к предложению, которое мы составили «Я буду делать добро..» - Помните, каждое произнесенное нами слово – живое, оно имеет свой размер, запах, цвет, вкус, объем, память, историю, предназначение, силу и нежность. Не забывайте об этом. (Звучит песня «Иди мой друг дорогою добра»)   - Спасибо за урок! | 
 
 Ответы детей.   
 
 
 - Слово произошло очень давно.   
 
 
 Ответы детей.   -Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный. Ответы детей.   Просмотр видео-рефлексии 
 Проводят рефлексию своей деятельности. |