kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Суффикс как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в начальной школе.  Суффикс как часть речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Суффикс как часть речи»

Суффикс как часть слова  Урок русского языка во 2 классе

Суффикс

как часть слова

Урок русского языка

во 2 классе

Вспомни написание слов из словаря.  Вет_ р, быстр_ , скор_ ,  род_на, пр_ щай, с_нтябрь, здра_ ствуй.

Вспомни написание слов из словаря.

Вет_ р, быстр_ , скор_ ,

род_на, пр_ щай, с_нтябрь, здра_ ствуй.

Поставь знаки препинания в конце предложений. Какие это предложения по цели высказывания и интонации? Скоро птицы улетят на юг _  А воробей улетает в  тёплые края _  Ура _ Прилетели свиристели_

Поставь знаки препинания в конце предложений. Какие это предложения по цели высказывания и интонации?

Скоро птицы улетят на юг _

А воробей улетает в

тёплые края _

Ура _ Прилетели

свиристели_

Дай характеристику предложения по плану: Предложение: Повествовательное Побудительное Вопросительное По интонации: Восклицательное Невосклицательное По наличию второстепенных членов

Дай характеристику предложения по плану:

Предложение:

  • Повествовательное
  • Побудительное
  • Вопросительное

По интонации:

  • Восклицательное
  • Невосклицательное

По наличию второстепенных членов

  • Нераспространенное
  • Распространенное
Что это за слова? Какие слова называются однокоренными? Выделите корень в словах школьник школа школьница

Что это за слова?

Какие слова называются однокоренными?

Выделите корень в словах

школьник

школа

школьница

Прочитай : Слон со слонёнком. Назови однокоренные слова . Найди в слове, которые  обозначают детёныша животного,  корень и окончание.

Прочитай :

Слон со слонёнком.

Назови однокоренные слова .

Найди в слове, которые

обозначают детёныша животного,

корень и окончание.

Слон со слонёнком. Есть …. Нет …… Даю….. слон слона слону

Слон со слонёнком.

Есть ….

Нет ……

Даю…..

слон

слона

слону

Запишите однокоренные слова. Выделите корни и окончания слов Открытие нового знания — Прочитайте задание. Для чего его выполнять? — Что дано в задании? Что нужно получить в результате? — Как мы будем выполнять задание? Что сделаем сначала? А потом? — Приступайте к выполнению задания. Корзина — Трава — Соня —

Запишите однокоренные слова.

Выделите корни и окончания слов

Открытие нового знания

— Прочитайте задание. Для чего его выполнять?

— Что дано в задании? Что нужно получить в результате?

— Как мы будем выполнять задание? Что сделаем сначала? А потом?

— Приступайте к выполнению задания.

Корзина —

Трава —

Соня —

Проверка Проверка — Проверьте выполнение задания по образцу. — Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова? — Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания. — В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть? — Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова. Корзина — корзин очк а Трава — трав ушк а Соня — Сон ечк а

Проверка

Проверка

— Проверьте выполнение задания по образцу.

— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?

— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.

— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?

— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.

Корзина — корзин очк а

Трава — трав ушк а

Соня — Сон ечк а

Проверка Проверка — Проверьте выполнение задания по образцу. — Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова? — Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания. — В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть? — Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова. Корзина — корзин очк а Трава — трав ушк а Соня — Сон ечк а

Проверка

Проверка

— Проверьте выполнение задания по образцу.

— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?

— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.

— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?

— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.

Корзина — корзин очк а

Трава — трав ушк а

Соня — Сон ечк а

Сегодня мы узнаем:  - Как называется часть слова,  которая изменила и состав слова? - Какое имеет значение? - Где стоит? - Как обозначается?

Сегодня мы узнаем:

- Как называется часть слова,

которая изменила и состав слова?

- Какое имеет значение?

- Где стоит?

- Как обозначается?

Проверка Проверка — Проверьте выполнение задания по образцу. — Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова? — Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания. — В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть? — Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова. Корзина — корзин очк а Трава — трав ушк а Соня — Сон ечк а

Проверка

Проверка

— Проверьте выполнение задания по образцу.

— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?

— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.

— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?

— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.

Корзина — корзин очк а

Трава — трав ушк а

Соня — Сон ечк а

Сделай вывод: Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов,  - это суффикс . Например:  Тигр - тигрёнок - тигрица – тигров ый. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначают так:

Сделай вывод:

Часть слова, которая стоит за корнем

и служит для образования новых слов,

- это суффикс .

Например:

Тигр - тигрёнок - тигрица – тигров ый.

Суффикс имеет значение.

Суффикс обозначают так:

Где стоит суффикс ? После корня он стоит, И на вас ,друзья, глядит Его я если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю суффиксом .

Где стоит суффикс ?

После корня он стоит,

И на вас ,друзья, глядит

Его я если заменю,

Другое слово получу.

Обозначу уголком.

Называю суффиксом .

Имена звучат ласково. Миша – Миш еньк а Алёша – Алёш еньк а Федя –Фед еньк а Люба - Люб оньк а   Женя – Жен ечк а  Аня – Ан ечк а  Света – Свет очк а  Дима - Дим очк а

Имена звучат ласково.

Миша – Миш еньк а

Алёша – Алёш еньк а

Федя –Фед еньк а

Люба - Люб оньк а

Женя – Жен ечк а

Аня – Ан ечк а

Света – Свет очк а

Дима - Дим очк а

КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е СЛОН ИЩ Е ДОМ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

СЛОН ИЩ Е

ДОМ ИЩ Е

домик дом домище

домик

дом

домище

Вывод:  суффиксы   ик – ишк – ин – ищ 1. Указывают на большой или маленький предмет. 2. Указывают на отношение собеседника к предмету

Вывод: суффиксы ик – ишк – ин – ищ

1. Указывают на большой или маленький предмет.

2. Указывают на отношение собеседника к предмету

Помните , что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Они из одних слов могут сделать другие. Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

Помните , что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Они из одних слов могут сделать другие. Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

физминутка

физминутка

1 группа  Образуй слова с помощью суффикса  – ат-   морж - ёж – верблюд – медведь - барсук -  Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

1 группа Образуй слова с помощью суффикса ат-

морж -

ёж –

верблюд –

медведь -

барсук -

Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

1 группа  Образуй слова с помощью суффикса  – ат-   морж - морж ат а ёж – еж ат а верблюд - верблюж ат а медведь - медвеж ат а барсук -барсуч ат а  Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

1 группа Образуй слова с помощью суффикса ат-

морж - морж ат а

ёж – еж ат а

верблюд - верблюж ат а медведь - медвеж ат а

барсук -барсуч ат а

Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

2 группа  Образуй слова с помощью суффикса  – ят-   кит - тигр – лис – слон – дельфин –  Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

2 группа Образуй слова с помощью суффикса ят-

кит - тигр –

лис – слон –

дельфин –

Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

2 группа  Образуй слова с помощью суффикса  – ят-   кит - кит ят а тигр – тигр ят а лис – лис ят а слон – слон ят а дельфин – дельфин ят а  Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

2 группа Образуй слова с помощью суффикса ят-

кит - кит ят а тигр – тигр ят а

лис – лис ят а слон – слон ят а

дельфин – дельфин ят а

Эти суффиксы образуют название детёнышей животных

3 группа  Образуй слова с помощью суффикса   -ан-, - ян-, - анин-, - янин- .  Если ты живёшь в России, то ты росси….., а мы росси ….. е. А если в Париже, то ты париж …… , а мы париж … е. Если на Земле, то ты земл …… , а мы земл … е.  Если на Марсе, то ты марс ………. , а мы марс ….. е. Эти суффиксы обозначают место жительства.

3 группа Образуй слова с помощью суффикса -ан-, - ян-, - анин-, - янин- .

Если ты живёшь в России, то ты росси….., а мы росси ….. е.

А если в Париже, то ты париж …… ,

а мы париж е.

Если на Земле, то ты земл …… , а мы земл е.

Если на Марсе, то ты марс ………. , а мы марс ….. е.

Эти суффиксы обозначают место жительства.

3 группа  Образуй слова с помощью суффикса   -ан-, - ян-, - анин-, - янин- .  Если ты живёшь в России, то ты росси янин , а мы росси ян е. А если в Париже, то ты париж анин , а мы париж ан е. Если на Земле, то ты земл янин , а мы земл ян е.  Если на Марсе, то ты марс ианин , а мы марс иан е. Эти суффиксы обозначают место жительства.

3 группа Образуй слова с помощью суффикса -ан-, - ян-, - анин-, - янин- .

Если ты живёшь в России, то ты росси янин , а мы росси ян е.

А если в Париже, то ты париж анин ,

а мы париж ан е.

Если на Земле, то ты земл янин , а мы земл ян е.

Если на Марсе, то ты марс ианин , а мы марс иан е.

Эти суффиксы обозначают место жительства.

4 группа Образуйте новые слова с помощью суффиксов: - тель-, - ник-, -ист-. строи тель плот ник арт ист строи учи тель двор ник машин ист Эти суффиксы образуют название профессий

4 группа

Образуйте новые слова с помощью суффиксов: - тель-, - ник-, -ист-.

строи тель

плот ник

арт ист

строи

учи тель

двор ник

машин ист

Эти суффиксы образуют название профессий

5 группа  Какое значение имеют суффиксы?     Лап к и, когот к и, у Вас юшк и, уш к и, шуб к а, хвости к ом, глаз к и, песен к у, мыш к а, зуб к и . уменьшительно-ласкательное значение.

5 группа

Какое значение имеют суффиксы?

Лап к и, когот к и, у Вас юшк и, уш к и, шуб к а, хвости к ом, глаз к и, песен к у, мыш к а, зуб к и .

уменьшительно-ласкательное значение.

Запомните! Открытие нового знания  — Прочитайте алгоритм, который мы составили. 1. Найдите и обозначьте окончание слова. 2. Найдите и обозначьте корень слова. 3. Найдите и обозначьте суффикс слова.

Запомните!

Открытие нового знания

— Прочитайте алгоритм, который мы составили.

1. Найдите и обозначьте окончание слова.

2. Найдите и обозначьте корень слова.

3. Найдите и обозначьте суффикс слова.

Находим окончание Находим суффикс Находим корень Первичное применение — Прочитайте задание. Для чего его нужно выполнять? — Что дано в задании? Что нужно получить в результате? — Как вы будете выполнять задание? Что сделаете сначала? А потом? — Приступайте к выполнению задания. вещицы чемпионка карточка тигрица

Находим окончание

Находим суффикс

Находим корень

Первичное применение

— Прочитайте задание. Для чего его нужно выполнять?

— Что дано в задании? Что нужно получить в результате?

— Как вы будете выполнять задание? Что сделаете сначала? А потом?

— Приступайте к выполнению задания.

вещицы

чемпионка

карточка

тигрица

Находим корень Находим окончание Находим суффикс Проверка — Давайте проверим выполнение задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните работу в тетради с образцом на экране. Поставьте «+», если суффикс нашли правильно, и «–», если неправильно. — По какому критерию оценим свою работу? (Учитель записывает критерии оценки на доску.) — Как будем оценивать? — Какой вывод можно сделать по вашей оценке? — Что же нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось? вещицы чемпионка карточка тигрица

Находим корень

Находим окончание

Находим суффикс

Проверка

— Давайте проверим выполнение задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните работу в тетради с образцом на экране. Поставьте «+», если суффикс нашли правильно, и «–», если неправильно.

— По какому критерию оценим свою работу? (Учитель записывает критерии оценки на доску.)

— Как будем оценивать?

— Какой вывод можно сделать по вашей оценке?

— Что же нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось?

вещицы

чемпионка

карточка

тигрица

Суффикс Часть слова Стоит после корня Служит для образования новых слов Имеет значение

Суффикс

  • Часть слова
  • Стоит после корня
  • Служит для образования новых слов
  • Имеет значение

Сегодня на уроке:    Я узнал …  Я понял …  Мне понравилось …  Было трудно…  Для меня было открытием, что…  Могу порадоваться успехам …

Сегодня на уроке: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Было трудно… Для меня было открытием, что… Могу порадоваться успехам …

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Суффикс как часть речи

Автор: Опарина Ирина Викторовна

Дата: 27.11.2024

Номер свидетельства: 660434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологии Критического мышления .Урок русского языка в 7 классе  "Понятие о причастии как части речи". "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia-urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-poniatiie-o-prichastii-kak-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "208288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430760844"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Деепричастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(35) "dieieprichastiie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "240315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444994649"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация "Суффикс как часть слова""
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-suffiks-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "305684"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457971993"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства