kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий проблемного урока с презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен урок русского языка в 8 классе по теме "Простое осложнённое предложение" в технологии "проблемный урок". В разработке используется презентация и тестовая работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

8



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пьяновская основная общеобразовательная школа»







Сценарий урока русского языка

в 8 классе

по теме «Простое осложнённое предложение»



















Автор-составитель:

Горбунова Анжела Николаевна,

учитель русского языка

МБОУ «Пьяновская ООШ»



+

Пьяново



Простое осложнённое предложение

Цель: обеспечение восприятия, усвоения и осмысления нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение

Задачи:

Образовательная:

1.Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы.

2.Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

 Развивающая:

1.Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье.

•Воспитательная:

1. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива

2. Воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.


Тип урока: изучение нового материала.


Используемая технология: проблемно-диалогическое обучение.


Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint «Простое осложнённое предложение», ребус,схемы, таблицы, учебник Тростенцова, А. М, Ладыженская, Т. А. Русский язык. 8 класс.– М.: Просвещение, 2014.















Ход урока:

I. Приветствие.


- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка.


Откройте тетради, запишите дату и классная работа. Не забывайте о своей осанке при письме. Прежде чем начать наш урок, на полях в тетради покажите с помощью смайлика, с каким настроением вы начинаете работу.


II. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Подводящий к теме диалог.

-Ребята, посмотрите на тексты, которые лежат у вас на партах. (Слайд №1)


(1. Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много.

2. Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.)

- Прочитайте их.

- Они одинаковы? (Нет)

- А чем различаются тексты? (Наличием причастных и деепричастных оборотов)

- Какой из данных текстов богаче? (Первый)

- Что «потерял» второй отрывок? (Эмоциональность, красочность, образность, добавочную информацию.)

- За счёт чего это произошло? (Из-за отсутствия оборотов, которые добавляют эмоциональность и информацию об объекте или субъекте.)

- Дайте краткую характеристику предложениям первого текста. (Это простые предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами).

Формулирование темы.

- Значит, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об осложнении простых предложений)

- Попробуйте правильно сформулировать тему урока при помощи ребуса.

- Запишите тему урока.



Простое осложнённое предложение. (Слайд №2)

- Какова цель нашей работы? Какую задачу (проблему) будем решать на уроке? (Дать понятие «простое осложнённое предложение», посмотреть, чем может быть осложнено предложение и на практике правильно определять осложнённые синтаксические конструкции.) (Слайд №3)



III. ПОИСК РЕШЕНИЯ

- Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.


Заглянем мы, как Пушкин встарь,

В толковый наш словарь.



- Было дано задание …. найти в толковом словаре значение слов «осложнение», «осложнить». Каков результат поиска?

Ответ ученика.

(Из словаря С. И. Ожегова

Осложнение – значит «осложнить».

Осложнить – сделать сложным, сложнее.) Слайд №4


  1. Сформулируем версию решения проблемно-поисковой задачи.

(Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Что такое осложнение?»)

- Давайте подумаем, в каких случаях простое предложение считается осложнённым?

(Должны прийти к выводу:

Простое предложение считается осложнённым, если в его составе имеются:

1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения)



- Проверьте правильность своих суждений по учебнику. § 39, С.104

- Так как же мы будем решать проблему, осложненное предложение или нет? И чем оно осложнено?

Слайд №5 - схема




Чем может быть осложнено

ПLine 9Line 10Line 11Line 12Line 13РОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?


AutoShape 4AutoShape 5AutoShape 6AutoShape 7AutoShape 8Line 14Line 15Line 16Line 17Line 18







члены предложения

не являются членами предложения


(1. Однородные члены, 2. Причастные обороты, 3. Деепричастные обороты.

4. Вводные слова. 5. Обращение)


Физминутка. Отдохнём!

Задание: если услышите простое неосложнённое предложение – поднимите вверх руки, если осложнённое - встаньте.

  1. Воздух делается чист и ясен. (Встать)

  2. Солнечный свет ослепительно сверкает между листвой. (Поднять руки вверх)

  3. Дожди, не прекращаясь, поливают с утра до вечера. (Встать)

  4. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. (Встать)

  5. Это было потоками заливающее окрестность половодье.(Поднять руки вверх)



2. Проведём наблюдение-анализ.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию освоить прочно.



Цель дальнейшей работы: найти смысловые отрезки, с помощью которых осложняются предложения.


Выполняется упражнение № 222 из учебника парами.

Проверка каждой пары.


Слайд №6 (чем осложнены стихотворные строки).

(• Чем осложнено первое предложение? ( Деепричастными оборотами.)

•Каким членом предложения он является? (Обстоятельством.) и т.д.)



3. Формулировка вывода.

Чтобы знания были впрок,

Следует повторить урок.



- Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем ещё раз версию решения проблемно-поисковой задачи.

(Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, отвечая на вопросы:

• Что же такое осложнение? Какое предложение считается осложнённым?

 Чем может осложняться простое предложение?)


Практическая работа (фронтально) (Слайд №7)

Задание: записать предложения; расставить знаки препинания определить, осложнено или нет простое предложение, если осложнено, то чем.

  1. Жили-были дед и баба, ели кашу с молоком.

  2. Сидя у окна, девочка читала.

  3. Граждане, будьте бдительны!

  4. Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Проверка работы (Слайд № 8)


IV. Первичная диагностика усвоения нового материала.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

I. Среди данных примеров найдите предложение, осложненное однородными членами

1) Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.

2) Солнце село, и стало свежо, и прохладой повеяло.

3) Мы проснулись ни свет ни заря.

4) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

II. Среди данных примеров найдите предложение, осложненное причастным оборотом.

1) Бежит он, дикий и суровый, и звуков, и смятенья полн, на берега пустынных волн.

2) Заплаканный, Алёша лежал на траве в кустах сирени.

3) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.

4) Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

III. Среди данных примеров найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом

1) Благодаря тому, что дождей в это лето было достаточно, травы выросли густые и высокие.

2) Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи.

3) Потемнела земля крупными сосульчатыми каплями, закапало с крыш; пенясь, остановилась в окне Ангара .

IV. Укажите, в каком примере есть обращение

1) Русский характер! Поди-ка опиши его.

2) Чудо! Оно совершается в каждом листке.

3) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

4) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев.


Проверка теста . Слайды № 9,10, 11, 12.



V. Заключительный этап урока.

1.Проверка, самооценка теста, анализ.

- Итак, какой вывод мы можем сделать по уроку? Мы с вами выполнили ту задачу, которая стояла перед нами? (Возвращение к слайду № 3)

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым?


 Проверим ещё раз на практике, как вы усвоили материал нашего урока.

(Перед тем, как дать домашнее задание, если останется время, можно записать предложение на доске и в тетрадях. Обратить внимание, чем оно осложнено.)


Он упорно смотрел, не мигая узкими глазками, на своё лицо, отражённое в блестящей меди самовара и, казалось, не дышал.


(Дееприч. оборот, прич. оборот, однородные сказуемые, вводное слово)


- Вы довольны своей работой? Отразите свой вклад в урок баллами на полях.



VI. Домашнее задание (каждому карточка).

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание



Слайд №13 и 14 (после просмотра слайда 13)

Море бывает разное: игривое, спокойное, романтичное, величественное и бушующее, своенравное, угрожающее, как на картине И. Айвазовского "Девятый вал". Прочитайте текст об этой картине, размещенный в планах – картах. Попробуйте осложнить данный текст причастными и деепричастными оборотами, вписав их на месте пропусков. Все ли причастные обороты в тексте будут выделены знаками препинания? Почему?


На картине Айвазовского изображено раннее утро после………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,…………………………………., и людей,……………………… Зритель,…………………..,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,……………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки.

Спасибо за урок.


Просмотр содержимого документа
«Ребус к уроку Простое осложнённое предложение»

?

Е

Н

Е



Служебная часть речи, служащая для связи слов

Г=Ж

Е

Просмотр содержимого презентации
«Осложнённое предл»

Составила: учитель русского языка и литературы Горбунова Анжела Николаевна МБОУ «Пьяновская ООШ»

Составила:

учитель

русского языка

и литературы

Горбунова Анжела Николаевна

МБОУ «Пьяновская ООШ»

а) Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много. (М. Горький)   б) Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.

а) Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, маленькие игривые барашки, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса. И там, на краю моря, облаков было бесконечно много. (М. Горький)

б) Перед ними необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.

Простое осложнённое предложение

Простое

осложнённое

предложение

1.Дать понятие «простое осложнённое предложение». Задачи: 1. Посмотреть, чем может быть осложнено предложение. 2. На практике правильно определять осложнённые конструкции.

1.Дать понятие «простое осложнённое предложение».

Задачи:

1. Посмотреть, чем может быть осложнено предложение.

2. На практике правильно определять осложнённые конструкции.

 Осложнение – значит «осложнить».   Осложнить – сделать сложным, сложнее

Осложнение – значит «осложнить».

Осложнить – сделать сложным, сложнее

Чем может быть осложнено простое предложение вводные конструкции однородные обособленные уточняющие обращения Не являются членами предложения Члены предложения

Чем может быть осложнено простое предложение

вводные конструкции

однородные

обособленные

уточняющие

обращения

Не являются членами предложения

Члены предложения

Предложения осложнены:  1. Деепричастным оборотом 2. Одиночным деепричастием 3. Причастными оборотами 4. Обращением 5. Однородными сказуемыми 6. Однородными определениями 7. Вводным словом

Предложения осложнены:

1. Деепричастным оборотом

2. Одиночным деепричастием

3. Причастными оборотами

4. Обращением

5. Однородными сказуемыми

6. Однородными определениями

7. Вводным словом

Задание: записать предложения; расставить знаки препинания; осложнено или нет простое предложение, если осложнено, то чем. 1. Жили-были дед и баба ели кашу с молоком. 2. Сидя у окна девочка читала. 3. Граждане будьте бдительны! 4. Первые мореплаватели увидевшие пингвинов в Антарктиде чуть не приняли их за толпу людей одетых во фраки и белые манишки!

Задание: записать предложения; расставить знаки препинания; осложнено или нет простое предложение, если осложнено, то чем.

1. Жили-были дед и баба ели кашу с молоком.

2. Сидя у окна девочка читала.

3. Граждане будьте бдительны!

4. Первые мореплаватели увидевшие пингвинов в Антарктиде чуть не приняли их за толпу людей одетых во фраки и белые манишки!

1. Жили-были дед и баба, ели кашу с  молоком. 2. Сидя у окна, девочка читала. 3. Граждане, будьте бдительны! 4. Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белые манишки!

1. Жили-были дед и баба, ели кашу с

молоком.

2. Сидя у окна, девочка читала.

3. Граждане, будьте бдительны!

4. Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белые манишки!

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ  Среди данных примеров найдите предложение, осложненное однородными членами Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. 2) Солнце село, и стало свежо, и прохладой повеяло. 3) Мы проснулись  ни свет ни заря. 4) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Среди данных примеров найдите предложение, осложненное однородными членами

  • Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.

2) Солнце село, и стало свежо, и прохладой повеяло.

3) Мы проснулись ни свет ни заря.

4) Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ  Среди данных примеров найдите предложение, осложненное причастным оборотом Бежит он, дикий и суровый, и звуков , и смятенья полн, на берега пустынных волн. Заплаканный, Алёша лежал на траве в кустах сирени. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове. Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Среди данных примеров найдите предложение, осложненное причастным оборотом

  • Бежит он, дикий и суровый, и звуков , и смятенья полн, на берега пустынных волн.
  • Заплаканный, Алёша лежал на траве в кустах сирени.
  • Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове.
  • Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ  Среди данных примеров найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом  1) Благодаря тому  что дождей в это лето было достаточно, травы выросли густые и высокие.  2) Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи.  3) Потемнела земля крупными сосульчатыми каплями, закапало с крыш; пенясь, остановилась в окне Ангара.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Среди данных примеров найдите предложение, осложненное деепричастным оборотом

1) Благодаря тому что дождей в это лето было достаточно, травы выросли густые и высокие.

2) Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи.

3) Потемнела земля крупными сосульчатыми каплями, закапало с крыш; пенясь, остановилась в окне Ангара.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ  Укажите, в каком примере есть обращение 1) Русский характер! Поди-ка опиши его. 2) Чудо! Оно совершается в каждом листке. 3) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! 4) Зима! Из глубины  твоих снегов встают, чернея, пни деревьев.

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Укажите, в каком примере есть обращение

1) Русский характер! Поди-ка опиши его.

2) Чудо! Оно совершается в каждом листке.

3) Весна! Весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

4) Зима! Из глубины твоих снегов встают, чернея, пни деревьев.

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

МОЛОДЦЫ! Идем дальше

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

ЭТО ПРАВИЛЬНО!

ЭТО ПРАВИЛЬНО!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Ответ НЕВЕРНЫЙ!

Чтоб задание Без запинки выполнять, Надо видеть суть явлений, Надо думать и вникать! Всем желаю не зевать, Чаще мозг тренировать, И тогда любые тесты Вы осилите на !

Чтоб задание

Без запинки выполнять,

Надо видеть суть явлений,

Надо думать и вникать!

Всем желаю не зевать,

Чаще мозг тренировать,

И тогда любые тесты

Вы осилите на !

На картине Айвазовского изображено раннее утро после ……………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,………………………………, и людей,……………………… Зритель,……………………………,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,…………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки.

На картине Айвазовского изображено раннее утро после ……………………………ночи. Первые лучи солнца осветили океан,………………………………, и людей,……………………… Зритель,……………………………,понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел,…………………………, экипаж корабля, как гибли,………………………………, моряки.

Придумайте продолжение истории, изображенной на картине И.К.Айвазовского

  • Придумайте продолжение истории, изображенной на картине И.К.Айвазовского "Девятый вал". На обратной стороне опорной карты запишите свою историю, состоящую из 6 - 8 предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий проблемного урока с презентацией

Автор: Горбунова Анжела Николаевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Материалы конкурса "Сценарий школьного урока математики - 2015". "
    ["seo_title"] => string(65) "matierialy-konkursa-stsienarii-shkol-nogho-uroka-matiematiki-2015"
    ["file_id"] => string(6) "183206"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425760503"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок, презентация и видеоролик по теме "Индия. Государства и культура". "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-priezientatsiia-i-vidieorolik-po-tiemie-indiia-gosudarstva-i-kul-tura"
    ["file_id"] => string(6) "110181"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405668803"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Сценарий интегрированного урока (английский язык + биология) "Эволюционная теория Дарвина. Пассивный залог""
    ["seo_title"] => string(115) "stsienarii-intieghrirovannogho-uroka-anghliiskii-iazyk-biologhiia-evoliutsionnaia-tieoriia-darvina-passivnyi-zalogh"
    ["file_id"] => string(6) "303887"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457618114"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока математики "Задачи на построение" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-matiematiki-zadachi-na-postroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "243939"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445862502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства