kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок, презентация и видеоролик по теме "Индия. Государства и культура".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока  " Индия. Государство и культура" состоит из сценария урока, электронной презентации и видеоролика "Тадж-Махалл". Урок проведен по проблемно-дискуссионной технологии. Основной целью урока являлось выяснение особенностей развития средневековой Индии,ее отличие от цивилизаций стран Запада. Урок снабжен презентацией, которая содержит не только иллюстративный ряд, но и тзадания по самостоятельной работе учеников,проблемные вопросы и задания. В качестве закрепления предложены тесты

Просмотр содержимого документа
«сценарий урока»

ТЕМА УРОКА:

Индия. Государства и культура.

Цели урока: Дать представление о средневековой Индии,показать особенности ее политического и экономического развития,ознакомиться с достижениями индийской культуры.

Оборудование урока: электронная презентация «Индия. Государства и культура.», видеоролик « Тадж-Махал», рисунки учеников

Педагогическая технология: проблемно-дискуссионная с элементами дистанционного обучения.

Ход урока:

1 Организационный момент

3. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Индийские княжества.

Вторжение мусульман и образование Делийского султаната.

Империя Великих Моголов.

Развитие науки и искусства.

1. Индийские княжества.

В Западной Европе слагались легенды о богатствах Индии. Она изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались реальные купцы и путешественники, оказавшиеся на её шумных рынках. Главным источником богатств страны была её природа, удивительно благоприятствовавшая развитию сельского хозяйства. Работа с картой

1.Рассмотрите географическую карту и расскажите о географическом положении Индии. 2. Используя знания по географии и истории, расскажите о природе Индии. 3. Какие полезные ископаемые могли добывать в средневековой Индии? 4. Какие части Индии были более населены? 5. Назовите города Индии ( слайд 3)

В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья— раджи —жили в роскош­ных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске( слайды 4 и 5). Раджи ожесточённо боролись друг с другом, что усиливало политическую раздробленность страны. Впрочем, на жизнь земледельцев и ремесленников всё это влияло не так уж сильно. Отчасти это было связано с особенностями индийской общины.

Давайте вспомним из истории Древнего мира, что заставляло людей объединяться в общины, трудиться сообща? 2. Какие виды общины вы знаете? Что их отличало?

Община играла в Индии огромную роль. Общины организовывали жизнь своих членов и взаимопомощь между ними, а при необходимости и самооборону. Их делом было строительство и поддержание в порядке оросительных каналов, а также суд по мелким правонарушениям. Средства на всё это, а также на содержание общинной администрации давали общинные сборы. Иногда они не уступали по величине государственным налогам. ( слайд 6)

Сказочное богатство страны создавалось тяжелым трудом простого народа. Крестьяне, отвоёвывая землю у джунглей и орошая её, дважды в год получали высокие урожаи. Только риса здесь выращивалось около 20 сортов. Кроме зерновых, культивировались сахарный тростник, хлопчатник, пряности и множество различных фруктов. Для выкармливания шелковичных червей и после­дующего получения шёлка сажали тутовые дере­вья. Сажали также индиго, дававшее самый рас­пространённый тогда в Индии краситель тканей. Пользуясь иллюстрациями ,составьте небольшой рассказ о жизни простого народа ( слайд7). В отличие от Западной Европы крестьяне были лично свободными, так как земля являлась собственностью государства.

Ещё с древности существовало деление общества на варны. Их было четыре: жрецы-брахманы, воины, земледельцы (вместе с ремесленниками и торговцами) и, наконец, зависимые люди – «слуги». Вне этого деления, как бы под ним, находились «неприкасаемые». ( слайды 8-9)

Предположите, представителей каких каст вы видите на рисунках. Подумайте, как кастовая система влияла на социально-экономическое развитие общества? Кому было выгодно кастовое деление общества?
2. Вторжение мусульман и образование Делийского султаната.

Самостоятельная работа с учебником.Задания ( слайд10)

Каким образом на территории Индии образовался Делийский султанат?

Как долго он просуществовал?

Что стало причиной его распада ?

3.Империя Великих Моголов.

В (1398 г.) в Индию вторгаются войска Тимура -
правителя Самарканда из Средней Азии.
Тимур легко разбил войско султана, разорил Дели, перебил и увёл в плен сотни тысяч людей. После ухода воинов Тимура страна окончательно раздробилась. Власти султана подчинялась лишь небольшая территория вокруг Дели. Междоусобицы и мятежи не прекращались вплоть до XVI века, когда Делийский султанат перестал существовать. (слайды 11-12)

В XVI веке (1526 год) произошло вторжение 20-ти тысячного войска Бабура, потомка Чингисхана и Тимура. Образовалась империя Великих Моголов. ( слайды13-14)

Подумайте, в чем причины успехов завоевательных походов моголов? Почему за короткий срок им удалось подчинить почти всю Индию?

Разбор схемы «Государственное управление империи моголов» ( слайд15)

Выдающимся правителем империи Великих Моголов был Акбар (1556-1605гг.) (слайд 16.) Акбар значительно расширил территорию государства и осуществил ряд важнейших реформ.( слайд 17)

Реформы Акбара:

  1. Установлены определенные размеры поземельного налога и способы его взимания.

  2. Отменены сборы с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров.

  3. Введена единая денежная единица, единая система мер и веса.

  4. Улучшены дороги, построены рынки.

  5. Активное привлечение на государственную службу индусской знати.

  6. Политика веротерпимости (отмена налога с немусульман) и в то же время стремление создать «единую веру», объединившую многие религии.

Подумайте: какова была основная цель реформ Акбара?

4.Культура средневековой Индии.

Вспомните из курса истории Древнего мира, какие изобретения древних индийцев мы используем в наши дни. 

Средневековая Индия, унаследовав выдающиеся достижения древнеиндийской культуры, дала миру замечательные достижения индийских математиков (изобретение индийских цифр, которыми сейчас пользуются во всём мире, действия с дробями, вычисления площадей фигур и объёмов тел), астрономов, медиков, философов. . Индийский математик и астроном Арьябхата (начало VI в.) с высокой точностью определил число к. Он же высказал догадку, что Земля — шар, который вращается вокруг своей оси. В ряде городов Индии в Сред­ние века существовали обсерватории.
В книгах по медицине описывалось строение человеческого тела и его внутренних органов. Врачи умели делать сложные операции, исполь­зуя до 200 хирургических инструментов и сред­ства обезболивания. Индийские медики слави­лись во всех восточных странах. ( слайд 18)
На развитие искусства Индии значительное влияние оказали религиозные верования индийцев.( слайд 19). Основными религиями были индуизм, ислам и буддизм.

В традиционной религии Индии индуизме более 33 млн. богов, богинь, призраков. Основными богами являлись Вишну, Шива, Брахма. Ислам принесли с собой мусульманские племена-завоеватели. В империи Великих Моголов ислам являлся государственной религией. Буддизм зародился в Индии в VI веке до нашей эры, но широкого распространения здесь не получил, так как отрицал кастовое деление общества.

Средневековая Индия создала богатейшую художественную литературу: поэзию, прозу, драму. Но особенно славятся ремесленные изделия ,архитектура и искусство того времени, связанные с религиозными представлениями их создателей. (слайд 20).

В первые века нашей эры, когда в Индии был распространён буддизм, храмы сооружали в внутри пещер Среди них особенно поражают храмовые пещеры Аджанты и Эллоры, стены которых украшены росписями по штукатурке. Они являются настоящей энциклопедией индийской жизни того времени. ( слайды 20-21)

С VII—VIII веков индуистские храмы стали возводить в виде огромных башен, выросли целые храмовые городки, обне­сенные мощными каменными оградами. Стены храмов были сплошь покрыты ре­льефами, статуями и искусной резьбой. Вблизи храмов расположены статуи слонов и коней, а внутри — статуи многоруких богов, отлитые из бронзы или высеченные из камня.( слайд22).С XIII века на архитектуру и живопись Ин­дии оказало большое влияние искусство му­сульманских завоевателей. Правители строили дворцы, мечети и роскошные гробницы — мав­золеи. Лишенные скульптур, они привлекали пропорциями и четкостью линий. В них сочета­лись индийские колонны и резные украшения, арабские арки, купола и минареты. Жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии является мавзолей Тадж-Махал.( слайд 23).

Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Индию и посмотрим видеоролик « Тадж-Махал» (слайд 24 и видеоролик http//www.youtube.com/watch?v=IBh_ZHjASpA )

5.Итоги урока. Особенности индийской цивилизации:

Продолжительное сохранение политической раздробленности на территории Индии.

Обилие противоречий между княжествами, народами, варнами, кастами.

Крестьяне не были лично зависимыми, земля – собственность государства.

Титулы и земли не передавались по наследству.

Длительное время существовала крестьянская община.

Отсутствие феодальных отношений в европейском понимании.

Религиозное многообразие.(слайд 25)

6. Закрепление .Игра «Поле чудес»( слайд 26)


7. Домашнее задание:

Агибалова Е.В.,Донской Г.М. «История средних веков» - § 31

Ведюшкин В.А, Ведюшкина И. В. «История средних веков». - § 27;

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - § 22.

Подготовить сообщение: «Индия - страна сказочных богатств».

Литература:

Атлас История средних веков -М. Дрофа, 2012

Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков»-М.Просвещение, 2012 Ведюшкин В.А , Ведюшкина И. В. «История средних веков»- М. Просвещение, 2011

Ведюшкин В. А., Ведюшкина И. В. История средних веков 6 класс. Поурочные рекомендации- М. Просвещение. 2008.

Гаража Н. В. Учебное пособие по истории средних веков - М. Центр образования № 109,2005


Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - М. Баласс, 2009

Колесниченко. Н. Ю. История Средних веков. 6 класс: поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. - Волгоград . Учитель, 2010.

Просмотр содержимого презентации
«Индия Государства и культура.»

ИНДИЯ. ГОСУДАРСТВА И КУЛЬТУРА Подготовила учитель истории, обществознания и МХК ФГОУ СОШ № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

ИНДИЯ. ГОСУДАРСТВА И КУЛЬТУРА

Подготовила учитель истории, обществознания и МХК ФГОУ СОШ № 4 МО РФ Латыпова О.Ш.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА  Индийские княжества. Вторжение мусульман и образование Делийского султаната Империя Великих Моголов. Культура средневековой Индии. Скальные храмы в Аджанте

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Индийские княжества.

Вторжение мусульман и образование Делийского султаната

Империя Великих Моголов.

Культура средневековой Индии.

Скальные храмы в Аджанте

1.Рассмотрите географическую карту и расскажите о географическом положении Индии. 2. Используя знания по географии и истории, расскажите о природе Индии. 3. Какие полезные ископаемые могли добывать в средневековой Индии? 4. Какие части Индии были более населены? 5. Назовите города Индии

1.Рассмотрите географическую карту и расскажите о географическом положении Индии. 2. Используя знания по географии и истории, расскажите о природе Индии. 3. Какие полезные ископаемые могли добывать в средневековой Индии? 4. Какие части Индии были более населены? 5. Назовите города Индии

ВО ДВОРЦЕ БОГАТОГО РАДЖИ В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья— раджи —жили в роскошных дворцах вместе со своими придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске.

ВО ДВОРЦЕ БОГАТОГО РАДЖИ

В VI—VII веках в Индии образовалось до 70 самостоятельных княжеств. Князья— раджи —жили в роскошных дворцах вместе со своими

придворными, воинами и высшими чиновниками, разъезжали на специально обученных, в богатом убранстве слонах, которых держали и в своем войске.

Индийский махараджа. Миниатюра XV в. Раджа с супругой

Индийский махараджа. Миниатюра XV в.

Раджа с супругой

ФУНКЦИИ ИНДИЙСКОЙ ОБЩИНЫ 1. Вспомните из истории Древнего мира, что заставляло людей объединяться в общины, трудиться сообща? 2. Какие виды общины вы знаете? Что их отличало? Крестьянская община в Индии иррига-ционные работы  взаимопомощь  оборона деревень уплата налогов феодалу уплата поземельного налога в пользу государства.

ФУНКЦИИ ИНДИЙСКОЙ ОБЩИНЫ

1. Вспомните из истории Древнего мира, что заставляло людей объединяться в общины, трудиться сообща? 2. Какие виды общины вы знаете? Что их отличало?

Крестьянская община в Индии

иррига-ционные работы

взаимопомощь

оборона деревень

уплата налогов феодалу

уплата поземельного налога в пользу государства.

ПОЛЬЗУЯСЬ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ, РАССКАЖИТЕ О ЖИЗНИ ПРОСТОГО НАРОДА Крестьянская община в Индии.

ПОЛЬЗУЯСЬ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ, РАССКАЖИТЕ О ЖИЗНИ ПРОСТОГО НАРОДА

Крестьянская община в Индии.

КАСТОВАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ Варны возникли в древней Индии. Дальнейшая дифференциация общества привела к образованию каст . Каста— это замкнутая группа людей, выполнявшая определенные обязанности и занимавшая в соответствии с этим определенное место в индийском обществе.

КАСТОВАЯ СИСТЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

Варны возникли в древней Индии. Дальнейшая дифференциация общества привела к образованию каст .

Каста— это замкнутая группа людей, выполнявшая определенные обязанности и занимавшая в соответствии с этим определенное место в индийском обществе.

Предположите, представителей каких каст вы видите на рисунках. Подумайте, как кастовая система влияла на социально-экономическое развитие общества? Кому было выгодно кастовое деление общества?

Предположите, представителей каких каст вы видите на рисунках. Подумайте, как кастовая система влияла на социально-экономическое развитие общества? Кому было выгодно кастовое деление общества?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ: Каким образом на территории Индии образовался Делийский султанат? Как долго он просуществовал? 3. Что стало причиной его распада? Карта делийского султаната

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ:

  • Каким образом на территории Индии образовался Делийский султанат?
  • Как долго он просуществовал?

3. Что стало причиной его распада?

Карта делийского султаната

ГОСУДАРСТВО ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ. В конце XIV века в Индию вторгся среднеазиатский завоеватель Тимур.В 1398 году был захвачен г.Дели. В XVI веке (1526 год) произошло вторжение 20-ти тысячного войска Бабура, потомка Чингисхана и Тимура. Образовалась империя Великих Моголов. Тимур (Тамерлан) Бабур

ГОСУДАРСТВО ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.

В конце XIV века в Индию вторгся среднеазиатский завоеватель Тимур.В 1398 году был захвачен г.Дели. В XVI веке (1526 год) произошло вторжение 20-ти тысячного войска Бабура, потомка Чингисхана и Тимура. Образовалась империя Великих Моголов.

Тимур (Тамерлан)

Бабур

В чем причины успехов завоевательных походов моголов? Почему за короткий срок им удалось подчинить почти всю Индию? Тимур побеждает султана Дели. Миниатюра. Тамерлан и  его воины.  Миниатюра

В чем причины успехов завоевательных походов моголов? Почему за короткий срок им удалось подчинить почти всю Индию?

Тимур побеждает султана Дели. Миниатюра.

Тамерлан и  его воины.  Миниатюра

Бабур (

Бабур ("Великий Могол") осматривает достоприме-чательности завоёванного Индостана

КАРТА ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ  На карте темно-коричневым цветом обозначена территория империи Великих Моголов при Бабуре (по состоянию на 1526 год); Более светлым оттенком коричневого - завоевания при Акбаре (1605 г.); и еще более светлым оттенком - расширение территории при Аурангзебе (по состоянию на 1707 г.).

КАРТА ИМПЕРИИ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

На карте темно-коричневым цветом обозначена территория империи Великих Моголов при Бабуре (по состоянию на 1526 год);

Более светлым оттенком коричневого - завоевания при Акбаре (1605 г.);

и еще более светлым оттенком - расширение территории при Аурангзебе (по состоянию на 1707 г.).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ МОГОЛОВ Шах Первый министр Войско правители провинций Ведомства правители округов - хозяйственное - финансовое; военное духовное правители провинций

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИИ МОГОЛОВ

Шах

Первый министр

Войско

правители провинций

Ведомства

правители округов

- хозяйственное

- финансовое;

  • военное
  • духовное

правители провинций

АКБАР (1556-1605гг)

АКБАР (1556-1605гг)

РЕФОРМЫ АКБАРА  Глава государства – падишах, имел секретаря и управляющего делами. Чиновники поделены на 33 ранга.  Реформа налоговой системы Установление нового поземельного налога. Отмена сборов с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров. Введение единой денежной единицы, единая система мер и веса.  Строительство дорог и рынков. Активное привлечение на государственную службу индусской знати. Политика веротерпимости (отмена налога с немусульман) и в то же время стремление создать «единую веру», объединившую многие религии. Подумайте: какова основная цель реформ Акбара?

РЕФОРМЫ АКБАРА

Глава государства – падишах, имел секретаря и управляющего делами. Чиновники поделены на 33 ранга.

Реформа налоговой системы

Установление нового поземельного налога.

Отмена сборов с ремесел и дополнительные пошлины на продажу различных товаров.

Введение единой денежной единицы, единая система мер и веса. Строительство дорог и рынков.

Активное привлечение на государственную службу индусской знати.

Политика веротерпимости (отмена налога с немусульман) и в то же время стремление создать «единую веру», объединившую многие религии.

Подумайте: какова основная цель реформ Акбара?

РАЗВИТИЕ НАУКИ Вспомните из курса истории Древнего мира, какие изобретения древних индийцев мы используем в наши дни.  Статуя Арьабхаты, математика, астронома Основатель индийской медицинской школы Сушрута. 

РАЗВИТИЕ НАУКИ

Вспомните из курса истории Древнего мира, какие изобретения древних индийцев мы используем в наши дни. 

Статуя Арьабхаты, математика, астронома

Основатель индийской медицинской школы Сушрута. 

РЕЛИГИИ ИНДИИ Индуизм Буддизм Ислам Более 33 млн богов ,богинь, духов, призраков и т.п Принесли мусульман-ские завоеватели. Являлся государствен-ной религией в империи Великих Моголов Зародился в Индии в 6 веке, но не получил распространения так как не признавал кастовую систему общества Основные боги: Вишну, Шива, Брахма.  Священные книги – веды

РЕЛИГИИ ИНДИИ

Индуизм

Буддизм

Ислам

Более 33 млн богов ,богинь, духов, призраков и т.п

Принесли мусульман-ские завоеватели. Являлся государствен-ной религией в империи Великих Моголов

Зародился в Индии в 6 веке, но не получил распространения так как не признавал кастовую систему общества

Основные боги: Вишну,

Шива, Брахма. Священные книги – веды

ИЗДЕЛИЯ ИНДИЙСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ Танцующий Шива Ритуальная каменная повозка

ИЗДЕЛИЯ ИНДИЙСКИХ РЕМЕСЛЕННИКОВ

Танцующий Шива

Ритуальная каменная повозка

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ.  Скальные храмы в Аджанте и Эллоре

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ.

Скальные храмы в Аджанте и Эллоре

Роспись из пещер в Аджанте.

Роспись из пещер в Аджанте.

ХРАМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ.  Ступа Будды в Санчи. БУДДИЙСКИЙ ХРАМ Храм Шарангапани, посвященный Вишну. ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ

ХРАМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ.

Ступа Будды в Санчи.

БУДДИЙСКИЙ ХРАМ

Храм Шарангапани, посвященный Вишну. ИНДУИСТСКИЙ ХРАМ

МАВЗОЛЕЙ ТАДЖ-МАХАЛ Величайшим шедевром архитектуры, «мечтой, воплощенной в камне», называют мавзолей Тадж-Махал, который был возведен в городе Агре во времена Великих моголов .Достаточно взглянуть на эту «жемчужину Индии» позднего Средневековья, чтобы восхититься величием и красотой ее самобытной архитектуры. Архитектура ислама.

МАВЗОЛЕЙ ТАДЖ-МАХАЛ

Величайшим шедевром архитектуры, «мечтой, воплощенной в камне», называют мавзолей Тадж-Махал, который был возведен в городе Агре во времена Великих моголов .Достаточно взглянуть на эту «жемчужину Индии» позднего Средневековья, чтобы восхититься величием и красотой ее самобытной архитектуры.

Архитектура ислама.

ИТОГ УРОКА .ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Продолжительное сохранение политической раздробленности на территории Индии. Обилие противоречий между княжествами, народами, варнами, кастами. Крестьяне не были лично зависимыми, земля – собственность государства. Титулы и земли не передавались по наследству. Длительное время существовала крестьянская община. Отсутствие феодальных отношений в европейском понимании. Религиозное многообразие.

ИТОГ УРОКА .ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Продолжительное сохранение политической раздробленности на территории Индии.

Обилие противоречий между княжествами, народами, варнами, кастами.

Крестьяне не были лично зависимыми, земля – собственность государства.

Титулы и земли не передавались по наследству.

Длительное время существовала крестьянская община.

Отсутствие феодальных отношений в европейском понимании.

Религиозное многообразие.

Игра «Поле чудес»  Вопросы:  1. Как назывался правитель самостоятельного индийского княжества периода раздробленности?  2. Как называли людей, которые были особо почитаемы лишь за свою варновую принадлежность? 3. Назовите систему взглядов на мир, распространенную в Индии.

Игра «Поле чудес»

Вопросы:

1. Как назывался правитель самостоятельного индийского княжества периода раздробленности?

2. Как называли людей, которые были особо почитаемы лишь за свою варновую принадлежность? 3. Назовите систему взглядов на мир, распространенную в Индии.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА:  Агибалова Е.В.,Донской Г.М. «История средних веков» - § 31;  Ведюшкин В.А.,. Ведюшкина И. В   «История средних веков» - § 27; Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - § 22.  Подготовить сообщение: «Индия - страна сказочных богатств».   

ДОМАШНЯЯ РАБОТА:

Агибалова Е.В.,Донской Г.М. «История средних веков» - § 31;

Ведюшкин В.А.,. Ведюшкина И. В

  «История средних веков» - § 27;

Данилов Д.Д., Сизова Е.В.,

Кузнецов Д.В., Давыдова С.М. «Всеобщая история. История средних веков» - § 22.

Подготовить сообщение: «Индия - страна сказочных богатств».

 

ЛИТЕРАТУРА http://medportal.ru/mednovosti/main/2012/07/25/historyofmedicine/http://coollib.com/b/197632/read http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ac26c35-6625-4bf4-ae0e-599ce2e11b70/?interface=pupil&class=48&subject=20 / http://www.portalostranah.ru/view.php?id=92&page=1 http://www.voyage.org.ua/vse-o-indii/kastovoe-delenie-indii.html http://planetguide.ru/krugosvetka/entry/593/ http://coollib.com/b/197632/read http://www.indianetzone.com/65/development_unani_medicine_during_emperor_babur.htm http://www.ayurtour.ru/info/mat_660.htm

ЛИТЕРАТУРА

http://medportal.ru/mednovosti/main/2012/07/25/historyofmedicine/http://coollib.com/b/197632/read

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ac26c35-6625-4bf4-ae0e-599ce2e11b70/?interface=pupil&class=48&subject=20

/ http://www.portalostranah.ru/view.php?id=92&page=1 http://www.voyage.org.ua/vse-o-indii/kastovoe-delenie-indii.html

http://planetguide.ru/krugosvetka/entry/593/ http://coollib.com/b/197632/read

http://www.indianetzone.com/65/development_unani_medicine_during_emperor_babur.htm http://www.ayurtour.ru/info/mat_660.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD http://the300spartans.ru/kratkaya-istoriya-drevnej-indii/ http://www.portalostranah.ru/view.php?id=92&page=1 http://www.voyage.org.ua/vse-o-indii/kastovoe-delenie-indii.html http://planetguide.ru/krugosvetka/entry/593/ http://coollib.com/b/197632/read http://gallery.audioveda.ru/?content/culture/Architecture/Sarangapani_Vishnu_temple_Kumbakonam.JPG http://www.indianetzone.com/65/development_unani_medicine_during_emperor_babur.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD http://the300spartans.ru/kratkaya-istoriya-drevnej-indii/ http://www.portalostranah.ru/view.php?id=92&page=1 http://www.voyage.org.ua/vse-o-indii/kastovoe-delenie-indii.html http://planetguide.ru/krugosvetka/entry/593/ http://coollib.com/b/197632/read http://gallery.audioveda.ru/?content/culture/Architecture/Sarangapani_Vishnu_temple_Kumbakonam.JPG

http://www.indianetzone.com/65/development_unani_medicine_during_emperor_babur.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок, презентация и видеоролик по теме "Индия. Государства и культура".

Автор: Латыпова Ольга Шарифовна

Дата: 18.07.2014

Номер свидетельства: 110181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация на тему "Древняя Индия" "
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-na-tiemu-drievniaia-indiia"
    ["file_id"] => string(6) "163194"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422453344"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства