Просмотр содержимого документа
««буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»»
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Цели: познакомить учащихся с правописанием е-ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; закрепить полученные знания; продолжить формирование орфографических умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания: словарный диктант.
Претендовать на помощь, непрекращающийся ливень, аккуратно выполненная акварель, наполненный водой аквариум, выровненная поверхность, что-то неслыханное, священный долг, нечаянная радость, кованая лошадь, переведенный на многие языки, движимый чувством сострадания, поразительно острое зрение, таинственный силуэт, доставленный вовремя пакет, движущаяся колонна, присутствовать на заседании.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа по новой теме.
1. Анализ выделенных в предложениях слов.
1) Под густым северным ветром склоняются вершины и глухо шумят иссеченные осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.
2) Невысокое солнце глядело во все око на разукрашенную в иней плакучую березу.
– Поставьте ударение в выделенных словах.
– Сформулируйте правило написания е-ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
– Замените полные страдательные причастия на краткие:
иссечённый – иссечён;
разукрашенный – разукрашен.
– Сравните правописание и произношение гласных в суффиксах полных и кратких причастий. Что вы заметили?
2. Чтение правила на с. 70.
3. Выборочный диктант (на доске и в тетрадях): выписать словосочетания (прич. оборот);
1) Рабочей клянемся, что вечно в наших сердцах будет огонь революции.
2) Ты печальной вошла,
3) Месяц, месяц, мой дружок,
4) Он не представлял себе мысли вне фронта и сейчас ехал в Крым, где разгорались
5) За нами тащилась с зажженным фитилем.
6) Погожими утренними зорями там, где когда-то не затихали бои, окопы и как серебряной сеткой, затянуты паутиной.
7) В парке дружно зазеленели
8) Свеча была погашена.
9) удалось быстро исправить.
4. Выполнение упражнения 139 (по цепочке – на доске и в тетрадях).
V. Закрепление.
1. Вспомните правило написания о и е после шипящих и ц в существительных и прилагательных.
2. Комментированное письмо.
Объяснить написание о и е после шипящих и ц.
Глянцевитая бумага, превосходный танцор, склониться над колодцем, пунцовые губы, с ожесточенным сердцем, камышовая крыша, милая девчонка, погрозить пальцем, получить письмецо, идти с отцом, молодцеватый вид.
3. Выполнение упражнения 142 (на доске).
Распределить слова по видам орфограмм на месте пропусков: устно объясните условия выбора букв о, е, ё после шипящих.
Двое учеников во время выполнения учащимися упражнения работают по карточкам.