№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Реализация общеучебных умений и навыков. | Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Хотите учиться? Значит можно всем садиться. Правила посадки. -Руки на месте? -Ноги на месте? -Локти у края? -Спинка прямая? Закончите предложение. Сегодня я пришёл на урок русского языка для того, чтобы………….
А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем пригодиться?
Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского языка для того, чтобы помочь вам стать грамотными, думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы обязательно постараемся открыть ещё один.
Чтобы наш урок прошел успешно, какими нужно быть? Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Напишите в тетрадях сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают хором: -На месте! -На месте! -У края! -Прямая! Высказывают своё мнение. Обучающиеся настраиваются на работу. Активными, внимательными, помогать друг другу. |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Предметные: - распознавать синонимы, антонимы, омонимы; - разграничивать эти понятия. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | Раздается стук в дверь. Ученикам передают телеграмму. Читают: «Здравствуйте ребята! Пишет Вам Незнайка. Помогите разобраться. Мне нужно объединить слова в пары, а я не могу понять, как это правильно сделать. Буду Вам очень благодарен, если поможете. Спасибо. Незнайка» Холодный Красивый Горячий Прекрасный Как называются такие группы слов? Картинки омонимов
Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим Узнаем
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, о чём мы будем говорить? - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить. | Холодный – горячий Красивый – прекрасный Синонимы и антонимы омонимы
С помощью слов "помощников" дети формулируют задачи урока. Вспомнить о словах-синонимах, антонимах, омонимах. Узнать о них что-то новое. |
3. | Актуализация знаний. | Предметные: - правильно работать со словарем; - Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию учебника регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Откройте учебники на странице 38. Найдите упражнение 36. С каким словарем будем работать? Найдите слова НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ в Толковом словаре. Отыщите синонимы этих слов в словарных статьях. Посовещайтесь в парах и запишите пары синонимов. Подберите антонимы к словам НАИВНЫЙ и ОПРЯТНЫЙ, используя объяснение этих слов в словарных статьях. Найдите упражнение 37. Прочтите отрывок из стихотворения Фёдора Глинки о Москве. Что означает повторённое три раза слово «град»? Найдите в тексте слово с тем же значением, но звучащее по-другому. Ты догадываешься, что «град» и «город» означают одно и то же? «Град» - так говорили раньше, «город» - так мы говорим сейчас. А теперь определи, что означает слово « град» в следующем предложении: Из темной тучи выпал крупный град. «Град» (город) и «град» (осадки) одно и тоже слово с разными значениями? Как называются такие слова? Найдите упражнение 38. Найдите в толковом словаре слово СВЕЖИЙ. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям этого слова. Запишите полученные пары слов. Я разделила вас на группы. 1 группа найдут в толковом словаре слова ток1, ток2 и ток3. 2 группа –экипаж1 и экипаж2. 3 группа – язык1 и язык2. Докажите что это омонимы. Как можно доказать, что эти слова омонимы? Итак, расскажите своими словами, какие слова называются СИНОНИМАМИ, какие – АНТОНИМАМИ, а какие – ОМОНИМАМИ. Приведите примеры синонимов, антонимов и омонимов, пользуясь материалами предыдущих упражнений. | Толковый словарь Наивный – доверчивый, неопытный. Опрятный – аккуратный, чистый. Наивный – недоверчивый, опытный. Опрятный – неаккуратный, грязный. Град – город. Да, это крупный населённый пункт. Град – это осадки. Нет. Омонимы – звучат одинаково, значения разные. Свежий – испорченный. Свежий – грязный. Нужно составить с ними предложения. Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение Антонимы – слова с противоположными значениями Омонимы – звучат одинаково, значения разные.
|
| | | Физминутка - игра «Делай все наоборот» Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие. 1) Опустите руки вниз. 2) Поднимите руки вверх. }2 р. 3) Голову поднимите. 4) Голову опустите. }2 р. 5) Поворот туловища вправо. 6) ----------------------- влево. }2 р. 7) Закройте глаза (откройте) }2 р. 8) Привстаньте. 9) Присядьте. Спасибо. Садитесь за парты. | |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | Предметные: - уметь определять, значение слов; - учиться выяснять значение новых слов; | Все эти слова древние, они пришли к нам из греческого языка. Сравните их состав: Син-оним ант-оним ом-оним Какую общую часть вы обнаружили? Каждое из этих слов в греческом языке состоит из двух корней. Общий корень ОНИМ означает «имя», «название». Другие корни переводятся так: СИН – единый, охватывающий всё; АНТ – противоположный; ОМ – один и тот же, одинаковый. Посмотрите в учебнике, как произошли слова и их значение: «сим+фония», «сим+патия», «сим+метрия». Можно ли сделать вывод, что эти слова сложные? А теперь вам предстоит трудное задание. Переведите на русский язык слова «ОМОФОНЫ», «АНТИФОНЫ», «АНТИПАТИЯ», «СИНОПТИКИ». | ОНИМ Работа с учебниками. Да. |
5. | Первичная проверка понимания | Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; | Если фон по-гречески означает звук, как ты переведешь слова омофоны, антифоны? А что такое антипатия? Зная, что оптика – это приборы, позволяющие лучше видеть, объясни, кто такие синоптики?
Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза) - Кто был внимателен какие антонимы я вам назвала? | Омофоны – слова с одинаковым звучанием. Антифоны – слова с противоположным звучанием. Антипатия – чувство неприязни. Синоптики – специалисты, дающие прогноз погоды. |
6. | Первичное закрепление | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Упражнение 39. Сочини и запиши предложения с использованием нескольких новых для тебя слов. Сначала устно, а затем некоторые предложения записывают в тетради. | Синоптики предсказывают приближение грозы. Узоры на ковре составляют симметрию. Оркестр исполнял симфонию. Молодой человек испытывал симпатию к девушке. |
7. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | - Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы? Где их можно чаще всего встретить? Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной. Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали. Выставление оценок. | |
8. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | Творческое: Составить словосочетание с омонимами, все возможные варианты: например: бить (бить в колокол, бить ключом, бить соседа) Ключ | | Лист | | Лук | | Рысь | | Тройка | | Или учебник Упр.40 | |
9. | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | --Вспомним тему урока. --Какую цель ставили? --Как достигали поставленную цель? --Что помогало в достижении цели? --Что нового сегодня вы узнали на уроке? Продолжите предложения. Сейчас я проверю, чему вы научились. "Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь : ... (низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь : ...(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь : ...(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты : ...(нашел) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты : ...(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай : ...(конец) Хорошо! Молодцы!
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) .
| Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения. |