kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Его тема "Повторение старого и открытие нового". Тип урока - комбинированный. Цели:Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся. Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы. Задачи:  провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами; выявить особенности образования слов; уметь подбирать синонимы, антонимы; развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе "Повторение старого и открытие нового" »



Технологическая карта урока





Тема урока

Повторение старого и открытие нового.

Тип урока

Комбинированный

Формы работы

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Цели урока

Создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

Развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы.

Задачи урока

  • провести наблюдение над синонимами, антонимами и омонимами;

  • выявить особенности образования слов;

  • уметь подбирать синонимы, антонимы;

  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения.















































п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Реализация общеучебных умений и навыков.

Итак, русский язык, друзья! 
На вас надеюсь, как всегда! 
Мы хороший, дружный класс, 
Всё получится у нас! Хотите учиться? 
Значит можно всем садиться. 


Правила посадки.

-Руки на месте?

-Ноги на месте?

-Локти у края?

-Спинка прямая?


Закончите предложение. 
Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы…………. 

А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться? 

Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один. 

Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.

Напишите в тетрадях сегодняшнее число.




Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. 



Отвечают хором:

-На месте!

-На месте!

-У края!

-Прямая!


Высказывают своё мнение.




Обучающиеся настраиваются на работу.







Активными, внимательными, помогать друг другу.


2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Предметные:

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

- разграничивать эти понятия.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Раздается стук в дверь. Ученикам передают телеграмму.

Читают:

«Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Помогите разобраться. Мне нужно объединить слова в пары, а я не могу понять, как это правильно сделать. Буду Вам очень благодарен, если поможете. Спасибо. Незнайка»

Холодный

Красивый

Горячий

Прекрасный

Как называются такие группы слов?

Картинки омонимов



Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим
Узнаем


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, о чём мы будем говорить?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.








Холодный – горячий

Красивый – прекрасный




Синонимы и антонимы

омонимы




С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока.





Вспомнить о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Узнать о них что-то новое.

3.

Актуализация знаний.

Предметные:

- правильно работать со словарем;

-

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию учебника

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Откройте учебники на странице 38. Найдите упражнение 36.

С каким словарем будем работать?

Найдите слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщите синонимы этих слов в словарных статьях.

Посовещайтесь в парах и запишите пары синонимов.


Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях.


Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве.

Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому.

Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же?

«Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас.

А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении:

Из темной тучи выпал крупный град.

«Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями?

Как называются такие слова?

Найдите упражнение 38.

Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов.

Я разделила вас на группы. 1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3.

2 группа –экипаж1 и экипаж2.

3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы.

Как можно доказать, что эти слова омонимы?

Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений.


Толковый словарь


Наивный – доверчивый, неопытный.

Опрятный – аккуратный, чистый.




Наивный – недоверчивый, опытный.

Опрятный – неаккуратный, грязный.




Град – город.


Да, это крупный населённый пункт.





Град – это осадки.

Нет.


Омонимы – звучат одинаково, значения разные.



Свежий – испорченный.

Свежий – грязный.


Нужно составить с ними предложения.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Антонимы слова с противоположными значениями

Омонимы – звучат одинаково, значения разные.







Физминутка - игра «Делай все наоборот»

Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие.

1) Опустите руки вниз.

2) Поднимите руки вверх. }2 р.

3) Голову поднимите.

4) Голову опустите. }2 р.

5) Поворот туловища вправо.

6) ----------------------- влево. }2 р.

7) Закройте глаза (откройте) }2 р.

8) Привстаньте.

9) Присядьте.

Спасибо. Садитесь за парты.



4.

Первичное усвоение новых знаний.


Предметные:

- уметь определять, значение слов;

- учиться выяснять значение новых слов;


Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав:

Син-оним ант-оним ом-оним

Какую общую часть вы обнаружили?

Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней.

Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так:

СИН – единый, охватывающий всё;

АНТ – противоположный;

ОМ – один и тот же, одинаковый.

Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия».

Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные?

А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ».





ОНИМ







Работа с учебниками.







Да.

5.

Первичная проверка понимания

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;


Если фон по-гречески означает звук, как ты переведешь слова омофоны, антифоны?

А что такое антипатия?

Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?



Зарядка для глаз:

закройте глаза – откройте ( 2раза),

посмотрите вверх – вниз ( 3раза),

далеко - близко ( 3 раза).,

налево - направо (3 раза)

- Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала?


Омофоны – слова с одинаковым звучанием.

Антифоны – слова с противоположным звучанием.

Антипатия – чувство неприязни.

Синоптики – специалисты, дающие прогноз погоды.


6.

Первичное закрепление

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Упражнение 39. Сочини и запиши предложения с использованием нескольких новых для тебя слов.

Сначала устно, а затем некоторые предложения записывают в тетради.




Синоптики предсказывают приближение грозы.

Узоры на ковре составляют симметрию.

Оркестр исполнял симфонию.

Молодой человек испытывал симпатию к девушке.

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить?

Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.

Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

Выставление оценок.


8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Творческое:

Составить словосочетание с  омонимами, все возможные варианты: например: бить (бить в колокол, бить ключом, бить соседа)

 

 Ключ

 

 Лист


 Лук


 Рысь


 Тройка


Или учебник Упр.40


9.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

--Вспомним тему урока.

--Какую цель ставили?

--Как достигали поставленную цель?

--Что помогало в достижении цели?

--Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Продолжите предложения.

Сейчас я проверю, чему вы научились.

"Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь : ... (низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь : ...(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь : ...(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты : ...(нашел)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты : ...(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай : ...(конец)

Хорошо! Молодцы!



- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) .



Участвуют в диалоге с учителем.

Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Салохович Татьяна Владимировна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Технологическая карта урока на тему "Имя прилагательное" "
    ["seo_title"] => string(65) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "225464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439666044"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства