kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта " ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизировать ранее изученное об имени существительном, углубить понятие о роли существительного в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта " ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"»


Технологическая карта урока отработки умений

Учитель:


Предмет


Русский язык Дата: ТЕМА: Имя существительное как часть речи


Класс


5а и 5б

Цель деятельности учителя



Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умение определять синтаксическую роль существительных



Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные


Знать морфологические признаки существительных, синтаксическую роль существительных в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания


Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи


Познавательные: построение логической цепи рассуждений


Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии в грамматическими и синтаксическими нормами родногоязыка




Формирование внутренней позиции школьников,

уважительное отношение к русскому языку, осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию


Условия реализации урока


Методы и формы обучения

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Наблюдение над языком; индивидуальная, парная, фронтальная





Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2015)

ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с

Мел, доска

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к коррекционной деятельности

( выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормы коррекционной деятельности) 2 мин

Включение в деловой ритм. Приветствует детей, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой детей на урок.

- Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. А для того чтобы все сегодня получили пятёрки, мы должны зарядиться только положительной энергией! С последних пар передаём «пять» ладошками. Успехов вам и удачи!




Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к работе.


2.Актуализация и пробное учебное действие ( подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) 5 мин

- Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

- Что это? ( имя сущ.)

- Прочитайте эпиграф к уроку:

Имя существительное- хлеб языка( Л. Успенский)

- Докажите справедливость этого высказывания.

- Объясните постановку тире.

Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.



Актуализируют в памяти изученный материал.

Анализируют уровень собственных знаний.


Записывают тему урока.


3.Локализация индивидуальных затруднений ( осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий) 2 мин

- Что вы знаете о существительных?

Помогает учащимся составить кластер (падежи, склонение, род, число, одушевленность и неодушевленность, член предложения)

Составляют кластер под руководством учителя. Анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения задания






4.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений ( постановка цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации) 2 мин

- С именем существительным мы знакомы с начальных классов. Все ли характеристики сущ нам знакомы?

- Как вы думаете, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке ? ( помогает учащимся в формулировке целей: вспомним значение имен сущ, выявим его морфологические признаки и синтаксическую роль)

Отвечают на вопросы учителя

Выдвигают гипотезы.

5.Реализация построенного проекта ( осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия) 8мин

Наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана. Даёт задание для самостоятельной работы по группам.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

- На столах у вас лежат карточки.

На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова.

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

1-ая группа - названия лиц (ребенок, девочка, юноша)

2-ая группа - названия вещей (стол, окно, ножницы)

3-я группа - названия веществ (крупа, мука, сливки)

4-ая группа - названия живых существ и организмов ( кошка, щука, микроб)

5-ая группа - географические названия ( Россия, Байкал, Москва)

6- ая группа – названия фактов, событий, явлений(пожар, спектакль, беседа)

7-ая группа – название признаков

( свежесть, белизна, синева)

8-ая группа – название действий ( бег, прыжок, стрельба)


Задания по рядам
1) Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 

Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь. 
2)

Распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку

3 группа. 
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел, город Орел, доброта 
4
Индивидуальное задание

Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


Работают в группе.

Проверяют, делают вывод.

6. Обобщение затруднений во внешней речи ( закрепление способов действий , вызвавших затруднения) 2 мин


Физкультминутка ( создает условия для устранения перегрузки учащихся) 2 мин

Мы приближаемся к концу нашего учебного маршрута и должны для себя определить , что мы узнали о сущ. Свои знания сравните с материалом учебника ( параграф 88, с. 44).





Приготовься, детвора!

На зарядку нам пора !

Начинаем бег на месте,

Финиш- метров через двести!

Раз- два, раз- два…Выше, выше голова!

Хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Вспоминают пройденный материал.

Анализируют работу одноклассников.

Исправляют и корректируют свою деятельность


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ( по возможности) ситуации успеха) 7 мин

Найдите неверное утверждение. 

1.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 


2.   Укажите имя существительное 
А. смелость Б. смело   В. смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении 
Дома строят строители”: 
А. подлежащим; Б. дополнением; В. обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книга. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 

Самопроверка 
Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

8. Включение в систему знаний и повторение ( применение способов действий , вызвавших затруднения , повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса) 9 мин

- Какая информация об имени существительном вам показалась новой?

Выполнение упр учебника

Отвечают на вопрос, приводят примеры.

Выполняют упражнения.

9. Рефлексия учебной деятельности самооценка результатов своей коррекционной ( а в случае, если ошибок не было ,самостоятельной) деятельности) 6 мин

Предлагает записать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

( прием «Телеграмма»). Просит оценить свою деятельность

Пишут телеграммы, оценивают свою работу.








Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.



Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

1-ая группа - названия лиц


Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

2-ая группа - названия вещей



Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

3-я группа - названия веществ


Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

4-ая группа - названия живых существ и организмов


Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

5-ая группа - географические названия

Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

6- ая группа – названия фактов, событий, явлений


Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

7-ая группа – название признаков


Прочитайте слова.

Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Москва, спектакль.

8-ая группа – название действий



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта " ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

Автор: Батюк Юлия Вячеславовна

Дата: 05.07.2020

Номер свидетельства: 554485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта "Имя существительное как часть речи""
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia_karta_imia_sushchiestvitiel_noie_kak_chast_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "414586"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494523813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по русскому языку:"Имя существительное как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "236350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444044521"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416464799"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Технологическая карта по русскому языку: "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_po_russkomu_iazyku_imia_sushchestvitelnoe"
    ["file_id"] => string(6) "507855"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555823358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства