Просмотр содержимого документа
«Суффикс как часть речи»
Суффикс
как часть слова
Урок русского языка
во 2 классе
Вспомни написание слов из словаря.
Вет_ р, быстр_ , скор_ ,
род_на, пр_ щай, с_нтябрь, здра_ ствуй.
Поставь знаки препинания в конце предложений. Какие это предложения по цели высказывания и интонации?
Скоро птицы улетят на юг _
А воробей улетает в
тёплые края _
Ура _ Прилетели
свиристели_
Дай характеристику предложения по плану:
Предложение:
Повествовательное
Побудительное
Вопросительное
По интонации:
Восклицательное
Невосклицательное
По наличию второстепенных членов
Нераспространенное
Распространенное
Что это за слова?
Какие слова называются однокоренными?
Выделите корень в словах
школьник
школа
школьница
Прочитай :
Слон со слонёнком.
Назови однокоренные слова .
Найди в слове, которые
обозначают детёныша животного,
корень и окончание.
Слон со слонёнком.
Есть ….
Нет ……
Даю…..
слон
слона
слону
Запишите однокоренные слова.
Выделите корни и окончания слов
Открытие нового знания
— Прочитайте задание. Для чего его выполнять?
— Что дано в задании? Что нужно получить в результате?
— Как мы будем выполнять задание? Что сделаем сначала? А потом?
— Приступайте к выполнению задания.
Корзина —
Трава —
Соня —
Проверка
Проверка
— Проверьте выполнение задания по образцу.
— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?
— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.
— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?
— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.
Корзина — корзиночка
Трава — травушка
Соня — Сонечка
Проверка
Проверка
— Проверьте выполнение задания по образцу.
— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?
— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.
— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?
— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.
Корзина — корзиночка
Трава — травушка
Соня — Сонечка
Сегодня мы узнаем:
- Как называется часть слова,
которая изменила и состав слова?
- Какое имеет значение?
- Где стоит?
- Как обозначается?
Проверка
Проверка
— Проверьте выполнение задания по образцу.
— Что вы заметили во всех этих словах? Где находится эта часть слова?
— Верно, новая часть слова находится во всех словах после корня и до окончания.
— В каких словах находится новая часть слова? Давайте представим, что этой части не было бы. Что бы тогда случилось со словами, которые мы записали? Для чего нужна эта часть?
— Вы правы, ребята! При помощи этой части образуются новые слова.
Корзина — корзиночка
Трава — травушка
Соня — Сонечка
Сделай вывод:
Часть слова, которая стоит за корнем
и служит для образования новых слов,
- это суффикс.
Например:
Тигр - тигрёнок - тигрица – тигров ый.
Суффикс имеет значение.
Суффикс обозначают так:
Где стоит суффикс?
После корня он стоит,
И на вас ,друзья, глядит
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом .
Имена звучат ласково.
Миша – Мишенька
Алёша – Алёшенька
Федя –Феденька
Люба - Любонька
Женя – Женечка
Аня – Анечка
Света – Светочка
Дима - Димочка
КОТ ИЩ Е
КОТ ИЩ Е
КОТ ИЩ Е
КОТ ИЩ Е
КОТ ИЩ Е
СЛОН ИЩ Е
ДОМ ИЩ Е
домик
дом
домище
Вывод:суффиксыик – ишк – ин – ищ
1. Указывают на большой или маленький предмет.
2. Указывают на отношение собеседника к предмету
Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Они из одних слов могут сделать другие. Суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.
физминутка
1 группаОбразуй слова с помощью суффикса–ат-
морж -
ёж –
верблюд –
медведь -
барсук -
Эти суффиксы образуют название детёнышей животных
1 группаОбразуй слова с помощью суффикса–ат-
морж - моржата
ёж – ежата
верблюд - верблюжата медведь - медвежата
барсук -барсучата
Эти суффиксы образуют название детёнышей животных
2 группаОбразуй слова с помощью суффикса–ят-
кит - тигр –
лис – слон –
дельфин –
Эти суффиксы образуют название детёнышей животных
2 группаОбразуй слова с помощью суффикса–ят-
кит - китята тигр – тигрята
лис – лисята слон – слонята
дельфин – дельфинята
Эти суффиксы образуют название детёнышей животных
3 группаОбразуй слова с помощью суффикса-ан-, - ян-, - анин-, - янин-.
Если ты живёшь в России, то ты росси….., а мы росси…..е.
А если в Париже, то ты париж……,
а мы париж…е.
Если на Земле, то ты земл……, а мы земл…е.
Если на Марсе, то ты марс………., а мы марс…..е.
Эти суффиксыобозначают место жительства.
3 группаОбразуй слова с помощью суффикса-ан-, - ян-, - анин-, - янин-.
Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.
А если в Париже, то ты парижанин,
а мы парижане.
Если на Земле, то ты землянин, а мы земляне.
Если на Марсе, то ты марсианин, а мы марсиане.
Эти суффиксыобозначают место жительства.
4 группа
Образуйте новые слова с помощью суффиксов: - тель-, - ник-, -ист-.
— Прочитайте задание. Для чего его нужно выполнять?
— Что дано в задании? Что нужно получить в результате?
— Как вы будете выполнять задание? Что сделаете сначала? А потом?
— Приступайте к выполнению задания.
вещицы
чемпионка
карточка
тигрица
Находим корень
Находим окончание
Находим суффикс
Проверка
— Давайте проверим выполнение задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните работу в тетради с образцом на экране. Поставьте «+», если суффикс нашли правильно, и «–», если неправильно.
— По какому критерию оценим свою работу? (Учитель записывает критерии оценки на доску.)
— Как будем оценивать?
— Какой вывод можно сделать по вашей оценке?
— Что же нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось?
вещицы
чемпионка
карточка
тигрица
Суффикс
Частьслова
Стоитпосле корня
Служитдля образования новых слов
Имеетзначение
Сегодня на уроке:Я узнал …Я понял …Мне понравилось …Было трудно…Для меня было открытием, что…Могу порадоваться успехам …