ТЕМА УРОКА:
Индия. Государства и культура.
Цели урока: Дать представление о средневековой Индии,показать особенности ее политического и экономического развития,ознакомиться с достижениями индийской культуры.
Оборудование урока: электронная презентация «Индия. Государства и культура.», видеоролик « Тадж-Махал», рисунки учеников
Педагогическая технология: проблемно-дискуссионная с элементами дистанционного обучения.
Ход урока:
1 Организационный момент
3. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Индийские княжества.
Вторжение мусульман и образование Делийского султаната.
Империя Великих Моголов.
Развитие науки и искусства.
1. Индийские княжества.
В Западной Европе слагались легенды о богатствах Индии. Она изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались реальные купцы и путешественники, оказавшиеся на её шумных рынках. Главным источником богатств страны была её природа, удивительно благоприятствовавшая развитию сельского хозяйства. Работа с картой
1.Рассмотрите географическую карту и расскажите о географическом положении Индии. 2. Используя знания по географии и истории, расскажите о природе Индии. 3. Какие полезные ископаемые могли добывать в средневековой Индии? 4. Какие части Индии были более населены? 5. Назовите города Индии ( слайд 3)
В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья— раджи —жили в роскошных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске( слайды 4 и 5). Раджи ожесточённо боролись друг с другом, что усиливало политическую раздробленность страны. Впрочем, на жизнь земледельцев и ремесленников всё это влияло не так уж сильно. Отчасти это было связано с особенностями индийской общины.
Давайте вспомним из истории Древнего мира, что заставляло людей объединяться в общины, трудиться сообща? 2. Какие виды общины вы знаете? Что их отличало?
Община играла в Индии огромную роль. Общины организовывали жизнь своих членов и взаимопомощь между ними, а при необходимости и самооборону. Их делом было строительство и поддержание в порядке оросительных каналов, а также суд по мелким правонарушениям. Средства на всё это, а также на содержание общинной администрации давали общинные сборы. Иногда они не уступали по величине государственным налогам. ( слайд 6)
Сказочное богатство страны создавалось тяжелым трудом простого народа. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи. Только риса здесь выращивалось около 20 сортов. Кроме зерновых, культивировались сахарный тростник, хлопчатник, пряности и множество различных фруктов. Для выкармливания шелковичных червей и последующего получения шёлка сажали тутовые деревья. Сажали также индиго, дававшее самый распространённый тогда в Индии краситель тканей. Пользуясь иллюстрациями ,составьте небольшой рассказ о жизни простого народа ( слайд7). В отличие от Западной Европы крестьяне были лично свободными, так как земля являлась собственностью государства.
Ещё с древности существовало деление общества на варны. Их было четыре: жрецы-брахманы, воины, земледельцы (вместе с ремесленниками и торговцами) и, наконец, зависимые люди – «слуги». Вне этого деления, как бы под ним, находились «неприкасаемые». ( слайды 8-9)
Предположите, представителей каких каст вы видите на рисунках. Подумайте, как кастовая система влияла на социально-экономическое развитие общества? Кому было выгодно кастовое деление общества?
2. Вторжение мусульман и образование Делийского султаната.
Самостоятельная работа с учебником.Задания ( слайд10)
Каким образом на территории Индии образовался Делийский султанат?
Как долго он просуществовал?
Что стало причиной его распада ?
3.Империя Великих Моголов.
В (1398 г.) в Индию вторгаются войска Тимура -
правителя Самарканда из Средней Азии. Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до XVI века, когда Делийский султанат перестал существовать. (слайды 11-12)
В XVI веке (1526 год) произошло вторжение 20-ти тысячного войска Бабура, потомка Чингисхана и Тимура. Образовалась империя Великих Моголов. ( слайды13-14)
Подумайте, в чем причины успехов завоевательных походов моголов? Почему за короткий срок им удалось подчинить почти всю Индию?
Разбор схемы «Государственное управление империи моголов» ( слайд15)
Выдающимся правителем империи Великих Моголов был Акбар (1556-1605гг.) (слайд 16.) Акбар значительно расширил территорию государства и осуществил ряд важнейших реформ.( слайд 17)
Реформы Акбара:
Установлены определенные размеры поземельного налога и способы его взимания.
Отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров.
Введена единая денежная единица, единая система мер и веса.
Улучшены дороги, построены рынки.
Активное привлечение на государственную службу индусской знати.
Политика веротерпимости (отмена налога с немусульман) и в то же время стремление создать «единую веру», объединившую многие религии.
Подумайте: какова была основная цель реформ Акбара?
4.Культура средневековой Индии.
Вспомните из курса истории Древнего мира, какие изобретения древних индийцев мы используем в наши дни.
Средневековая Индия, унаследовав выдающиеся достижения древнеиндийской культуры, дала миру замечательные достижения индийских математиков (изобретение индийских цифр, которыми сейчас пользуются во всём мире, действия с дробями, вычисления площадей фигур и объёмов тел), астрономов, медиков, философов. . Индийский математик и астроном Арьябхата (начало VI в.) с высокой точностью определил число к. Он же высказал догадку, что Земля — шар, который вращается вокруг своей оси. В ряде городов Индии в Средние века существовали обсерватории.
В книгах по медицине описывалось строение человеческого тела и его внутренних органов. Врачи умели делать сложные операции, используя до 200 хирургических инструментов и средства обезболивания. Индийские медики славились во всех восточных странах. ( слайд 18)
На развитие искусства Индии значительное влияние оказали религиозные верования индийцев.( слайд 19). Основными религиями были индуизм, ислам и буддизм.
В традиционной религии Индии индуизме более 33 млн. богов, богинь, призраков. Основными богами являлись Вишну, Шива, Брахма. Ислам принесли с собой мусульманские племена-завоеватели. В империи Великих Моголов ислам являлся государственной религией. Буддизм зародился в Индии в VI веке до нашей эры, но широкого распространения здесь не получил, так как отрицал кастовое деление общества.
Средневековая Индия создала богатейшую художественную литературу: поэзию, прозу, драму. Но особенно славятся ремесленные изделия ,архитектура и искусство того времени, связанные с религиозными представлениями их создателей. (слайд 20).
В первые века нашей эры, когда в Индии был распространён буддизм, храмы сооружали в внутри пещер Среди них особенно поражают храмовые пещеры Аджанты и Эллоры, стены которых украшены росписями по штукатурке. Они являются настоящей энциклопедией индийской жизни того времени. ( слайды 20-21)
С VII—VIII веков индуистские храмы стали возводить в виде огромных башен, выросли целые храмовые городки, обнесенные мощными каменными оградами. Стены храмов были сплошь покрыты рельефами, статуями и искусной резьбой. Вблизи храмов расположены статуи слонов и коней, а внутри — статуи многоруких богов, отлитые из бронзы или высеченные из камня.( слайд22).С XIII века на архитектуру и живопись Индии оказало большое влияние искусство мусульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мавзолеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочетались индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. Жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии является мавзолей Тадж-Махал.( слайд 23).
Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Индию и посмотрим видеоролик « Тадж-Махал» (слайд 24 и видеоролик http//www.youtube.com/watch?v=IBh_ZHjASpA )
5.Итоги урока. Особенности индийской цивилизации:
Продолжительное сохранение политической раздробленности на территории Индии.
Обилие противоречий между княжествами, народами, варнами, кастами.
Крестьяне не были лично зависимыми, земля – собственность государства.
Титулы и земли не передавались по наследству.
Длительное время существовала крестьянская община.
Отсутствие феодальных отношений в европейском понимании.
Религиозное многообразие.(слайд 25)
6. Закрепление .Игра «Поле чудес»( слайд 26)
7. Домашнее задание:
Агибалова Е.В.,Донской Г.М. «История средних веков» - § 31
Ведюшкин В.А, Ведюшкина И. В. «История средних веков». - § 27;
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - § 22.
Подготовить сообщение: «Индия - страна сказочных богатств».
Литература:
Атлас История средних веков -М. Дрофа, 2012
Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков»-М.Просвещение, 2012 Ведюшкин В.А , Ведюшкина И. В. «История средних веков»- М. Просвещение, 2011
Ведюшкин В. А., Ведюшкина И. В. История средних веков 6 класс. Поурочные рекомендации- М. Просвещение. 2008.
Гаража Н. В. Учебное пособие по истории средних веков - М. Центр образования № 109,2005
Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - М. Баласс, 2009
Колесниченко. Н. Ю. История Средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. - Волгоград . Учитель, 2010.