Технологическая карта урока по русскому языку, 6б класс
Класс: 6б Учитель: Салемгареева Миляюша Рашитовна Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания
- развитие умения в определении рода у существительных общего рода и употребление их в речи,
формирование УУД.
обучающие: организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия существительные общего рода.
развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития умений, анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепление понятия общий род существительных и умения находить существительные общего рода в тексте, формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.
воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).
находить имена существительные общего рода в тексте, согласовывать их с именами прилагательными и местоимениями.
сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формировать нравственную культуру.
Используемая технология: проблемно-диалоговая, работа в парах, ИКТ-ресурсы.
1. Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе", М.: "Просвещение", 2014г.
2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы по русскому языку. Программы для
общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы.-М.:Просвещение,2012 г.
3. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6класс. М. : «Просвещение». 2014г.
4. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. М.: «Вако»,2014г.
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | Приветствует учащихся. -О какой части речи будем говорить на уроке? Угадайте! -Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. - Мы продолжаем изучение имени существительного, и вы уже достаточно много знаете об этой части речи. Какие грамматические признаки имеют имена существительные? -Как же можно определить род существительных в предложении? | Отвечают на вопросы. Рассуждают, высказывают собственное мнение. Имена существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Высказывают собственное мнение. - Род существительного в словосочетании и предложении можно определить по именам прилагательным и местоимениям, которые с ним согласуются. | Личностные УУД ( мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД УУД( целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии). Познавательные УУД (умение самостоя тельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии). |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание проблемы | 1.Итак, род - один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда. На доске появляются слова Плакса, сирота, грязнуля, тихоня. 2.Определите, какого рода данные существительные Рядом со словами появляются слова: маленький плакса, круглая сирота, вечный грязнуля, скромная тихоня. 3.Скажите, а сейчас мы можем определить род имени существительного «тихоня» и «непоседа»(предъявление второго факта)? 4.Что интересного вы заметили? Побуждает учащихся к осознанию противоречия. 5.Но род-это постоянный морфологический признак имен существительных. Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров? Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке? Побуждает к формулированию проблемы. В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются существительными общего рода. 6.Какой , на ваш взгляд, будет тема урока? | Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие-женского рода (возникновение проблемной ситуации). Учащиеся отвечают на вопрос. Учащиеся высказывают своё мнение. Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода. Учащиеся формулируют проблему. Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос) Обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно её сформулировать. | Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания). Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения) Личностные УУД (умение выделить нравственный аспект поведения). |
3.Выявление места и причины затруднения | Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя. | Формирует навыки употребления в речи существительных общего рода ( На доске представлены предложения: 1.Мой сосед Коля - настоящ… забияка. 2.Соседка Оля - всем известн…тихоня. Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений. | Записывают предложения и вставляют окончания в прилагательных и местоимениях. | Личностные УУД( выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению). Регулятивные УУД( планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). |
4.Построение проекта выхода из затруднения | «Включение» в целенаправленную деятельность | А как вы определили, какие окончания нужно вставлять? | Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение, совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями. | Познавательные УУД (умение подводить под понятие, применять новые знания на практике). Регулятивные УУД ( умение запоминать и удерживать правило, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу). |
5.Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? | Выполняют движения под руководством учителя | Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
6.Реализация построенного проекта | Самостоятельное открытие новых знаний | Организует работу по прочтению правила учебника, с 145 и выполнение упр.279. | Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают, ищут информацию, делают упражнение №279 в тетради. Осуществляют взаимоконтроль. | Коммуникативные УУД (формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение). Познавательное УУД (исследование, синтез, сравнение). |
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | «Включение» в тренировочную деятельность | Очень часто в литературе мы встречаемся с существительными общего рода. Предлагает найти существительные общего рода, Плакса, вакса, гуталин, На носу горячий блин. Плакать не годится, Можно простудиться. Жадина-говядина, Три копейки дадено, На четвертую копейку Расшибётся об скамейку. | Самостоятельно читают дразнилки , находят существительные общего рода. | Коммуникативные УУД (устная речь, диалог, сотрудничество в группе). Личностные УУД (развитие познавательных интересов). Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль). |
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Освоение нового знания | Консультирует, предлагает каждому выполнить творческое задание. Написать сочинение-миниатюру «Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану: 1 предложение - положительные черты характера; 2 предложение - отрицательные черты характера; 3предложение-свое отношение к другу. Образец: Моя подруга Таня - большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю . | Пишут сочинение, а затем читают вслух. | Познавательные УУД (самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации). Коммуникативные УУД. |
9. Включение в систему знаний и повторения | «Включение» в продуктивную деятельность | Предлагает выполнить самостоятельно тест. 1.Подбери синоним к существительному плакса. 2. При каком условии имена существительные, обозначающие качества людей, относятся к мужскому роду? 3.А при каком условии относятся к женскому роду? 4.Безграмотный, необразованный человек – это А. невежа; Б. невежда. 5.Подбери антоним к существительному забияка. Домашнее задание. 1 уровень: Составить рассказ о своих одноклассниках, употребляя имена существительные общего рода 2 уровень: упражнение № 277 | Выполняют тест, обсуждают, делают выводы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные УУД (понимают значение знаний для человека и принимают его). Регулятивные УУД (прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала). |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | . | Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Оценивает учащихся. | Самооценка, взаимооценка. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |