1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2) Этап актуализации и пробного учебного действия; определение знаниевых границ Выявление места и причины затруднения. 2)Создание проблемной ситуации | Приветствие учащихся. Начнём урок с загадок отгадайте загадки: Пьет бензин, как молоко. Может бегать далеко.
Пять чуланов, одна дверь
Покружилась звездочка в воздухе немножко. Села и растаяла на моей ладошке. Другой не нужно им науки- хватать, глотать умеют … проверим ваши ответы (проектирование на доске) задание: подчеркните орфограмму в записанных словах - что является сигналом для орфограммы? - Каким правилом руководствуемся при написании сочетаний? Вспомните стихотворение - правило - Как вы, ребята, думаете, почему мы заговорили о шипящих? Сегодня познакомимся с новой орфограммой Вспомним, что такое орфограмма, - какие слова приходят на память, когда вы слышите слово ОРФОГРАММА? -Дайте определение этому понятию - Рассмотрите на доске пары слов. (проектор) - Назовите шипящие жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный чопорный щёлка трещотка - какие гласные пишутся после них - Сформулируйте тему урока - почему в одних словах после шипящих пишется О, а в других Ё? Давайте попытаемся сами сформулировать правило после некоторых наблюдений. - предлагаю понаблюдать за произношением. Прочитайте слова из левого столбика. - какой звук слышите после шипящих? - прочитайте слова из правого столбика. Какой звук слышите? - В какой позиции они стоят? - сделайте вывод, какое произношение у слов левого и правого столбиков? - что можете сказать про написание? - Мы видим несоответствие произношения и написания. - Какая наука о языке решает эту задачу? - попробуйте сформулировать цель урока - что будет опознавательным признаком орфограммы? - какие гласные будем выбирать? - Чему мы научимся к концу урока? каким должен быть результат? | Оформление в тетради классной работы Работа в тетрадях: отгадки записываются в тетрадях машина перчатка снежинка щуки самопроверка - нахождение опознавательных признаков орфограммы шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ чтение стихотворения: Чтение вслух. в сочетаниях ЖИ – ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА – ЩА Пишем только букву А В сочетаниях ЧУ – ЩУ Пишут только букву У - узнаем новое правило дети : (правило, написание, буква, слово) даётся определение понятию орфограмма - шипящие Ж, Ш, Ч, Щ - после шипящих пишутся - О, Ё - Написание гласных О, Ё после шипящих ребята пытаются чтение цепочкой слов из левого и правого столбиков - звук О - звук О - В ударной. - произношение слов одинаковое - написание слов разное - Офография - узнать, когда после шипящих пишется О, когда Ё. - опознавательный признак – шипящие - будем выбирать гласные О или Ё - научимся писать слова на новое правило | Л: Самоопределение К: Планирование учебного сотрудничества Р: (умение проверять свои знания по шаблону) К: (речевые умения, чтение по памяти) познавательные (проводится ассоциация, обращаются к прошлому опыту) Л. : осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям П: мыслительные операции (наблюдение, сопоставление, обобщение) Р: самоконтроль своих навыков, сопоставление со знаниями К: умение строить ответы Р: Целеполагание |
Основной этап Построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять Выявление места и причины затруднения. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи цель: отработка навыков подбора однокоренных слов, выделения орфограмм. Отработка навыка различать проверочные слова и проверяемые Отработка второй части правила Лексическая работа Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону работа со словарными словами; распознавание их в тексте Умение применять правило Включение в систему знаний и повторение. Включение нового способа действий в систему знаний, при этом повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Формирование навыков работы с текстом, с информационным материалом | 1)На карточках даны слова первого столбика, подберите к ним однокоренные слова, где мы написали бы букву Е, выделите корни, поставьте ударение. жёлтый - … шёпот - … чёрный - … щёлка - … 2) проверьте правильность выполнения задания по компьютеру (слайд 2) Жёлтый - желтеть, шёпот - шептать, чёрный - чернеть, щёлка –щель -Попробуйте проделать подобную работу со словами второго столбика. Выделите корни, поставьте ударение крыжовник - шорох- чопорный - трещотка - -Сделайте выводы по своим наблюдениям. - При каком условии после шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё? - Откройте Теорию стр.53, $41, правило - II, прочитайте правило. (Чтение вслух). Какие ключевые слова вы бы подчеркнули? - поработайте в парах: расскажите правило друг другу - Потренируемся в подборе проверочных слов и в выделении орфограммы. Откройте Практику стр.130, Рассмотрите орфограмму «Гласные ё – о после шипящих в корне слова» Обратите внимание: шипящие (сигнал орфограммы) подчёркиваются двумя чертами, а гласная - одной чертой. Выполним упр. 422 Работу выполняем с комментированием. - Ещё раз проговорите правило вслух. Игра «Путаница» (на столе карточки со словами, дети делятся на две группы. 1 груп. Выбирает проверяемые слова, а 2 груп. проверочные. Слова в нужные колонки крепятся на доске: I II Проверяем. Проверочн. причёска причесать чёрный чернота бечёвка бечева дешёвый дешевизна проверка (слайд 3) - По каким признакам вы узнавали проверочн. и проверяемые слова? - Прочитаем II часть правила - в каких словах в ударных и безударных слогах пишется о? - Ребята, давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы правильно писать заимствованные слова правильно. Эти слова и слова, которые даются в Практике для запоминания, нужно выучить. Чтобы было легче, воспользуйтесь рифмами (раздаётся дидактический материал): Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. - какие слова вы не знаете? Обратимся к толковому словарю (работа проводится в группах – 1гр.- первые з слова; 2гр – посл: шоссе –дорога с твёрдым покрытием шорник – специалист по шорным изделиям. К ним относятся ременная упряжь и некоторые другие изделия из кожи. жокей – профессиональный наездник на скачках чопорный (о человеке) – чрезмерно строгий в поведении и соблюдении приличий. жонглёр - цирковой артист, который подбрасывает и ловит на лету несколько предметов - Составьте с данными словами словосочетания и запишите Самостоятельная работа - Попробуйте найти слова с О после шипящих в корне слова в тексте. Подчеркните их карандашом (5 сл.с О и 1с Ё). Подготовьтесь к выразительному чтению. В сад пришел наш Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох За кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшон. Кто ж за розой? Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул бесстрашно. Треск!.. И разорвался шов. "Мой капюшон! О, так ужасно!" И Буратино был таков. Взаимопроверка. Обмениваются карточками и ставят + над найденным словом. Учитель показывает слайды с ответами. Опрос уч-ся по допущенным ошибкам. В чём затруднялись. - Назовите слова с О? - Найдите слова с буквой Ё. Объясните написание. - Из какой сказки герой? («Приключения Буратино» А. Толстого) - Что хотел узнать Буратино? - Как он был наказан за своё любопытство? -Но на этом бедствия Буратино не закончились. Его встретила Мальвина, которая очень хотела научить его грамоте. Она дала ему задание найти ошибки в предложении (раздаточный дидактический материал): Четыре чорненьких чюмазеньких чертёнка чертили чорными чернилами чертёж. Ребята устно исправляют ошибки Работа с информационным текстом. Карточки с текстом раздаются всем учащимся. - предлагаю, ребята, вам текст, который вам будет интересен. Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, удаётся легко подобрать проверочное. Есть, например, в русском языке слово чёлка. Как доказать, что после ч следует писать ё? На помощь приходит слово, которое когда-то употреблялось в русском языке очень часто, а теперь почти не встречается. Это слово чело. В древнерусском языке так называли лоб. А вот слово чечётка ещё сложнее. Все знают виртуозный танец, но далеко не каждому знакома болтливая птица чечётка. Самец этой птички называется чечет. Теперь ясно, почему слово чечётка пишется через ё? Задания к тексту: 1. О чём этот текст? Своё мнение докажите. 2. Как содержание текста соотносится с темой урока? 3. Какие слова являются проверочными для слов чёлка и чечётка? Почему? 4. Как бы вы озаглавили текст? 5. Определите главную мысль текста. Сформулируйте сами или найдите в тексте. 6. Определите функциональный стиль текста. Докажите своё мнение. 7. К какому типу речи относится текст? Докажите своё мнение. 8. Разделите текст на абзацы. Сформулируйте главную мысль каждого абзаца. Обсуждение вариантов ответа совместно с учащимися, словесное поощрение за верные ответы | работа с дидактическим материалом жёлтый - … шёпот - … чёрный - … щёлка - … Жёлтый - желтеть, шёпот - шептать, чёрный - чернеть, щёлка – щель крыжовник - шорох- чопорный - трещотка - - не можем подобрать проверочное слово вывод - К словам первого столбика мы подобрали однокоренные слова: Жёлтый - желтеть, шёпот - шептать, чёрный - чернеть, щёлка –щель, а к словам второго столбика однокоренных слов с буквой Е мы не смогли подобрать - После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква Ё, если можно подобрать однокоренное слово. - ключевые слова «под ударением, Однокоренные» работа в парах над правилом Работа с учебником, выполнение упр. 422, работа комментируется Жёлтый – желтизна, жёрдочка – жердь, шёпот – шептать, шёлк – шелка , … проговаривают правило друг другу вполголоса работа в группах Проверяем. Проверочн. причёска причесать чёрный чернота бечёвка бечева дешёвый дешевизна Затем каждая группа зачитывает свои слова. Ребята проверяют по слайду. -В проверяемых гласная буква после шипящих под ударением, слышится звук О. - в проверочных сл. гласная после шипящих в безударном положении, обозначается буквой Е . Чтение II части правила - буква О пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с Е, а также в заимствованных словах: шорты. шомпол, шоссе, шоколад, жокей, шофёр, капюшон. - Чтобы правильно писать непроверяемые слова, их нужно запомнить Чтение про себя (у всех раздаточный материал), а затем на память друг другу Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. ребята называют незнакомые слова Работа с толковыми словарями Работа в группах. Каждая группа читает вслух словарную статью нужного слова. Работа в тетрадях (индивидуально). С последующей проверкой (зачитывание вслух). Обсуждается, у кого получились более удачные словосочетания Например: Асфальтированное шоссе, искусный шорник, опытный жокей, ловкий жонглёр, чопорный учитель Самостоятельная работа Работа выполняется на карточках В сад пришел наш Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох За кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшон. Кто ж за розой? Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул бесстрашно. Треск!.. И разорвался шов. "Мой капюшон! О, так ужасно!" И Буратино был таков. Выразительное чтение текста Взаимопроверка в парах Обмениваются карточками и ставят + над найденным словом вслед за учителем Фронтальная работа. Диалог с учителем -«Приключения Буратино» А. Толстого найти ошибки в предложении: раздаточный дидактический материал: Четыре чорненьких чюмазеньких чертёнка чертили чорными чернилами чертёж. Устные ответы Работа с информационным текстом. Аналитическое чтение информационного текста на карточках. предполагаемые ответы Этот текст о написании слов, в которых трудно проверить гласную после шипящих. В тексте приводятся примеры таких слов: чёлка, чечётка. На уроке учимся писать гласные после шипящих в корне слова, учимся подбирать проверочные слова. Проверочным словом для чёлки является чело, потому что чело - это лоб, а чёлка прикрывает лоб. Слово чечётка проверяется словом чечет. Я думаю, что танец так назвали в честь этой птицы. Птица болтливая. Так говорят о людях, много и быстро говорящих. И в танце движения быстрые и ритмичные. Варианты заглавия. Трудно проверяемые слова. Непростые слова. Загадочные слова. «Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, удаётся легко подобрать проверочное». Данный текст относится к научно-популярному стилю. Цель текста – дать знания, заинтересовать необычными явлениями русского языка. Примерами являются исторические факты. В тексте используются термины: корень, шипящие, проверочные. Текст построен в определённой логике рассуждения. Используются вопросительные предложения, чтобы заинтересовать читателя информацией. Материал изложен в доступной форме, потому что рассчитан на детей. Текст используется как дополнительный учебный материал на уроке русского языка. 7.Тип речи - рассуждение. В тексте есть тезис: «Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, удаётся легко подобрать проверочное». Для доказательства суждения приводятся примеры. Это слова чёлка и чело. 8. Членение на абзацы 1.Не к каждому слову, где в корне после шипящей пишется буква ё, удаётся легко подобрать проверочное. Есть, например, в русском языке слово чёлка. Как доказать, что после ч следует писать ё? На помощь приходит слово, которое когда-то употреблялось в русском языке очень часто, а теперь почти не встречается. Это слово чело. В древнерусском языке так называли лоб. А вот слово чечётка ещё сложнее. Все знают виртуозный танец, но далеко не каждому знакома болтливая птица чечётка. Самец этой птички называется чечет. Теперь ясно, почему слово чечётка пишется через ё? план Не каждое слово можно проверить Проверочное слово к слову чёлка Как проверяется слово чечётка? | П: обучение способам действий, алгоритму работы для выхода на результат Р: (умение проверять свои знания, планировать свои действия для коррекции) П: обобщение наблюдаемых языковых явлений П: (умение обобщать, идти от частного к общему Р: (умение проверять свои знания по учебнику) П: ( умение вычленять главное) К: (работа во взаимодействии, работа с текстом, установка на запоминание) К: (умение объяснять для других), р:(умение контролировать свои способы действий) К: (работа во взаимодействии в группе, соблюдение этических норм) П: (умен. ориентироваться на опознавательные признаки проверочных и проверяемых сл.) Р: (умение планировать свои действия при решении учебной задачи) Р: (самоконтроль по шаблону, умение сопоставлять знания с конкретными действиями) К: (умение строить диалог с учителем) К: (обучение способу запоминания, речевая деятельность в паре) П: работа со справочной литературой Р: самоконтроль К: развитие речевых навыков, формирование умений в конструировании полных, доказательных ответов Р: умение самостоятельно решать поставленную задачу, К: понимание текстов, осознанное выразительное чтение, К: развитие речевых умений, сотрудничество, понимание цели работы П: использование знаково-символических средств, контроль и коррекция К: навыки взаимоконтроля, умение сотрудничать К: развитее умений строить полные ответы в учебном диалоге понимание текстов, извлечение необходимой информации П: контроль и коррекция П: выполнение логических операций (анализ, обобщение), работа с информацией, построение логической цепи рассуждений, доказательство; формирование и развитие ИКТ – компетентности К: речевая деятельность (построение монологической речи с использованием фактического материала текста), формирование умений рассуждать, осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей Л. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Заключительный этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Д/З | - Подведём итоги нашей работы на уроке. Вернёмся к началу урока и ответим на поставленный вопрос: -почему в данных словах пишутся разные гласные буквы, хотя обозначают один звук О? От чего зависит написание гласной буквы Ё? (показыв. слайд со словами: жёлтый крыжовник шёпот шорох чёрный чопорный щёлка трещотка - Вспомним, какова была цель урока. - как вы считаете, урок достиг цели? - Попробуем проверить свои умения. Я буду читать слова, а вы сигнализируйте карточками, какую гласную букву будете писать в этом слове. Капюшон, шорты, расчёска, шоколад, шёпот, пошёл, жёлтый, печёнка, жонглёр. - Попробуйте оценить свои знания и умения, используя таблицу: знание правил | распознавание орфограммы | практическое применение | | | | поставьте символы в строки: + там, где справлялись с указанными в таблице задачами - там, где что-то не получалось ? там, где вы сомневаетесь Выставление оценок. На Листе контроля фиксируются ЗУН каждого ученика по каждому виду работы за устные и письменные ответы, выставляется в журнал общая оценка, детям объявляется с комментир. Для себя фиксирую символами «+» или «- « успешность формирования у детей УУД Параграф 41, правило знать, письменно задание на выбор: загадки упр.427 или разгадать кроссворд на изученное правило (дидакт. м-л), выучить словарн. слова | фронтальная работа - Ё пишется после шипящих в том случае, если можно подобрать проверочное слово с безударной глас Е. О пишется в заимствованных словах и в словах, к которым нельзя подобрать проверочное слово. Диалог с учителем повторяется цель урока. Работа с сигнальными карточками, на одной стороне которых буква О, на другой буква Ё Работа с Листом самооценки знание правил | распознавание орфограммы | практическое применение | | | | | Р: умение соотносить цель и результат, контроль и коррекция знаний и практических умений Л.: самооценка на основе критерия успешности (для себя); Р: осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, что вызывало затруднения, прогнозирование |