kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Деепричастие как часть речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Деепричастие как часть речи»

Цель: сформировать представление о деепричастии.

Знать: 1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; 2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь: 1) отличать деепричастие от причастия; 2) разграничивать основное и добавочное действие; 3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Ход урока.

1.  Изучение нового материала.

1)Сравните три предложения.

Рассказчик вспомнил что-то и замолчал.

Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал.

Рассказчик, вспомнив что-то, замолчал.

В каждом из этих предложений названы два действия. Ответьте, в каком из предложений эти действия выступают как равноправные, а в каких выделяется главное и второстепенной действие. Укажите формы, выражающие второстепенной действие. Форма, встретившаяся в третьем предложении – вспомнив- является деепричастием. 2)Сделайте вывод для чего служит деепричастие?

- От какого слова образовано деепричастие?

- Обладает ли деепричастие глагольными признаками? Какими?

- Изменяется ли деепричастие?

3) Составление ОК

Деепричастие обладает признаками

№ п/п

глагола

наречия

1

Вид

Не изменяются

2

Возвратность

В предложении зависит от глагола сказуемого

3

-

В предложении является обстоятельством

2.Закрепление изученного материала

Задание 1.

Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» сначала целиком, затем по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

- О каких основных действиях говорится в отрывке?

- Какими средствами Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

- Сделайте вывод о функции деепричастия в речи.

Задание 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.

1)Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

- Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия?

Обращаем внимание на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера читаем отрывок из «Детства» А.М. Горького.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется. Учащиеся должны увидеть и суметь объяснить, как деепричастия «дописывают», дополняют действие.

Задание 3.

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните сказуемые; обозначьте графически постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову птица несколько раз пересекла реку потом сложив крылья камнем ринулась вниз.

- Выпишите одно деепричастие совершенного, одно – несовершенного вида. Выделите в них суффиксы.

- Выпишите два словосочетания «деепричастие + существительное» с главным словом деепричастием.

3. Домашнее задание. Выпишите из учебника по литературе 4-5 предложений, где употребляются деепричастия.

4. Итог урока.

- Что называется деепричастием?

- Какова функция деепричастия в речи?

- Назовите основные признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Деепричастие как часть речи» »

Муниципальная общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением иностранных языков





















Что такое деепричастие



Трашкова О.В.














Оглавление

Методические рекомендации

В ходе изучения темы учащиеся должны овладеть умениями распознавать деепричастия «в лицо», употреблять их в речи, уметь производить синонимическую замену личных форм глагола и причастий деепричастиями.

При разработке уроков по этой теме необходимо учитывать, что сведения о деепричастии для учащихся являются новыми, незнакомыми. Нужно помнить о том, что ошибки, связанные с обособлением деепричастий и деепричастных оборотов, обычно многочисленны и устойчивы, несмотря на то что это пунктуационное правило достаточно простое.

В ходе изучения данной темы очень важно использовать различные виды работ, убеждающие школьников в том, что употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной.

Тема урока «Деепричастие как часть речи»

Цель: сформировать представление о деепричастии.

Знать: 1) что такое деепричастие; основные признаки деепричастия; типичные суффиксы деепричастий; 2) признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Уметь: 1) отличать деепричастие от причастия; 2) разграничивать основное и добавочное действие; 3) опознавать деепричастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Ход урока.

1. Изучение нового материала.

1)Сравните три предложения.

Рассказчик вспомнил что-то и замолчал.

Рассказчик, вспомнивший что-то, замолчал.

Рассказчик, вспомнив что-то, замолчал.

В каждом из этих предложений названы два действия. Ответьте, в каком из предложений эти действия выступают как равноправные, а в каких выделяется главное и второстепенной действие. Укажите формы, выражающие второстепенной действие. Форма, встретившаяся в третьем предложении – вспомнив- является деепричастием. 2)Сделайте вывод для чего служит деепричастие?

- От какого слова образовано деепричастие?

- Обладает ли деепричастие глагольными признаками? Какими?

- Изменяется ли деепричастие?

3) Составление ОК

Деепричастие обладает признаками


п/п

глагола

наречия

1

Вид

Не изменяются

2

Возвратность

В предложении зависит от глагола сказуемого

3

-

В предложении является обстоятельством


2.Закрепление изученного материала

Задание 1.

Выразительно прочитайте отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» сначала целиком, затем по предложениям.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух.

- О каких основных действиях говорится в отрывке?

- Какими средствами Н.В. Гоголь добивается яркого, образного описания этих действий?

- Сделайте вывод о функции деепричастия в речи.

Задание 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями, по вопросам определите вид деепричастия.

1)Герасим шел , не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

- Какие предложения лучше передают динамичность, стремительность в развитии действия?

Обращаем внимание на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера читаем отрывок из «Детства» А.М. Горького.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее, - и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

По выбору учителя ряд предложений записывается в тетради и анализируется. Учащиеся должны увидеть и суметь объяснить, как деепричастия «дописывают», дополняют действие.

Задание 3.

Спишите, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните сказуемые; обозначьте графически постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

Над водой описывая круги парила птица. Раскинув могучие крылья и напружинив сильные когтистые лапы она кружилась над серединой реки. Вперив в речную глубь острый взгляд птица примечала даже самое малое движение в реке. Сверкая белоснежным оперением и наклонив хищную голову птица несколько раз пересекла реку потом сложив крылья камнем ринулась вниз.

- Выпишите одно деепричастие совершенного, одно – несовершенного вида. Выделите в них суффиксы.

- Выпишите два словосочетания «деепричастие + существительное» с главным словом деепричастием.

3. Домашнее задание. Выпишите из учебника по литературе 4-5 предложений, где употребляются деепричастия.

4. Итог урока.

- Что называется деепричастием?

- Какова функция деепричастия в речи?

- Назовите основные признаки глагола и наречия, свойственные деепричастию.

Дидактический материал


Карточка № 1

«Дорисуйте» действие, выраженное глаголом, добавив в предложения одиночное деепричастие или деепричастный оборот. Поставьте их в начале, в середине или в конце предложения. Объясните графически постановку знаков препинания.

1) Волны весело плескались о берег. 2) Звезды ярко светили на небе. 3) Волны неслись вперед. 4) Мы стояли на вершине горы. 5) У ручья сидел человек. 6) Ветер шевелил листвой деревьев.


Карточка № 2

Подчеркните те устойчивые словосочетания, в состав которых входят деепричастия. С 3-4 из них составьте и запишите предложения

Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос, несолоно хлебавши, мчаться во весь дух, нестись сломя голову, смотреть выпучив глаза, работать не покладая рук, бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.




































Тест по теме «Деепричастие»


Задание 1. Укажите верные утверждения.

Деепричастие обозначает …

  1. основное действие предмета;

  2. признак предмета;

  3. качество предмета;

  4. добавочное действие предмета.


Задание 2. . Укажите верные утверждения.

Деепричастие соединило в себе признаки…

  1. существительного;

  2. прилагательного;

  3. наречия;

  4. глагола;

  5. причастия.


Задание 3. Укажите верные утверждения.

Общие признаки деепричастия и глагола…

  1. наклонение;

  2. спряжение;

  3. вид;

  4. лицо;

  5. время;

  6. род;

  7. возвратность (невозвратность).


Задание 4. Укажите верные утверждения.

Суффиксами деепричастий являются:

  1. –енн-, -нн-, -т-;

  2. –вш-, -ш-;

  3. –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

  4. –вши-, -ши-;

  5. –а-, -я-, -в-.


Задание 5. Укажите деепричастия:

  1. растаял;

  2. растаяв;

  3. растаявший;

  4. унеся;

  5. унесши;

  6. унесший;

  7. задумав;

  8. задумавшись.


Задание 6. Укажите предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие:

  1. Космонавт слушает и улыбается.

  2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

  3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

  4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.

  5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.


Задание 7. Найдите предложения, в которых есть деепричастие:

  1. Мама сидела, откинувшись в кресле.

  2. Я открыл окно и залюбовался видом.

  3. Брат склонил голову и писал что-то.

  4. Разложив игры, дети сели в кружок.

  5. Уставшая, она не хотела идти дальше.


Задание 8. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. устроившись на ночлег;

  5. запертый дома;

  6. заперев дом.


адание 9. Укажите деепричастие совершенного вида:

  1. беспокоясь;

  2. закончив;

  3. отдыхая;

  4. продумывая;

  5. нарисовав.

Уставшая, она не хотела идти дальше.

Задание 8. Найдите словосочетание с деепричастием:

  1. выкрашенный краской;

  2. выкрасив краской;

  3. устроенный по проекту;

  4. устроившись на ночлег;

  5. запертый дома;

  6. заперев дом.

Задание 9. Укажите деепричастие совершенного вида:

  1. беспокоясь;

  2. закончив;

  3. отдыхая;

  4. продумывая;

  5. нарисовав.



Литература

    1. М.М. Разумовская. Русский язык. Учебник для 6 класса. – М. , 1999.

    2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М., 2000.

    3. Г.А. Богданова. Русский язык. Рабочая тетрадь. – М. , 2006.

7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Деепричастие как часть речи»

Автор: Трашкова Ольга Викторовна

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Деепричастие как часть речи"
    ["seo_title"] => string(31) "deeprichastie_kak_chast_rechi_4"
    ["file_id"] => string(6) "624485"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675102630"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастия как часть речи""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekturokaporusskomuiazykudieieprichastiiakakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "279336"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453217791"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самостоятельная работа: "Деепричастие как часть речи""
    ["seo_title"] => string(59) "samostoiatiel-naia-rabota-dieieprichastiie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "254655"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447783509"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Разработка  урока  русского языка в группе с казахским языком обучения на тему: «Деепричастие как часть речи»."
    ["seo_title"] => string(105) "razrabotkaurokarusskoghoiazykavghruppieskazakhskimiazykomobuchieniianatiemudieieprichastiiekakchastriechi"
    ["file_id"] => string(6) "328030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463552058"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Урок русского языка в 7 классе. Знакомство с деепричастием как частью речи. "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-znakomstvo-s-dieieprichastiiem-kak-chast-iu-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "109991"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405350890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства