| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие. Мотивация к учебной деятельности Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель: «Здравствуйте, дети.Проверим, всё ли готово у нас к уроку» Учитель: «А чтобы наш урок был интересным, полезным для всех нас, мы должны выполнять правила, которые мы помним всегда. Давайте их озвучим». | Учашиеся включаются в деловой ритм урока,читая вместе стихотворные строки о порядке учебных принадлежностей на их рабочих столах: «Быть должны у нас в порядке Ручки,книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: Всё,что нужно,под рукой.» Дети попеременно с учителем произносят: «На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным,Говори всё чётко,внятно, Чтобы всё было понятно. Если хочешь отвечать, надо руку поднимать, Если друг стал отвечать, не спеши перебивать, А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку». | Личностные: самоопределе-ние. |
«Мозговой штурм» Лингвистическая разминка | Повторение пройденного материала, обобщение ранее изученного | Учитель задаёт вопросы: «Что такое орфограмма? (Это ошибкоопас-ное место.) Зачем нам нужно знать орфограммы?(Мы должны быть грамотными людьми.)А какие орфограммы в корне мы с вами изучили на прошлых уроках?(Корни с чередованием –раст—ращ—рос-,-лаг--лож-.)Озвучьте, пожалуйста, эти правила. | Дети отвечают на вопросы, озвучивают правила о правописании корней с чередованием гласных О-А. | Познаватель-ные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные: самопроверка |
Актуализация знаний.Поста-новка учебной задачи. | Актуализация опорных знаний и способов действий на основе изученного материала по аналогии | Учитель ставит учебную задачу: наслайде и на карточках(ле- жат у детей на партах) даны слова с пропущенны- ми буквами в корне: росток,щётка, прилагатель-ное,подросток,положить,расчёска,заросли, Ростов,жёлуди, выращенный, слагаемое,от- расль. Разделите слова на группы, докажите свои действия». | Учащиеся работают в парах, анализируют, сопоставляют, делают выводы. Учащиеся проверяют правильную запись данных слов по слайду,на котором все орфограммы вставлены(самопроверка). | Познавательные: преобразование модели с целью выявления общих законов, установление причинно-следственных связей Логические : построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, представление информации. |
Формулировка темы и цели урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Создание учителем проблемной ситуации : «Со всеми ли словами вы справились? Почему возникли затруднения? Значит, вы что-то не знаете? Что же нам предстоит выяснить? Попробуйте сформулировать тему и цели урока ». | Определение темы и целей : «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова» Цели : «Научиться находить орфограмму в корне слова после шипящих, устанавливая позицию этой гласной (ударная или безударная). Подбирать однокоренные слова, доказывая данную орфограмму» . | Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют тему, цели урока, записывают тему в тетрадь. |
Открытие новых знаний. Наблюдение. | Открытие новых знаний учениками, формулировка орфограммы, систематизация, отработка навыков. | Учитель предлагает подумать над вопросом: «Ребята, как мы можем узнать правило о написании О-Е в корне после шипящих?» Учитель предлагает выполнить задания в группах: «На доске правильно записанные слова:жёлтый, чёрный,шёл,жёр-дочка,пчёлы. Прочитайте их,спишите и выделите корень.Сравните их и попробуйте выяснить закономерности написания.Обра-тите внимание , в какой позиции (ударной или безударной)на-ходятся гласные после шипящих в корне,постарай-тесь подобрать к ним однокоренные слова. Затем учитель предлагает понаблюдать за ещё одной группой слов, которые относятся к исключениям и заимствованным словам. | Ученики отвечают,что правило можно прочитать в учебнике, также можно понаблюдать за словами и попробовать выявить определённые закономернос-ти.Выявляют позицию гласной в корне, подбирают однокоренные слова и приходят к выводу о написании гласных в корне, таким образом формулируя правило. Наблюдая за словами-исключения- ми и заимствован- ными словами, делают вывод, что данные слова пишутся не по правилу, то есть являются исключением. Соотносят свои выводы с учеб-ником, Совместное составление алгоритма. | Регулятивные: создание благоприятной атмосферы,за-интересован-ности,развитие монологичес-кой речи.Поиск путей решения проблемы. Осуществляют познаватель-ную и личностную рефлексию.
Познаватель-ные : выделяют главное, свёртывают информацию до ключевых слов. Анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают закономернос-ти.
|
Усвоение новых знаний, их первичное закрепление | Развитие учебно-языковых и орфографических умений. | Учитель предлагает выполнить упражнение из учебника:спи- сать выборочно слова, вставить пропущенные орфограммы, обозначить графически. Тем, кто справится с работой быстро, учитель предлагает карточки: распределить слова в 2 группы(5-7 учащимся). | Один учащийся пишет на доске, объясняя написание орфограммы. Остальные работают в тетрадях. В карточках ученики распределяют слова , мотивируют принцип, графически объясняют орфограммы (карточки сдаются учителю на проверку). | Познаватель-ные: строят работу на основе алгоритма. Осуществляют познаватель-ную рефлексию. Анализируют, сравнивают, группируют. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, слушают и слышат других, готовы корректировать свою точку зрения. Оказывают взаимопомощь, осуществляют взаимный контроль.
|
Физкультминутка | | | | |
Закрепление | Отработка и закрепление изученного материала,вы- ведение на уровень автоматизированного умственного действия | Учитель предлагает работу над этимологичес-ким анализом слова «чесать»:подбе-рите гнездо однокоренных слов от этого слова.Затем предлагает предложение с двумя словами из этого гнезда для синтаксического разбора: « Если б дали берёзе расчёску,изме-нила б берёза причёску.» Далее учитель предлагает детям (в группах) письмо (из мультфильма), где допущены ошибки на данную орфограмму. Ошибки необходимо исправить. | Дети работают с этимологичес-ким словарём,под-бирают однокоренные слова.,записы-вают.Выполняют синтаксический разбор предложения, затем происходит взаимопровер-ка по правильному варианту на слайде. В группах работают над ошибками в письме, затем проверяют себя по слайду,исправ-ляют ошибки, объясняя орфограммы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками. Регулятивные: ищут пути решения проблемы. Осуществляют познаватель-ную и личностную рефлексию. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Обобщить, сделать выводы, | Учитель задаёт вопросы: «Какую цель мы ставили на уроке?Достигли ли мы её? Оцените свою деятельность (критерии выведены на слайде) и одноклассников (сигнальными карточками :зелёный – цель урока достигнута,крас-ный – не достигнута.) | Ученики проговарива-ют цель, доказывая формулиров- кой правила. Оценивают свою работу. | Регулятивные : соотносят цели и результаты своей деятельности. Оценивают свою работу и определяют степень успешности работы всего класса. |
Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Всем выучить теорию.Практи-ческое задание по выбору: 1)упражнение,2)составить тест-лист на изу-ченное правило из 10 слов. | Задают вопросы по домашнему заданию. | Коммуникатив-ные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
|