Тема урока «Деепричастие как часть речи»
Цель: сформировать представление о деепричастии.
Знать: 1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; 2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.
Уметь: 1) отличать деепричастие от причастия; 2) разграничивать основное и добавочное действие; 3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.
Ход урока.
1. Изучение нового материала.
1)Сравните три предложения.
Рассказчик вспомнил что-то и замолчал.
Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал.
Рассказчик, вспомнив что-то, замолчал.
В каждом из этих предложений названы два действия. Ответьте, в каком из предложений эти действия выступают как равноправные, а в каких выделяется главное и второстепенной действие. Укажите формы, выражающие второстепенной действие. Форма, встретившаяся в третьем предложении – вспомнив- является деепричастием. 2)Сделайте вывод для чего служит деепричастие?
- От какого слова образовано деепричастие?
- Обладает ли деепричастие глагольными признаками? Какими?
- Изменяется ли деепричастие?
3) Составление ОК
Деепричастие обладает признаками
№ п/п
глагола
наречия
1
Вид
Не изменяются
2
Возвратность
В предложении зависит от глагола сказуемого
3
-
В предложении является обстоятельством
2.Закрепление изученного материала
Задание 1.
Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» сначала целиком, затем по предложениям.
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.
- О каких основных действиях говорится в отрывке?
- Какими средствами Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?
- Сделайте вывод о функции деепричастия в речи.
Задание 2.
Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.
1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.
- Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия?
Обращаем внимание на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера читаем отрывок из «Детства» А.М. Горького.
Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется. Учащиеся должны увидеть и суметь объяснить, как деепричастия «дописывают», дополняют действие.
Задание 3.
Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните сказуемые; обозначьте графически постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.
Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову птица несколько раз пересекла реку потом сложив крылья камнем ринулась вниз.
- Выпишите одно деепричастие совершенного, одно – несовершенного вида. Выделите в них суффиксы.
- Выпишите два словосочетания «деепричастие + существительное» с главным словом деепричастием.
3. Домашнее задание. Выпишите из учебника по литературе 4-5 предложений, где употребляются деепричастия.
4. Итог урока.
- Что называется деепричастием?
- Какова функция деепричастия в речи?
- Назовите основные признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.