kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»

Цель: показать ученикам строение словосочетаний; научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Просмотр содержимого документа
«Строение и грамматическое значение словосочетаний»

Урок 1

Тема: «Строение и грамматическое значение словосочетаний»

Цель: показать ученикам строение словосочетаний; научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Тип урока: изучение новой темы.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: карточки, таблицы, учебник.

Ход урока.

II. Лингвистическая разминка

Задание. Просклонять имена собственные: Анастасия, Василий. И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т. Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии.

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

II. Слово учителя:

Синтаксис — раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.

Синтаксис — греческое слово, оно значит «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Основные виды — связи между словами и предложениями — подчинительная и сочинительная.

Подчинительная связь | объединяет главную и зависимую части.

Я не знаю (чего?), что будет со мною.

Сочинительная связь | объединяет равноправные части.

Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил.

Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.

Уже совсем стемнело, (когда?) когда дети вернулись из леса.

Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний.

Дождь скоро затих, но погода оставалась холодной.

предложением.

Начнем со словосочетаний — синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения, неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (орган и орган – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносится по-разному). Кроме того, слово орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

орган печати (газета); орган зрения (глаз); служить в органах (например, в милиции); органы здравоохранения; слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова organon — орудие, инструмент.

Слово орган имеет несколько значений: 1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному — образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии.

Орган - духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову орган — организация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм, организованно, организованность, органика, органический, органичный и т. д.

К слову орган - органист, органистка, органчик, органный.

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т. е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (Словосочетание —

два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и

грамматически.)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода, погода в апреле. Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите в каждом словосочетании основное и зависимое слово, тип словосочетания.

Сыграть В волейбол, ответить урок, ра...читывать время, книжная полка, пять тетрадей, очень хорошо, интересная книга, каждый из нас, учить грамоте, соч...нение абитуриента, учиться хорошо, ответ отличника, доклад д...ректора, приходить рано, дорога в Москву, букет из роз, отдыхать увлекательное пут…шествие, пятый урок,тот вечер, оди…адцатый вагон, шашлык по-кавказский, прочита...ая книга, нужный людям, извес…ный в стране, по-юному теплый, готовый помочь, кто-то в черном, некоторые из тех, пятый по списку, три товарища, весьма полезно, поздно ночью, очень инт…ресно, низко над землей, дальняя дорога.

3.Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части.

Так, около дома не является словосочетанием, это существительное

логом, а предлог - служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, летит и кружится — два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. Ветер стих не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний.

Грамматическая форма словосочетания — это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение — «прил. + сущ», преодолеть препятствие — «глаг. + сущ», увлекаться спортом — «глаг. + сущ.», слишком быстро — «нареч. + нареч.» и т. д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе — «прил. + предлог + мест. в Д. п.». Местоимение выражает

зависимость от главного слова формой падежа, которая не изменяется при

изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т. д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на

именные (главное слово — имя существительное, имя прилагательное, имя

числительное, местоимение), глагольные (главное слово — глагол или его

формы) и наречные (главное слово — наречие).

IУ. Закрепление изученного материала.

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам.

2. Упр. 2. Перепишите. Устно назовите типы словосочетаний. Вставьте

пропущенные буквы.

Чудесен вечер в весе...ем лесу. Над головою охотника на золоте неба

чётко ч...кан...ся тончайшее круж...во берёзовых веток, униза...ых почками,

готовыми разверну...ся. На голых вершинах берёз, как бы состязаясь между

собою, заливаю...ся прилётные гости-дрозды. Сорвавшись с болотца, поднялся стрелою, заиграл в небе баранчик-бекас. Тихо опуска...ся над лесной опушкой вечер.

(И. Соколов-Микитов.)

V. Словарная работа.

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

VI. Обобщение.

VII. Домашнее задание. Упр. 3, 4.

Упр. 3. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите способы связи слов в словосочетаниях.

Писать (книга), (тёплый) вода, (бурный) море, выйти (комната), ехать (поезд), пять (товарии)), дороже (жсизнь), недовольство (группа), отчёт (директор), успех (бригада), смеяться (по, детский), тише (вода), быстрее (ветер), вдали (родина), пятый (строй), двое (стена), трое (сани), обе (дочь).

Упр. 4. Перепишите, укажите основные группы словосочетаний и способы

связи слов в них. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

На склоне (н...) высокой, покрытой зелёным лесом сопк... стоит человек. Он среднего роста, у него светлые, чуть в..ющиея волосы. На нём брезентовый с откинутым капюш...ном плащ, надетый поверх ватника, и высокие резиновые сапоги, облепле...ые рыб...ей чешуёй. Человек пристально всматрива...ся в море. Здесь, между берегом и волнорезом, поднимающ...ся на метр из воды, море совсем спокойное, точно тихий пруд где (нибудь) под Рязанью или Орлом. Человек напряж...о вглядывае...ся в море. Цвет воды меня...ся у него на глазах. Из ч...рной она пр...вращается в серую, потом в голубоватую. Это слабые отблески розовеющ... над сопками неба. Там, за сопками, будто разгора...ся огромный костёр.

(А. Чаковский.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Строение и грамматическое значение словосочетаний

Автор: Бейсембаева Бибигуль Халбековна

Дата: 12.06.2019

Номер свидетельства: 514541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Открытый урок "Способы подчинительной связи в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-sposoby-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "159994"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421992065"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Строение и грамматическое значение предложения "
    ["seo_title"] => string(59) "stroieniie-i-ghrammatichieskoie-znachieniie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "112301"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408497323"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок русского языка на тему: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_na_tiemu_poniatiie_o_sintaksisie_i_punktuatsii_slovosochie"
    ["file_id"] => string(6) "386473"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485947292"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок русского языка на тему:" Способы связи слов в словосочетании" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-sposoby-sviazi-slov-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "217041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433226021"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок на тему "Мировой язык современности""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mirovoi_iazyk_sovriemiennosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "446503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514203611"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства