kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока на тему "Не с существительными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка на тему "Не с существительными"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока на тему "Не с существительными"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Автор (разработчик)

Чекашкина Анастасия Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Правописание НЕ с существительными

Цели урока

Образовательная: узнать, чем обусловлено слитное и раздельное написание не с существительными, систематизировать знания, устанавливать аналогии, соотносить полученные знания с реальностью (с текстами),уметь аргументировать свое мнение и сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Развивающая: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять, делать выводы, формулировать мысли, содействовать развитию словарного запаса учащихся и культуры речи.

Воспитательная: создать условия для воспитания умения работать в группах, содействовать воспитанию успешного человека.

Рабочая программа, учебник

Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.


Планируемые результаты обучения русскому языку

Предметные: знать условия выбора правописания НЕ с существительными, опознавательные признаки изученных орфограмм, уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь

Метапредметные:

познавательные: уметь находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания.

регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять само и взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Технологии, методы, приемы, используемые на уроке

Интерактивный, частично поисковый, репродуктивный, здоровьесберегающий.

Формы работы

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Оборудование, ИКТ

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Приоритетные языковые понятия


Образовательные ресурсы



Организационная структура урока (Сценарий / ход урока)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу, садитесь.


Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.


Личностные: настрой на позитивное начало урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ученье – свет, а неученье – тьма

Восстанавливают пословицу, объясняют её значение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксирование затруднений

1. Фронтальная работа

-Дети, посмотрите на экран и прочитайте, пожалуйста, слова.

-Тетрадь, дерево, кошка, прекрасный, мальчик, снег.

-Найдите лишнее слово.

-прекрасный.

-Почему оно является лишним? Докажите.

-Слово прекрасный обозначает признак предмета, все остальные - предмет.

-Как называются слова, которые называют предметы?

- Имена существительные.

-Какие грамматические признаки имеют существительные?

-Относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

-Изменяются по родам, по числам и по падежам.

- В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами.

-Хорошо, ребята. С этим заданием вы справились

Актуализация знаний. Ребята отвечают на вопросы учителя, попадают в проблемную ситуацию, затрудняются найти выход.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).














Выявление места и причины затруднения

- Ребята, посмотрите на экран и прочитайте предложения.

1. И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин)

2. Вновь наступило ненастье.

3. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица)

4. О край дождей и непогоды, кочующая тишина… (С.Есенин)

5. В зоопарке были не хищники.


- Какая орфограмма объединяет все эти предложения? С какой частью речи встречаются рядом НЕ?

- Сформулируйте тему нашего урока

-Правописание НЕ с именами существительными.

-Запишите в тетради сегодняшнее число, тему урока


- А почему в одном случае НЕ пишется раздельно, а в другом слитно? ПРОБЛЕМА

- Определим цели урока: чем, по-вашему, мы будем заниматься?

Отвечают на вопросы учителя.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Построение проекта выхода из затруднения

  1. Работа в парах

(на партах лежат карточки с материалом для наблюдения)

- Ребята, вам предстоит выступить в качестве исследователей. Ваша задача понаблюдать над языковым материалом и сделать выводы, а потом мы обсудим результаты вашей работы.


Недуг недруг не друг, а враг

Ненастье неправда не правда, а ложь

Небрежность несчастье не счастье, а горе


- Какие выводы вы можете сделать, проанализировав языковой материал? В каком случае не с существительными пишется слитно, а в каком раздельно?

  1. Работа с учебником

- откройте учебники на странице 52, прочитайте правило в таблице.

- Соответствуют ли выводы, которые вы сделали самостоятельно, правилу учебника.

- Давайте еще раз внимательно рассмотрим схему. Ребята, какого примера у вас не было?

Не пишется с существительным раздельно в том случае, когда перед нами прямое отрицание. У таких существительных нет синонимов.

Дополнительный материал

А еще НЕ с существительным будет писаться раздельно в том случае, если рядом с существительным будут стоять слова далеко, вовсе, ничуть, нисколько. Например, далеко не красавица

- Итак, мы познакомились с новой орфограммой НЕ с именем существительным.

- Давайте попытаемся, опираясь на схему, рассказать правило «Правописание НЕ с существительным»

Самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, выводят цели данного урока.



Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)























Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:(Познавательные УУД).


Реализация построенного проекта

Задания

1.Упражнение 577 (устно, с объяснением)









Читают слова, данные учителем, выполняют задание.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



Уметь распределять слова по группам в зависимости от условий написания НЕ с существительным (Предметные УУД)


Уметь находить слова нужной группы, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).




Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

3.Задание.

- Под диктовку записать пословицы, устно объяснить выбор слитного или раздельного написания НЕ в каждом случае (можно работать у доски)

1. Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод.

2. Ум определяется (не)возрастом, а головой.

3. Каждая (не)удача прибавляет ум.(провал)

4. (Не)правдой не проживешь (ложь)

5. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт. 

6. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство


- Ребята, а что обозначает слово невежда?



Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).


Динамическая пауза




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Подобрать к словам синонимы с НЕ

На экране слова. Ребята выполняют задание. Проводят самопроверку и самооценку.

Ложь – неправда

Горе – несчастье

Болезнь – нездоровье

грубость – невежливость

беспорядок – непорядок

враг – неприятель

подозрительность – недоверие















Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Включение в систему знаний и повторение

4. Словарная работа – лексическое значение слов

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Невежда – недоучившийся, мало знающий человек

Недотепа – неуклюжий, неловкий человек. (Новые слова и их лексические значения записываются в тетради для словарных работ)

  1. Самостоятельная работа


(с последующей самопроверкой)

1) Ученье – свет, (не)ученье – тьма.

2) Слово ( не) стрела, а пуще стрелы ранит.

3) С (не)уменья руки не болят.

4) (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

5) (Не) место красит человека, а человек место.




Выполняют задание учителя, работают с учебником.

Личностные:


-нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала


Познавательные:


-самостоятельно осуществляют поиск информации;


Коммуникативные:

-формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Итак, вы сегодня, ребята, выступали в роли исследователей и самостоятельно вывели правило написания НЕ с существительными.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Что нового вы узнали?

- Эта работа для вас оказалась трудной?

- Что помогло вам справиться с трудностями?

Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.













Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Домашнее задание

Комментирование домашнего задания. (дифференцированное)

  1. Выучить правило

На выбор

  1. Упр. 579 или 580

  2. Найти из различных источников пословицы, поговорки, фразеологизмы, где встречается правописание НЕ с именем существительным


Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока на тему "Не с существительными"

Автор: Чекашкина Зинаида Ильинична

Дата: 12.04.2025

Номер свидетельства: 668311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока. Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_tema_uroka_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "660484"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732817416"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока. Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_tema_uroka_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rec_1"
    ["file_id"] => string(6) "660485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732817501"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технологическая карта урока русского языка на тему:«Существительные 1-го склонения в творительном падеже»"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_sushchestvitelnye_1_go_sk"
    ["file_id"] => string(6) "516793"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563198774"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая карта урока. Тема урока: Имя существительное как часть речи"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_tema_uroka_imia_sushchestvitelnoe_kak_chast_rec_2"
    ["file_id"] => string(6) "660486"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732818384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Технологическая карта урока немецкого языка "Снаружи листопад" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-niemietskogho-iazyka-snaruzhi-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "223106"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437284412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства