Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта для урока русского языка»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя русского языка и литературы Радченко Е.В.
Тема урока « Понятие о фразеологизмах»
Класс:5
Данные автора: Радченко Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Дохновичская СОШ» Стародубского муниципального района, Брянской области
Тема урока: «Деепричастный оборот»
Учебник: УМК Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
- знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием;
- уметь определять значение фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения;
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- определять степень успешности работы.
Познавательные:
- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Формы работы: индивидуальная, групповая (класс разделён на группы), коллективная
Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы
ФОУД – формы организации учебной деятельности:
Ф – фронтальная. И – индивидуальная. П – парная. Г– групповая. К – коллективная.
Технологическая карта урока русского языка “Понятие о фразеологизмах”
Этап урока
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые универсальные учебные действия
Организационный этап
К
Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Создает соответствующий эмоциональный настрой.
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
К
Организует прочтение четверостишия:«Не бей баклуши», - так твердила мама,
Но сын ей отвечал упрямо:
«Лежу я на диване и ем груши,
Не собираюсь бить какие – то баклуши!»
Задает вопрос: Почему сын не понял маму?
Создает условия для постановки темы урока, записывает ее на доске
Также предлагает сформулировать цели и задачи урока, закончив фразы:
- Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу:
- сформировать понятие…
- сформировать умение находить…
- сформировать умение объяснять…
- сформировать умение использовать...
Слушают четверостишие (один читает), устно отвечают на поставленный вопрос, объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии.
Формулируют самостоятельно тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь и устно размышляют о том, какие слова в ней им уже известны, какие предположения они могут выдвинуть. Путем продолжения предложенных фраз, самостоятельно устанавливают цели и задачи урока.
Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Актуализация знаний.
К
Актуализирует знания учащихся о фразеологизмах:
ставит вопросы, даёт задания.
-Что же такое фразеологизм?
- всегда ли легко объяснить значение Ф?
- что делать, если не знаешь значение Ф?
- где будете искать значение Ф?
- Игра «Отгадай словечко»
Отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, высказывают предположения.
Определяют слова.
Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Г
Организует работу в группах: предлагает дать название при помощи фразеологизмов каждой картинке.
- Я приглашаю вас на выставку картин, художники которых названия своим произведениям не дали.
Помогите им, но помните, что названием должен быть фразеологизм.
Делятся на несколько групп, придумывают название для каждой картинки с использованием фразеологизмов. Слушают выступление каждой группы, попутно корректируя друг друга.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
И
П
Проводит тестовую диагностическую работу «Найди фразеологизм», организует взаимопроверку на основе шаблона.
Выполняют диагностическую работу, осуществляют взаимопроверку в соответствии с заданным эталоном.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.
Предлагает оценить свою работу в необычной форме: выбрать в карточках те предложения с фразеологизмами (попутно определяя их значение), которые соответствовали работе на уроке.
Работают с карточкой. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Несколько учеников читают свои записи.
Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.
Умение выражать свои мысли.
Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.
Домашнее задание (записано на слайде).
Инструктирует учащихся.
Составить текст на тему «Моё утро», «Мой день в школе», используя в каждом предложении фразеологизмы.