Просмотр содержимого документа
«Страдательные причастия прошедшего времени»
Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о страдательных причастиях прошедшего времени.
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.
Демонстративный материал: эталоны для самопроверки
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
( П.Чесноков).
- О чем идет речь в данных строчках?
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Сегодня мы продолжаем изучение темы « Причастие» (работа в группах)
- Повторим, что мы знаем о причастии?
1 ряд готовит ответы на вопросы:
- Что такое причастие?
- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?
- Что такое причастный оборот?
2 ряд готовит ответы на вопросы:
- Каким членом предложения является причастный оборот?
- Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
3 ряд готовит ответы на вопросы:
- Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
- Как образуются страдательные причастия настоящего времени.
3. Выявление места и причины затруднения
А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы, и выполним индивидуальную работу. Пред вами карточка №1, ваша задача следующая: списать, вставляя пропущенные буквы (работа по карточке №1).
Не забываем вносить полученную оценку в соответствующий столбец в листе самооценки (у каждого на партах).
ФИ учащегося
Карточка №1
Оценивание:
«5»- 0 ошибок
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-5 ошибок
«2»- 6 и более ошибок
Упражнение 124
Оценивание:
«5» - 0-1 ошибка
«4»- 2-5 ошибок
«3» - 6-12 ошибок
«2» - 13 и более ошибок
Карточка №2
Оценивание:
«5»- 0 ошибок
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-4 ошибок
«2»- 5 и более ошибок
Тест
Оценивание:
«5»- 0 ошибок
«4»- 1-2 ошибки
«3»- 3-5 ошибок
«2»- 6 и более ошибок
Итоговая оценка (выставляет учитель)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Итак, ребята, про какие причастия мы вспомнили? (действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени)
- Как они образуются? (действительные причастия настоящего времени – от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.) и –ащ-, -ящ- (2 спр.); действительные причастия прошедшего времени – от глаголов совершенного и несовершенного видов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –вш- и –ш-; страдательные причастия настоящего времени – от переходных глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ем-, -ом- (1 спр.) и –им- (2 спр.)).
- Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили? ( о страдательных причастиях прошедшего времени)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? (Страдательные причастия прошедшего времени) (число, тема, классная работа записываются в тетрадь).
Сформулируем цели урока:
Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях;
Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.
5 этап. Реализация построения проекта.
Сейчас мы обратимся к учебнику, страница 55 §21. Рассмотрите таблицу. Подумайте, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -НН-, а к каким - -ЕНН-(-ЁНН-)?
Предполагаемый ответ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и –т-.
При помощи суффикса –нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный.
6. Этап первичного закрепление с проговариванием во внешней речи.
Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):
(комментирует учитель): увенчать – увенчанный
сшить – сшитый
поразить – пораженный
Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.
(на доске)
Убрать - напечатать - разработать-
Застеклить - окружить - проложить-
Обмануть - сжать- размолоть-
Для того чтобы упорядочить знания о суффиксах причастий, предлагаю вам заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. Работаем в паре. Ваша задача заполнить эту таблицу. Посмотрите внимательно, что именно требуется внести в нее и запишите. Можете воспользоваться таблицами на страницах 47, 50, 52, 55.
Причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Действительные
От глаголов I спряжения
От глаголов II спряжения
Страдательные
В результате у вас должна получиться вот такая таблица: (на экране). Если есть недочеты, то исправьте.
Причастия
Настоящего времени
Прошедшего времени
Действительные
От глаголов I спряжения
От глаголов II спряжения
-вш-, -ш-
-ущ-, -ющ-
-ащ-, -ящ-
Страдательные
-ем- (-ом-)
-им-
-нн- (-н-), -енн- (-ен), -т-
- А сейчас выполним упражнение 124 самостоятельно в тетрадях. Уточню задание: в тетрадь записываем только образованные причастия, глаголы, от которых невозможно образовать, записываем. Предложения составлять не будем.
- Проверим, как вы справились с заданием (устно, по цепочке называют причастия, при необходимости исправляют):
- Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Но вы, наверное, устали, поэтому предлагаю выполнить небольшую физкультминутку.
Встали дружно на зарядку
Все в шеренгу по порядку.
Для начала головой
Повернули раз, другой.
Три-четыре повернулись
И соседу улыбнулись
Упражнение для рук:
Правой, левой сделай круг.
Повторим мы все два раза –
Ведь зарядка не проказа.
Приседаем раз, два, три.
Эй, в окошко не смотри.
Руки поднимаем в небо,
На носочки привстаем –
Шаг вперед – назад идем.
Повторим четыре раза
И начнем учиться сразу.
- Сейчас предлагаю вам рассмотреть упражнение 126: проанализировать таблицу и вспомнить написание Н и НН в прилагательных.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Выполните задания по карточке №2. Не забываем после проверки ставить оценки за вашу работу в листы самооценки.
Карточка №2
Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.
Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.
Шаблон для проверки
Карточка №2
Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.
Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Для того, чтобы отработать практику применения новых знаний, выполните тест.
ТЕСТ
Вопрос 1. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) покинутый
2) равномерные
3) грациозный
4) плывущие
Вопрос 2. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) мальчишечьи
2) прерываемый
3) лечащий
4) сказанный
Вопрос 3. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) постоянное
2) занятый
3) развеваемый
4) растущее
Вопрос 4. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) вымышленный
2) машущая
3) лучший
4) освещаемый
Вопрос 5. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) величественные
2) преодолеваемый
3) взятые
4) спеющий
Вопрос 6. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) истинный
2) наилучший
3) стелющийся
4) приглушённый
Вопрос 7. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) непрекращающийся
2) затронутый
3) сегодняшнее
4) передаваемый
Вопрос 8. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) высшее
2) повторяющееся
3) созданный
4) прославляемый
Вопрос 9. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) благородный
2) намечаемая
3) расстилающаяся
4) раскрытый
Вопрос 10. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.
1) безусловное
2) обрабатываемый
3) увядающая
4) просеянный
Эталон проверки теста
ОТВЕТЫ. ТЕСТ.
1
4
2
1
3
4
2
3
4
4
9. Этап рефлексии:
- Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?
- Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?
Домашнее задание: §21, выучить правило. 1) упражнение 127 (обязательно для всех); 2) выписать из художественной литературы 5 предложений со страдательными причастиями прошедшего времени; 3) составить словарный диктант с действительными и страдательными причастиями (2 и 3 задания на выбор).
По листам самооценки вы можете судить, какой у вас средний балл за урок. Вы их сдаете мне, для того, чтоб я смогла поставить оценки.
Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось, и вы остались довольны! До свидания!