Автор (разработчик) | Чекашкина Анастасия Александровна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Тема | Правописание НЕ с существительными |
Цели урока | Образовательная: узнать, чем обусловлено слитное и раздельное написание не с существительными, систематизировать знания, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания с реальностью (с текстами),уметь аргументировать свое мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу Развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, содействовать развитию словарного запаса учащихся и культуры речи. Воспитательная: создать условия для воспитания умения работать в группах, содействовать воспитанию успешного человека. |
Рабочая программа, учебник | Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. |
Планируемые результаты обучения русскому языку | Предметные: знать условия выбора правописания НЕ с существительными, опознавательные признаки изученных орфограмм, уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь Метапредметные: познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания. регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности. коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять само и взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы. |
Технологии, методы, приемы, используемые на уроке | Интерактивный, частично поисковый, репродуктивный, здоровьесберегающий. |
Формы работы | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Оборудование, ИКТ | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Приоритетные языковые понятия | |
Образовательные ресурсы | |
Организационная структура урока (Сценарий / ход урока) |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу, садитесь. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. | Личностные: настрой на позитивное начало урока |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Ученье – свет, а неученье – тьма | Восстанавливают пословицу, объясняют её значение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | 1. Фронтальная работа -Дети, посмотрите на экран и прочитайте, пожалуйста, слова. -Тетрадь, дерево, кошка, прекрасный, мальчик, снег. -Найдите лишнее слово. -прекрасный. -Почему оно является лишним? Докажите. -Слово прекрасный обозначает признак предмета, все остальные - предмет. -Как называются слова, которые называют предметы? - Имена существительные. -Какие грамматические признаки имеют существительные? -Относятся к мужскому, женскому и среднему роду. -Изменяются по родам, по числам и по падежам. - В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами. -Хорошо, ребята. С этим заданием вы справились | Актуализация знаний. Ребята отвечают на вопросы учителя, попадают в проблемную ситуацию, затрудняются найти выход. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
Выявление места и причины затруднения | - Ребята, посмотрите на экран и прочитайте предложения. 1. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин) 2. Вновь наступило ненастье. 3. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) 4. О край дождей и непогоды, кочующая тишина… (С.Есенин) 5. В зоопарке были не хищники. - Какая орфограмма объединяет все эти предложения? С какой частью речи встречаются рядом НЕ? - Сформулируйте тему нашего урока -Правописание НЕ с именами существительными. -Запишите в тетради сегодняшнее число, тему урока - А почему в одном случае НЕ пишется раздельно, а в другом слитно? ПРОБЛЕМА - Определим цели урока: чем, по-вашему, мы будем заниматься? | Отвечают на вопросы учителя. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Построение проекта выхода из затруднения | Работа в парах (на партах лежат карточки с материалом для наблюдения) - Ребята, вам предстоит выступить в качестве исследователей. Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, а потом мы обсудим результаты вашей работы. Недуг недруг не друг, а враг Ненастье неправда не правда, а ложь Небрежность несчастье не счастье, а горе - Какие выводы вы можете сделать, проанализировав языковой материал? В каком случае не с существительными пишется слитно, а в каком раздельно? Работа с учебником - откройте учебники на странице 52, прочитайте правило в таблице. - Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника. - Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Ребята, какого примера у вас не было? Не пишется с существительным раздельно в том случае, когда перед нами прямое отрицание. У таких существительных нет синонимов. Дополнительный материал А еще НЕ с существительным будет писаться раздельно в том случае, если рядом с существительным будут стоять слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько. Например, далеко не красавица - Итак, мы познакомились с новой орфограммой НЕ с именем существительным. - Давайте попытаемся, опираясь на схему, рассказать правило «Правописание НЕ с существительным» | Самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, выводят цели данного урока. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД). |
Реализация построенного проекта | Задания 1.Упражнение 577 (устно, с объяснением) | Читают слова, данные учителем, выполняют задание. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД) Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 3.Задание. - Под диктовку записать пословицы, устно объяснить выбор слитного или раздельного написания НЕ в каждом случае (можно работать у доски) 1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. 2. Ум определяется (не)возрастом, а головой. 3. Каждая (не)удача прибавляет ум.(провал) 4. (Не)правдой не проживешь (ложь) 5. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт. 6. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство - Ребята, а что обозначает слово невежда? | | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). |
Динамическая пауза | | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Подобрать к словам синонимы с НЕ На экране слова. Ребята выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку. Ложь – неправда Горе – несчастье Болезнь – нездоровье грубость – невежливость беспорядок – непорядок враг – неприятель подозрительность – недоверие | | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Включение в систему знаний и повторение | 4. Словарная работа – лексическое значение слов Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – недоучившийся, мало знающий человек Недотепа – неуклюжий, неловкий человек. (Новые слова и их лексические значения записываются в тетради для словарных работ) Самостоятельная работа (с последующей самопроверкой) 1) Ученье – свет, (не)ученье – тьма. 2) Слово ( не) стрела, а пуще стрелы ранит. 3) С (не)уменья руки не болят. 4) (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит. 5) (Не) место красит человека, а человек место. | Выполняют задание учителя, работают с учебником. | Личностные: -нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Познавательные: -самостоятельно осуществляют поиск информации; Коммуникативные: -формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Итак, вы сегодня, ребята, выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Что нового вы узнали? - Эта работа для вас оказалась трудной? - Что помогло вам справиться с трудностями? | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание | Комментирование домашнего задания. (дифференцированное) Выучить правило На выбор Упр. 579 или 580 Найти из различных источников пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречается правописание НЕ с именем существительным | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |