kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Лексика. Омонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

Содержательные:1) повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; 2) формировать умение использовать омонимы в речи  с использованием толкового словаря и употреблять их,3) формировать умение определять и различать омонимы в тексте

Деятельностные: 1) развивать умение применять новые знания, 2)  формирование у учащихся умений  опираться на уже известное, на свой субъективный опыт,3) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; 4) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Лексика. Омонимы" »

Технологическая карта урока русского языка

Учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» с. Перевесино-Михайловка

Турковского района Саратовской области

Суслова Вера Дмитриевна


Учебный предмет: русский язык

Класс:5

Автор УМК: Львова С. И.

Тема урока: Омонимы

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные:1) повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; 2) формировать умение использовать омонимы в речи с использованием толкового словаря и употреблять их,3) формировать умение определять и различать омонимы в тексте

Деятельностные: 1) развивать умение применять новые знания, 2) формирование у учащихся умений опираться на уже известное, на свой субъективный опыт,3) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; 4) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности


Добрый день. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской:

Спешат несчастные кислые прохожие

И едят ужасное кислое мороженое…

Даже сахар кислый! Скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение.

-Попробуйте изменить тему стихотворения на противоположную.

-Когда у вас на уроке бывает хорошее настроение?



Ответы учащихся











Записывают получившуюся миниатюру

Ответы учащихся


Личностные -6, 7

коммуникативные 5, 1, 12


Актуализация

знаний и пробное учебное действие






























- Разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Новые слова.

- Какое же ключевое слово получилось?








Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?




- Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?



- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться..


Разгадывают кроссворд


















Формулируют цель урока

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами.

регулятивные 1, 2, 7,



















Познавательные – 3. 14

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи




































Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

                   Слайд с картинками.

-Что изображено на картинках?

Как эти слова пишутся?
 

Как эти слова произносятся?
      

А значение слов одинаково?

- Так что же такое «омонимы» (Слайд)?





- Откройте, пожалуйста, свои справочники по русскому языку и запишите определение и примеры.


- Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?







- О чём это стихотворение?



















Проверка разборов слов.

- Какой способ словообразования у обоих слов мы определили?

- С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское, от nerti - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».

А слово «норка» заимствовано из финского языка- «nirk» - «горностай». Сближение с «нора» является вторичным, и обязано своим пользованием народной этимологии, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что даже по происхождению эти слова различные по лексическому значению и употреблялись изначально в разных языковых группах (Слайд ).





- Какой сделаем вывод?

Наводящие вопросы:1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?

3.Как они образованы по морфемному составу? 4. Как называются?


Записывают слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы.











Озвучивают определение по памяти.





Выразительно читают стихотворение Александра Шибаева и определяют, есть ли в этом тексте омонимы. (Слайд ).



Записывают слова- омонимы и делают морфемный и словообразовательный разбор каждого слова.


норка (животное) - норки



норка норковая (суффиксальный способ словообразования)


норка (убежище)– норки



норка нора (суффиксальный способ словообразования)

















Делают вывод


Коммуникативные-12,11,, познавательные-3 ,5. 8, 9, регулятивные-1,2


































УУД: познавательные (опираются на уже известное), коммуникативные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).















Включение в систему

знаний и повторение































































Рефлексия учебной

деятельности.





















Домашнее задание.



УУД: коммуникативные(учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные(нахождение омонимов)





































































УУД: познавательные,

коммуникативные,

личностные



- Предлагаю игру




Динамическая пауза



Задание (групповая работа).

(Приложение 2 – раздаточный материал)(Слайды 21-25).


«Дорога налево»

1.Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. (ключ)

2. Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

3.Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)

«Дорога прямо»:







- Наконец мы нашли настоящий замок.








- Это была настоящая мука.

2. Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

3. Назовите омонимы, определите вид омонимии. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.







- Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы.






-Что такое омонимы?




-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайл:

- Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?  Кто из ребят помог нам понять новую тему.

-Скажите каждый себе, как вы потрудились:

 Я – молодец!

Я думал, старался!

Я делал открытия!





П.46, 1)упр.;

2)творческое задание (по желанию): составить каламбур+рисунки.

Выполняют задание в рабочей тетради (упр.90,П.46) Авторы: И.А.Бажанова, С.И. Львова







Учащиеся советуются и выбирают задание.


Отгадывают загадки




















Читают предложения. Отвечают устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?


























Работают с учебником.



-Иногда различать слова-омонимы помогает ударение.

- Подбирали однокоренные слова по лексическому значению.


Читают и записывают определение омофонов и омоформ. Справочная литература

Озвучивают определение по памяти.


Выполняют упр. в рабочей тетради









Отвечают на вопросы учителя.

1ученик составляет диалог по теме.











Самооценка









Записывают задания в дневники.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Лексика. Омонимы"

Автор: Суслова Вера Дмитриевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства