Мотивация к учебной деятельности | Добрый день. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской: Спешат несчастные кислые прохожие И едят ужасное кислое мороженое… Даже сахар кислый! Скисло всё варенье! Потому что кислое было настроение. -Попробуйте изменить тему стихотворения на противоположную. -Когда у вас на уроке бывает хорошее настроение? | Ответы учащихся Записывают получившуюся миниатюру Ответы учащихся | Личностные -6, 7 коммуникативные 5, 1, 12 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | - Разгадайте кроссворд по теме «Лексика» 1. Слова, близкие по лексическому значению. 2. Устаревшие слова. 3. Основная единица языка. 4. Слова, противоположные по значению. 5. Словарный состав языка. 6. Новые слова. - Какое же ключевое слово получилось? Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? - Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться.. | Разгадывают кроссворд Формулируют цель урока - Цель урока - понять, какие слова являются омонимами. | регулятивные 1, 2, 7, Познавательные – 3. 14 |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Слайд с картинками. -Что изображено на картинках? Как эти слова пишутся? Как эти слова произносятся? А значение слов одинаково?
- Так что же такое «омонимы» (Слайд)? - Откройте, пожалуйста, свои справочники по русскому языку и запишите определение и примеры. - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? - О чём это стихотворение? Проверка разборов слов. - Какой способ словообразования у обоих слов мы определили? - С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское, от nerti - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться». А слово «норка» заимствовано из финского языка- «nirk» - «горностай». Сближение с «нора» является вторичным, и обязано своим пользованием народной этимологии, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что даже по происхождению эти слова различные по лексическому значению и употреблялись изначально в разных языковых группах (Слайд ). - Какой сделаем вывод? Наводящие вопросы:1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению? 3.Как они образованы по морфемному составу? 4. Как называются? | Записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы. Озвучивают определение по памяти. Выразительно читают стихотворение Александра Шибаева и определяют, есть ли в этом тексте омонимы. (Слайд ). Записывают слова- омонимы и делают морфемный и словообразовательный разбор каждого слова. норка (животное) - норки норка норковая (суффиксальный способ словообразования) норка (убежище)– норки норка нора (суффиксальный способ словообразования) Делают вывод | Коммуникативные-12,11,, познавательные-3 ,5. 8, 9, регулятивные-1,2 УУД: познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
- Предлагаю игру Динамическая пауза Задание (групповая работа). (Приложение 2 – раздаточный материал)(Слайды 21-25). «Дорога налево» 1.Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Другое щелкает в замке. Одно лепечет на поляне, Шумит в лесу и на лугу, Другое улеглось в кармане И там все время ни гугу. (ключ) 2. Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. (ирис) 3.Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная. Небольшая, но лошадка – очень симпатичная. Если в городе её вам придётся встретить, На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра) «Дорога прямо»: - Наконец мы нашли настоящий замок. - Это была настоящая мука. 2. Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов. Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство. 3. Назовите омонимы, определите вид омонимии. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко. - Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. -Что такое омонимы? -Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл: - А если не поняли – такой смайл: - Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть? Кто из ребят помог нам понять новую тему. -Скажите каждый себе, как вы потрудились: Я – молодец! Я думал, старался! Я делал открытия!
П.46, 1)упр.; 2)творческое задание (по желанию): составить каламбур+рисунки. | Выполняют задание в рабочей тетради (упр.90,П.46) Авторы: И.А.Бажанова, С.И. Львова Учащиеся советуются и выбирают задание. Отгадывают загадки Читают предложения. Отвечают устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Работают с учебником. -Иногда различать слова-омонимы помогает ударение. - Подбирали однокоренные слова по лексическому значению. Читают и записывают определение омофонов и омоформ. Справочная литература Озвучивают определение по памяти. Выполняют упр. в рабочей тетради Отвечают на вопросы учителя. 1ученик составляет диалог по теме. Самооценка Записывают задания в дневники. |