2.Актуализация знаний. (16 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. 3. Первичное закрепление. (10 мин) Цель: развивать умения применять новые знания, усвоение учащимися умения различать омонимы. Физминутка. 4. Построение проекта выхода из затруднения. () Цель: построение и фиксация нового знания. 6. Закрепление материала (5 мин.) Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний изученного материала. Приём «Знаете ли вы, что…» Цель: выявить усвоение нового материала | - Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Я хочу, чтобы вы сегодня на уроке получили новые знания, хорошие оценки. (Учитель создаёт проблемную ситуацию). - Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева. - Кто вы? - Мы лисички, Дружные сестрички. - Ну, а вы - то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной- то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. - Объясните, почему перед каждыми предложениями поставлено тире. (Это диалог) - Давайте вспомним определение диалога. (Это речь двух или трёх лиц) - Дак почему же у каждой реплики стоит тире? (В диалоге каждая реплика пишется с новой строки и перед ней ставится тире) - Ребята, о каких лисичках говорится в этом стихотворении? - Чем похожи эти слова? (Написанием и звучанием) - Есть ли сходство в значении слов? (Нет) - Эти слова синонимы? Или антонимы? А может это многозначные слова или паронимы? (Нет) Что же это за слова? Ответ вы узнаете, когда разгадаете ребус. (Ребус представлен на слайде) ,, ,,, -Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Правильно, «Омонимы». В тетрадях запишите тему урока. - Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте цели нашего сегодняшнего урока. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, сегодня вы должны узнать, что такое «омонимы», должны научиться отличать омонимы от многозначных слов, должны научиться находить их в тексте. - В формулировке определения «омонимов» вам поможет лингвистическая сказка, которую вы сейчас прочитаете и составите по ней схему, то есть дадите определение слову «Омонимы». В лексическом царстве – в языковом государстве жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные. И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья, не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей. Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель. И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена». Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать: Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки. - О чём сказка? (О двух одинаковых словах Вал и Вал). - Как назвали в царстве Лексике «новых» жителей? И почему? (Омонимы, так как у них одинаковые имена). - Верно, скажите мне, пожалуйста, что такое омонимы? (слова одной и той же части речи, пишут и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение). - Откройте учебник на странице 179, прочитайте информацию об омонимах и дополните схему. - Что еще написали? (в толковом словаре омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером) - Упражнение 374. Найдите в толковом словаре учебника омонимы. Составьте с ними распространённые предложения. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. - Послушайте отрывок из рассказа Н.Сладкова «Овсянка». (Читают подготовленные ученики) Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А у меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком. – Как это – вкусная! Как это с молоком! – удивился Сашка. – Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Как каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне мою овсянку слушать. – Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали. - Скажите, пожалуйста, ребята, о чём идет речь в этом отрывке? (Как Сашка и Матвей рассказывали про овсянку). - Почему вы улыбнулись, слушая этот отрывок? (Рассказ очень интересный, красивый, построен в форме диалога, 15 реплик) - Почему мальчики долго не понимали друг друга? (Они услышали одинаково звучащие слова и произошла путаница) - Выпишите из текста омонимы и ответьте на вопрос: «Чем похожи эти слова?» (овсянка каша, овсянка птица. Эти слова пишутся и произносятся одинаково). - Ребята, давайте проведём лингвистический эксперимент. На экране вы увидите слово. Ваша задача - записать его, объяснить, что вы представляете себе, когда читаете это слово. При объяснении значения слова пользуйтесь фразой-помощником: Когда я читаю слово…., я представляю себе….. - Как вы думаете, ребята, почему одно и то же слово вы объясняли по-разному? При этом вы все правы. (Это слово имеет разные лексические значения) - Похожи ли эти предметы друг на друга? (нет) - Можно ли их назвать многозначными? (Нет) - Чем похожи омонимы и многозначные слова? (Произношением и написанием) - Чем они различаются? Задание. Найди омонимы и выпиши их в тетрадь. горький лук – лук охотника; скрипичный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования; шуба из норки – мышиные норки. - Какая пара лишняя? Почему? (Слово «КИСТЬ» многозначное): есть общее в лексическом значении – по форме. Задание. Найдите в тексте омонимы и выпишите их в тетрадь. Медведь и осы. Нес медведь, шагая к рынку. На продажу меду крынку. Вдруг на мишку – вот напасть! Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть? Жалили куда попало, Им за это и попало. - Чтобы узнать, насколько вы усвоили новый материал, проведём небольшой опрос. На листочках вы мне должны написать «+», если утверждение верно, «-», если утверждение неверно. 1. Омонимы- одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. (+) 2. Омонимы имеют сходство по какому-либо признаку. (-) 3. Омонимы совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в лексическом значении. (+) 4. Омонимы (др.-греч. ὁμός – одинаковый + ὄνομα –имя). (+) 5. Значения омонимов никак не связаны между собой. (+) | Читают стихотворение. Дают ответы. Объясняют постановку тире, вспоминают, что такое диалог. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают, делают вывод. Отгадывают ребус. Формулируют тему урока («Омонимы»). Формулируют цель (узнать, что такое омонимы). Определяют задачи: (научиться различать омонимы и многозначные слова, научиться находить омонимы в тексте). Читают сказку, составляют схему. Работают с информацией из учебника. Дополняют кластер. Выполняют упражнение. Выполняют физминутку. Слушают текст. Отвечают на вопросы. Выписывают омонимы. Записывают слово, дают этому слово толкование. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, выслушивают версии одноклассников. Составляют схему. Выполняют задание. Проверяют и оценивают. Дают краткий ответ. Работают Индивидуально. | Формирование позитивной самооценки. Формирование картины мира культуры как порождения предметно- преобразующей деятельности человека. Оценивают содержание. Осознают необходимость заботы о здоровье Оценивание содержания. Оценивание содержания | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения Контроль, коррекция. Контроль, коррекция Контроль, коррекция. Контроль, коррекция. | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений Точное и полное выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Точное и полное выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Точное и полное выражение своих мыслей; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание. Подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование. Подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование. Подведение под понятие; анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование. |