kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деепричастие как часть речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жамбылская область,город Тараз

КГУ «Специальная школа-интернат для умственно-отсталых детей»

Учитель русского языка Аттыбаева Лиза Темирбековна

 

Предмет: Русский язык

Класс:8

Тема: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок – исследование

Цели деятельности учителя:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,
  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),
  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
  • формировать языковое чутье,
  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Уметь отличать деепричастие от причастия; разграничивать основное и добавочное действие; опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию


Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2.  Подготовка к восприятию нового материала.

На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой.

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 

4. Составление кластера

Задание: Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование? Правильно, группами. Именно поэтому вы так  сегодня рассажены.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.

Задание для групп.

Первая группа (Сабина, Сережа, Рифкат, Динара):

1. признаки глагола у деепричастия

Вторая группа (Камилла, Диана, Ильшат, Эмиль):

1. признаки наречия у деепричастия

Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»

Отчет групп о проделанной работе.

5.Работа со стихотворением Р.Саути        

ЛодОрский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

(Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна))

Задание: Определите, сколько предложений в этом стихотворении.

Почему можно считать это предложение текстом?

С какой целью автор использует деепричастия?

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

6. Отработка полученных знаний о деепрчастии.

 Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1. Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2. Пушкин «Узник»

3. «Отговорила роща золотая» Сергей Есенин

4. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

5. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

6. Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

7. «Сыплет черёмуха снегом»Сергей Есенин

7. Подведение итогов урока

Вопросы:

С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На какие части речи похоже деепричастие и чем?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

8.Домашнее задание. П. 28. Упр. 181. Или найти в учебнике литературы 5-6 предложений с деепричастием.

Первая группа

Признаки глагола у деепричастия:

От какой части речи образуются деепричастия?  Приведите примеры.

Виды деепричатия. Приведите примеры.

В каком падеже ставится зависимое слово при деепричастии. Приведите примеры.

Вторая группа

Признаки наречия у деепричастия:

Чем деепричастие сходно с наречием?

Чем деепричастие является в предложении? Приведите примеры.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1. Пушкин «Узник»

2. «Отговорила роща золотая»Сергей Есенин

3. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

4. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

5. Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1. Пушкин «Узник»

2. «Отговорила роща золотая»Сергей Есенин

3. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

4. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

5. «Буря мглою небо кроет»Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Жамбылская область,город Тараз

КГУ «Специальная школа-интернат для умственно-отсталых детей»

Учитель русского языка Аттыбаева Лиза Темирбековна



Предмет: Русский язык

Класс:8

Тема: «Деепричастие как часть речи»

Тип урока: урок – исследование

Цели деятельности учителя:

Образовательные:

  • формировать умения находить деепричастия в тексте,

  • определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО),

  • воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

  • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

  • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

  • формировать языковое чутье,

  • развивать речевую культуру и речевое творчество.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию. Уметь отличать деепричастие от причастия; разграничивать основное и добавочное действие; опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию


Ход урока

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны, активны и покажете себя только с лучшей стороны. Желаю всем успеха в открытии новых знаний, чтобы каждый из присутствующих в этом классе, окунулся в царство русского языка, ощутил свою причастность к прекрасному, особенному миру.

2.  Подготовка к восприятию нового материала.

На доске вы видите предложение:

Деревья в парке раскачивались и шелестели листвой.

Задание: подчеркните в данном предложении грамматическую основу и определите, какими частями речи она выражена.

3.  Новая тема.

А) Беседа.

Итак, перед нами предложение с однородными членами. Назовите их. (раскачивались и шелестели)

Какой частью речи выражены сказуемые? (глаголами)

Можно ли считать эти действия одинаково важными, равнозначными? (да, можно)

Вывод: в этом предложении глаголы называют оба действия как одинаково важные, основные.

Б) Наблюдение.

А теперь изменим предложение (заранее записано на доске, но до времени закрыто) и прочитаем полученный вариант:

                                 Деревья в парке, раскачиваясь, шелестели листвой.

Задание: найдите его основу и подпишите части речи

Какое действие стало основным? (шелестели)

Какое слово поясняет, дополняет основное действие? (раскачиваясь)

Таким образом, слово раскачиваясь обозначает добавочное действие.  Это и есть деепричастие, часть речи, с которой нам предстоит познакомиться.

Запишите тему урока «Деепричастие». Кстати, этот термин появился в 17 веке и означает причастный к действию. 

4. Составление кластера

Задание: Ребята, у нас сегодня будет не простой урок, а урок-исследование. А как лучше проводить исследование? Правильно, группами. Именно поэтому вы так  сегодня рассажены.

Известный лингвист Александр Матвеевич Пешковский сказал: «У каждой части речи свои достоинства». Давайте выясним, а какими достоинствами обладает деепричастие.

Каждая группа получает индивидуальное задание. Вы должны изучить предложенный вам материал, выбрать основное, записав его на цветной лист. После того, как вы будете готовы, один представитель от группы выйдет к доске, кратко расскажет то, что его группа исследовала, и прикрепит лист на доску.

Задание для групп.

Первая группа (Сабина, Сережа, Рифкат, Динара):

1. признаки глагола у деепричастия

Вторая группа (Камилла, Диана, Ильшат, Эмиль):

1. признаки наречия у деепричастия

Учитель в это время прикрепляет центр доски напечатанное на листе слово «Деепричастие»

Отчет групп о проделанной работе.

5.Работа со стихотворением Р.Саути        

ЛодОрский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

(Стихотворение «Лодорский водопад» было написано английским поэтом Робертом Саути (перевод Андрея Шмульяна))

Задание: Определите, сколько предложений в этом стихотворении.

Почему можно считать это предложение текстом?

С какой целью автор использует деепричастия?

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные детали. Именно поэтому поэты и писатели активно используют глагольные формы, которые являются яркими выразительными средствами при создании художественного текста.

6. Отработка полученных знаний о деепрчастии.

 Перед вами отрывки из стихотворений разных поэтов.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.

1. Лермонтов Михаил Юрьевич «Мцыри»

2. Пушкин «Узник»

3. «Отговорила роща золотая» Сергей Есенин

4. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

5. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

6. Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

7. «Сыплет черёмуха снегом»Сергей Есенин

7. Подведение итогов урока

Вопросы:

С какой частью речи вы сегодня познакомились?

На какие части речи похоже деепричастие и чем?

Какие суффиксы бывают у деепричастий?

Какая морфема отсутствует у деепричастия и почему?

8.Домашнее задание. П. 28. Упр. 181. Или найти в учебнике литературы 5-6 предложений с деепричастием.

Первая группа

Признаки глагола у деепричастия:

От какой части речи образуются деепричастия?  Приведите примеры.

Виды деепричатия. Приведите примеры.

В каком падеже ставится зависимое слово при деепричастии. Приведите примеры.

Вторая группа

Признаки наречия у деепричастия:

Чем деепричастие сходно с наречием?

Чем деепричастие является в предложении? Приведите примеры.

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1. Пушкин «Узник»

2. «Отговорила роща золотая»Сергей Есенин

3. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

4. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

5. Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»

Задание: прочитайте выразительно отрывок, найдите в нем деепричастие, выделите суффикс, задайте вопрос и определите вид деепричастия.


1. Пушкин «Узник»

2. «Отговорила роща золотая»Сергей Есенин

3. «Еще вчера, на солнце млея»Афанасий Фет

4. « Весенняя гроза»     Федор Тютчев

5. «Буря мглою небо кроет»Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Деепричастие как часть речи

Автор: Аттыбаева Лиза Темирбековна

Дата: 30.01.2023

Номер свидетельства: 624485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "«Деепричастие как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(35) "dieieprichastiie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "240315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444994649"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самостоятельная работа: "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(59) "samostoiatiel-naia-rabota-dieieprichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "254655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447783509"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка  урока  русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "328030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463552058"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 7 классе. Знакомство с деепричастием как частью речи. "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-znakomstvo-s-dieieprichastiiem-kak-chast-iu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405350890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства