kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Омонимы"»

Технологическая карта урока


Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Омонимы

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: сформировать у учащихся понятие об омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов; уметь находить омонимы в тексте.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных ка­честв личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: умеют самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, корректируют деятельность на основе оценки работы и характера ошибок; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием,

адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: учатся развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, искать и выделять необходимую информацию, воспроизводить её по памяти, производить универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения; учатся понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:

- знать понятие «омонимы», различия между омонимами и много­значными словами, способы и приёмы поиска сведений об омонимах в толковом словаре;

- уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толко­вом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре;

- уметь употреблять омонимы в речи.

Используемые технологии: педагогики сотрудничества, игровая деятельность, критическое мышление, здоровьесберегающая технология.

Основные понятия: лексика, лексикология, лексическое значение,, синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, омонимы.

Ресурсы: мультимедийный проектор, магнитная доска, компьютер, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики.

Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1. Мотивация к учебной

деятельности

(2 мин.)

Цель:

мотивировать

обучающихся на учебную

деятельности через

создание

эмоциональной обстановки;

-осознанное

вхождение

обучающихся в учебную

деятельность;

-создание комфортной

обстановки на уроке.


- Добрый день, ребята.

- Отгадайте такую загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. У вас на столах лежат смайлики, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.

- Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Приветствуют учителя,

проверяют готовность к

уроку, психологически

настраиваются на урок.

Выбирают смайлик,

соответствующий

настроению.

В рабочих тетрадях записывают число и классная работа.

Самоопределение

- осуществление

гражданской

идентификации

личности.

Целеполагание

Общение и

взаимодействие,

планирование

учебного

сотрудничества;

ориентировка на

позицию

партнера.


Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование знаково-

символических средств для решения задач;

Построение

речевого

высказывания в

устной форме;

использование


знаково-символических

средств для

решения задач;

анализ объектов

с выделением

существенных и

несущественных

признаков

2.Актуализация

знаний.

(16 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
































Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.













































































































3. Первичное закрепление. (10 мин)

Цель: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы.

Физминутка.











































































4. Построение проекта выхода из затруднения. ()

Цель: построение и фиксация нового знания.





























6. Закрепление

материала (5 мин.)

Цель: обеспечение

прочности и

систематизации

знаний изученного материала.

































Приём «Знаете ли вы, что…»

Цель: выявить усвоение нового материала
















- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтобы вы сегодня на уроке получили новые знания, хорошие оценки.

(Учитель создаёт проблемную ситуацию).

- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева.

- Кто вы?

- Мы лисички,

Дружные сестрички.

- Ну, а вы - то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной- то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

- Объясните, почему перед каждыми предложениями поставлено тире. (Это диалог)

- Давайте вспомним определение диалога. (Это речь двух или трёх лиц)

- Дак почему же у каждой реплики стоит тире? (В диалоге каждая реплика пишется с новой строки и перед ней ставится тире)

- Ребята, о каких лисичках говорится в этом стихотворении?

- Чем похожи эти слова? (Написанием и звучанием)

- Есть ли сходство в значении слов? (Нет)

- Эти слова синонимы? Или антонимы? А может это многозначные слова или паронимы? (Нет)

Что же это за слова? Ответ вы узнаете, когда разгадаете ребус. (Ребус представлен на слайде)

  ,, ,,, 

-Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Правильно, «Омонимы». В тетрадях запишите тему урока.

- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, сегодня вы должны узнать, что такое «омонимы», должны научиться отличать омонимы от многозначных слов, должны научиться находить их в тексте.

















- В формулировке определения «омонимов» вам поможет лингвистическая сказка, которую вы сейчас прочитаете и составите по ней схему, то есть дадите определение слову «Омонимы».

В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные.

И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей.

Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.

И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».

Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать:

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.

- О чём сказка? (О двух одинаковых словах Вал и Вал).

- Как назвали в царстве Лексике «новых» жителей? И почему? (Омонимы, так как у них одинаковые имена).

- Верно, скажите мне, пожалуйста, что такое омонимы? (слова одной и той же части речи, пишут и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение).

- Откройте учебник на странице 179, прочитайте информацию об омонимах и дополните схему.

- Что еще написали? (в толковом словаре омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)



- Упражнение 374. Найдите в толковом словаре учебника омонимы. Составьте с ними распространённые предложения.










Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.



- Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». (Читают подготовленные ученики)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком.
– Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Как каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.

- Скажите, пожалуйста, ребята, о чём идет речь в этом отрывке? (Как Сашка и Матвей рассказывали про овсянку).

- Почему вы улыбнулись, слушая этот отрывок? (Рассказ очень интересный, красивый, построен в форме диалога, 15 реплик)

- Почему мальчики долго не понимали друг друга? (Они услышали одинаково звучащие слова и произошла путаница)

- Выпишите из текста омонимы и ответьте на вопрос: «Чем похожи эти слова?» (овсянка каша, овсянка птица. Эти слова пишутся и произносятся одинаково).



- Ребята, давайте проведём лингвистический эксперимент. На экране вы увидите слово. Ваша задача - записать его, объяснить, что вы представляете себе, когда читаете это слово.

При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе…..

- Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы. (Это слово имеет разные лексические значения)

- Похожи ли эти предметы друг на друга? (нет)

- Можно ли их назвать многозначными? (Нет)

- Чем похожи омонимы и многозначные слова? (Произношением и написанием)

- Чем они различаются?



Задание. Найди омонимы и выпиши их в тетрадь.

горький лук – лук охотника; скрипичный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования; шуба из норки – мышиные норки.

- Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – по форме.

Задание. Найдите в тексте омонимы и выпишите их в тетрадь.

Медведь и осы.

Нес медведь, шагая к рынку.

На продажу меду крынку.

Вдруг на мишку – вот напасть!

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть?

Жалили куда попало,

Им за это и попало.



- Чтобы узнать, насколько вы усвоили новый материал, проведём небольшой опрос. На листочках вы мне должны написать «+», если утверждение верно, «-», если утверждение неверно.

1. Омонимы- одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. (+)

2. Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку. (-)

3. Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в лексическом значении. (+)

4. Омонимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα –имя). (+)

5. Значения омонимов никак не связаны между собой. (+)







Читают стихотворение.














Дают ответы.


Объясняют постановку тире, вспоминают, что такое диалог.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают, делают вывод.












Отгадывают ребус.











Формулируют тему

урока («Омонимы»).






Формулируют цель

(узнать, что такое

омонимы).


Определяют задачи:

(научиться различать омонимы и многозначные слова, научиться находить омонимы в тексте).







Читают сказку, составляют схему.




























































Работают с информацией из учебника.

Дополняют кластер.




Выполняют упражнение.









Выполняют физминутку.









Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Выписывают омонимы.

















































Записывают слово, дают этому слово толкование.


Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, выслушивают версии одноклассников.












Составляют схему.









Выполняют задание.

Проверяют и

оценивают.

Дают краткий ответ.

Работают

Индивидуально.


















Формирование

позитивной

самооценки.

Формирование

картины мира

культуры как

порождения

предметно-

преобразующей

деятельности

человека.










































































































































Оценивают содержание.











Осознают необходимость заботы о здоровье








Оценивание содержания.


















































































Оценивание

содержания


Выполнение

пробного

учебного

действия;

фиксирование

индивидуального затруднения;

саморегуляция

в ситуации

затруднения











































































































































Контроль, коррекция.





















Контроль, коррекция




















































Контроль, коррекция.





























Контроль, коррекция.






















Выражение своих

мыслей;

аргументация

своего мнения;

учёт разных

мнений















































































































































Точное и полное

выражение своих

мыслей;

формулирование и

аргументация

своего мнения;

учёт разных мнений.





































































Точное и полное

выражение своих

мыслей;

формулирование и

аргументация

своего мнения;

учёт разных мнений.
























Точное и полное

выражение своих

мыслей;

формулирование и

аргументация

своего мнения;

учёт разных мнений.

Анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

подведение под

понятие;

целеполагание.













































































































































Подведение под

понятие; анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

выдвижение гипотез и их

обоснование.



































































Подведение под

понятие; анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

выдвижение гипотез и их

обоснование.






















Подведение под

понятие; анализ

объектов с

целью

выделения

признаков;

выдвижение гипотез и их

обоснование.



7.Рефлексия.

(5 мин.)

Цель:

-оценить результаты

собственной

деятельности

-повторить способ

нового знания

- Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.

- Чтобы знанья были впрок, нужно подвести итог: закончите предложение. «Сегодня на уроке я научился …», «Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я узнал …»

- Вам понравился урок? А показать свое настроение я предлагаю вам смайликами, которые вы прикрепите на доску.

Дают ответы на

вопросы

Анализируют работу

свою и одноклассников.

Записывают домашнее

задание.

Самооценка;

следование в

поведении

моральным

нормам и

этическим

требованиям

Осуществлять

выбор

эффективных

путей и средств

достижения

целей,

контролировать и оценивать

свои действия,

корректировать

их выполнение.

Выражение своих

мыслей полно и

точно;

формулирование и

аргументация

своего мнения,

учёт разных

мнений.

Рефлексия

способов и

условий

действия;

контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности

7. Д/з (2мин)

- Выучить правило в тетради, упр. 376.

- Оценки за урок.

- Спасибо за работу на уроке. До новых встреч!!!

Записывают д/з.

Выставляют оценки за урок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Омонимы"

Автор: Верховых Марина Сергеевна

Дата: 07.04.2024

Номер свидетельства: 648633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Лексика. Омонимы" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-5-klassie-po-tiemie-lieksika-omonimy"
    ["file_id"] => string(6) "189592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426958413"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока  русского языка "
    ["seo_title"] => string(52) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "113184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409419790"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Слова категории состояния" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-slova-katieghorii-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "145517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418928809"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового" "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-povtorieniie-starogho-i-otkrytiie-novogho"
    ["file_id"] => string(6) "185076"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426145758"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства