| Автор (разработчик) | Чекашкина Анастасия Александровна | 
  | Предмет | Русский язык | 
  | Класс | 5 | 
  | Тип урока | Урок открытия нового знания | 
  | Тема | Правописание НЕ с существительными   | 
  | Цели урока |  Образовательная: узнать, чем обусловлено слитное и раздельное написание не с существительными, систематизировать знания, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания с реальностью (с текстами),уметь аргументировать свое мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу Развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, содействовать развитию словарного запаса учащихся и культуры речи. Воспитательная: создать условия для воспитания умения работать в группах, содействовать воспитанию успешного человека. | 
  | Рабочая программа, учебник | Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. 
 | 
  | Планируемые результаты обучения русскому языку | Предметные: знать условия выбора правописания НЕ с существительными, опознавательные признаки изученных орфограмм, уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь  Метапредметные:    познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания.    регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.    коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять само и взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы. | 
  | Технологии, методы, приемы, используемые на уроке | Интерактивный, частично поисковый, репродуктивный, здоровьесберегающий. | 
  | Формы работы | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная | 
  | Оборудование, ИКТ | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор | 
  | Приоритетные языковые понятия | 
 | 
  | Образовательные ресурсы | 
 | 
  | 
 Организационная структура урока (Сценарий / ход урока) 
 
 | 
  | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | 
  | Организационный момент | Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу, садитесь. 
 | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. 
 | Личностные: настрой на позитивное начало урока | 
  | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Ученье – свет, а неученье – тьма   | Восстанавливают пословицу, объясняют её значение. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 
  | Актуализация знаний и фиксирование затруднений   | 1. Фронтальная работа -Дети, посмотрите на экран и прочитайте, пожалуйста, слова.  -Тетрадь, дерево, кошка, прекрасный, мальчик, снег.  -Найдите лишнее слово.  -прекрасный.  -Почему оно является лишним? Докажите.  -Слово прекрасный обозначает признак предмета, все остальные - предмет.  -Как называются слова, которые называют предметы?  - Имена существительные.  -Какие грамматические признаки имеют существительные?  -Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.  -Изменяются по родам, по числам и по падежам.  - В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами.  -Хорошо, ребята. С этим заданием вы справились | Актуализация знаний. Ребята отвечают на вопросы учителя, попадают в проблемную ситуацию, затрудняются найти выход. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | Выявление места и причины затруднения |  - Ребята, посмотрите на экран и прочитайте предложения.  1. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)  2. Вновь наступило ненастье.  3. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)  4. О край дождей и непогоды, кочующая тишина… (С.Есенин)  5. В зоопарке были не хищники.  
  - Какая орфограмма объединяет все эти предложения? С какой частью речи встречаются рядом НЕ?  - Сформулируйте тему нашего урока  -Правописание НЕ с именами существительными.  -Запишите в тетради сегодняшнее число, тему урока  
  - А почему в одном случае НЕ пишется раздельно, а в другом слитно? ПРОБЛЕМА  - Определим цели урока: чем, по-вашему, мы будем заниматься? | Отвечают на вопросы учителя.   |  Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)  Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)  Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | 
  | Построение проекта выхода из затруднения |   Работа в парах  (на партах лежат карточки с материалом для наблюдения)  - Ребята, вам предстоит выступить в качестве исследователей. Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, а потом мы обсудим результаты вашей работы.  
  Недуг недруг не друг, а враг  Ненастье неправда не правда, а ложь  Небрежность несчастье не счастье, а горе  
  - Какие выводы вы можете сделать, проанализировав языковой материал? В каком случае не с существительными пишется слитно, а в каком раздельно?   Работа с учебником    - откройте учебники на странице 52, прочитайте правило в таблице.  - Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника.    - Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Ребята, какого примера у вас не было?    Не пишется с существительным раздельно в том случае, когда перед нами прямое отрицание. У таких существительных нет синонимов.  Дополнительный материал  А еще НЕ с существительным будет писаться раздельно в том случае, если рядом с существительным будут стоять слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько. Например, далеко не красавица  - Итак, мы познакомились с новой орфограммой НЕ с именем существительным.  - Давайте попытаемся, опираясь на схему, рассказать правило «Правописание НЕ с существительным» | Самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, выводят цели данного урока. |  
  
  Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)  Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Умение  преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД).  
 | 
  | Реализация построенного проекта | Задания 1.Упражнение 577 (устно, с объяснением)  
  
  
 
 
 
  
   
 |  Читают слова, данные учителем, выполняют задание.   |  Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). 
 
  Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД) 
 Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). 
  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).  
  
 
 | 
  | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |  3.Задание. - Под диктовку записать пословицы, устно объяснить выбор слитного или раздельного написания НЕ в каждом случае (можно работать у доски)  1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод.    2. Ум определяется (не)возрастом, а головой.  3. Каждая (не)удача прибавляет ум.(провал)  4. (Не)правдой не проживешь (ложь)  5. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.   6. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство  
  - Ребята, а что обозначает слово невежда? 
 | 
 |  Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). 
 | 
  | Динамическая пауза | 
 | 
 | 
 | 
  | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Подобрать к словам синонимы с НЕ На экране слова. Ребята выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку.  Ложь – неправда  Горе – несчастье  Болезнь – нездоровье  грубость – невежливость  беспорядок – непорядок  враг – неприятель    подозрительность – недоверие 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 
 | 
  | Включение в систему знаний и повторение |  4. Словарная работа – лексическое значение слов   Невежа – грубый, невоспитанный человек   Невежда – недоучившийся, мало знающий человек   Недотепа – неуклюжий, неловкий человек. (Новые слова и их лексические значения записываются в тетради для словарных работ)   Самостоятельная работа   
  (с последующей самопроверкой)    1) Ученье – свет, (не)ученье – тьма.  2) Слово ( не) стрела, а пуще стрелы ранит.  3) С (не)уменья руки не болят.  4) (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.  5) (Не) место красит человека, а человек место.  
 
 
 | Выполняют задание учителя, работают с учебником. | Личностные:  
 -нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала   
 Познавательные: 
 -самостоятельно осуществляют поиск информации; 
 Коммуникативные:   -формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | 
  | Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Итак, вы сегодня, ребята, выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Что нового вы узнали? - Эта работа для вас оказалась трудной? - Что помогло вам справиться с трудностями? | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 |  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).  Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  | 
  | Домашнее задание | Комментирование домашнего задания. (дифференцированное)   Выучить правило На выбор   Упр. 579 или 580 Найти из различных источников пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречается правописание НЕ с именем существительным 
 | Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. |  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).  Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  |