Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта " ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"»
Технологическая карта урока отработки умений
Учитель:
Предмет
Русский язык Дата: ТЕМА: Имя существительное как часть речи
Класс
5а и 5б
Цель деятельности учителя
Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение определять синтаксическую роль существительных
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать морфологические признаки существительных, синтаксическую роль существительных в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания
Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка
Формирование внутренней позиции школьников,
уважительное отношение к русскому языку, осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию
Условия реализации урока
Методы и формы обучения
Учебная литература
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии
Оборудование
Наблюдение над языком; индивидуальная, парная, фронтальная
Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015)
ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с
Мел, доска
Основные понятия
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Мотивация к коррекционной деятельности
( выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности) 2 мин
Включение в деловой ритм. Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой детей на урок.
- Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. А для того чтобы все сегодня получили пятёрки, мы должны зарядиться только положительной энергией! С последних пар передаём «пять» ладошками. Успехов вам и удачи!
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к работе.
2.Актуализация и пробное учебное действие ( подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) 5 мин
- Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку:
Давно живу я в мире этом,
Даю названье всем предметам.
- Что это? ( имя сущ.)
- Прочитайте эпиграф к уроку:
Имя существительное- хлеб языка( Л. Успенский)
- Докажите справедливость этого высказывания.
- Объясните постановку тире.
Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
Актуализируют в памяти изученный материал.
Анализируют уровень собственных знаний.
Записывают тему урока.
3.Локализация индивидуальных затруднений ( осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий) 2 мин
- Что вы знаете о существительных?
Помогает учащимся составить кластер (падежи, склонение, род, число, одушевленность и неодушевленность, член предложения)
Составляют кластер под руководством учителя. Анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания
4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений ( постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации) 2 мин
- С именем существительным мы знакомы с начальных классов. Все ли характеристики сущ нам знакомы?
- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке ? ( помогает учащимся в формулировке целей: вспомним значение имен сущ, выявим его морфологические признаки и синтаксическую роль)
Отвечают на вопросы учителя
Выдвигают гипотезы.
5.Реализация построенного проекта ( осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия) 8мин
Наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана. Даёт задание для самостоятельной работы по группам.
Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.
- На столах у вас лежат карточки.
На них обозначен номер вашей группы.
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.
Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. 3 группа. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли? Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта 4 Индивидуальное задание
Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Работают в группе.
Проверяют, делают вывод.
6. Обобщение затруднений во внешней речи ( закрепление способов действий , вызвавших затруднения) 2 мин
Физкультминутка ( создает условия для устранения перегрузки учащихся) 2 мин
Мы приближаемся к концу нашего учебного маршрута и должны для себя определить , что мы узнали о сущ. Свои знания сравните с материалом учебника ( параграф 88, с. 44).
Приготовься, детвора!
На зарядку нам пора !
Начинаем бег на месте,
Финиш- метров через двести!
Раз- два, раз- два…Выше, выше голова!
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Вспоминают пройденный материал.
Анализируют работу одноклассников.
Исправляют и корректируют свою деятельность
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ( по возможности) ситуации успеха) 7 мин
Найдите неверное утверждение.
1. А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Б. Имена существительные изменяются по родам. В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении “Дома строят строители”: А. подлежащим; Б. дополнением; В. обстоятельством. 4. Определить род существительных: честность, правда, книга. 5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
Самопроверка Ответы 1. Б 2. А 3. Б 4. женский 5. неодушевленные «5» — 5 правильных ответов; «4» — 4 правильных ответа; «3» — 3 правильных ответа
8. Включение в систему знаний и повторение ( применение способов действий , вызвавших затруднения , повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса) 9 мин
- Какая информация об имени существительном вам показалась новой?
Выполнение упр учебника
Отвечают на вопрос, приводят примеры.
Выполняют упражнения.
9. Рефлексия учебной деятельности самооценка результатов своей коррекционной ( а в случае, если ошибок не было ,самостоятельной) деятельности) 6 мин
Предлагает записать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке
( прием «Телеграмма»). Просит оценить свою деятельность
Пишут телеграммы, оценивают свою работу.
Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Прочитайте слова.
Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.