kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Страдательные причастия прошедшего времени.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка знакомит учащихся с образованием страдательных причастий прошедшего времени.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Страдательные причастия прошедшего времени.»

Русский язык. 7 класс

Дата:

Тема: Страдательные причастия прошедшего времени.

Цели урока: повторить действительные и страдательные причастия, их отличия; повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени; познакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени

Задачи: 
- образовательные:

Повторить сведения о причастии как о части речи. Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота запятыми. Повторить действительные и страдательные причастия, их отличия; повторить образование и правописание действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего времени. Ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени. Учить образовывать страдательные причастия прошедшего времени .

- развивающие:

Развивать память, мышление, речь.

Развивать логическое мышление;

Развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).

- воспитательные: 

Воспитание любознательности, культуры умственного труда; формирование самостоятельности мышления, навыков самоконтроля Воспитывать внимание к слову. Воспитывать в детях уважение друг к другу. 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности;

Метапредметные:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий;

Предметные: знать способы образования причастий, уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий.

Тип урока: изучение нового материала.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языка. ноутбук, проектор, презентация, индивидуальный раздаточный материал.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

2. Фронтальный опрос.Устно

Прием «Верные – неверные утверждения»

- Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно)

- Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно)

- Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно)



- Верно ли, что  правописание суффиксов  действительных причастий прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)(если основа оканчивается на гласный + ВШ.игравший.а если на согласный--+Ш несший)

- Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно)

( зависит от спряжения.читать(1)-читаЕМый.видеть(2)- видИМый.)

- Почему два последних утверждения неверные? (ответы детей). Оцените свою работу.

3.Распределительный диктант

Распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы.

- Какое это причастие?

- Какого времени?

- От чего зависит правописание суффикса?

- Назовите глагол в начальной форме.

- Определите, какую букву нужно вставить.

1)Дремл…щий великан; 2)исполня…мая хором песня; 3))туман, расстила..щийся  над рекой; 4) море, успокои…ееся после бури; 5) едва вид..мое во мгле; 6) строи…ая школу бригада.

Ключ.

Действительные причастия настоящего времени: 1,3

Действительные причастия прошедшего времени: 4.6

Страдательные причастия настоящего времени: 2,5


Показывают тетради с д/р,







Отвечают на вопросы учителя

























Выполняют работу, проверяют по ключу




























3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

4.Синтаксическая пятиминутка.

Спишите. Расставьте знаки препинания и сделайте разбор предложения по членам.

За окном лил косой дождь, гонимый сильным ветром.

Дать определение причастного оборота и постановке знаков препинания при причастном обороте

5.Составь словосочетание. (Взаимопроверка)

От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подберите к ним существительные. Обозначьте окончания глаголов и суффиксы причастий.

разбирают – (разбираемое предложение)

отправляют – (отправляемое письмо)

видеть – (видимые звезды)

слышать – (слышимый звук)






Работа с текстом.

- Какое настроение у вас рождают эти строки?

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне      пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин,   раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва,    опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли,   пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу,  расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом».

Беседа

- Какое настроение у вас рождают эти строки?

- Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»?

- Почему автор использует много прилагательных, причастий?

- Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса?

Задание: прочитайте текст, знаком «+» отметьте те причастия, правописание суффиксов которых вам известно, и знаком «-», которых неизвестно.


Обсуждение по вопросам:

  1. Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие)

  2. В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов?

  3. Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?)

  4. Выпишите их.

Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная

  1. От каких глаголов они образованы? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

- Сформулируйте тему урока?

- Определите цели и задачи урока?















































Работают с текстом, отвечают на вопросы, читают текст, используя маркировочные знаки, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.



Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы.

4. Первичное закрепление

Составление таблицы.(слайд)

Работа по учебнику стр.40.Чтение орфограммы №68

1. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)

2. С помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-)

Учитель: Перед суффиксом –ЕНН- (ЁНН-) часто происходит чередование согласных. 



Вывод

Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. (таблица записывается в тетрадь для правил)

От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

-нн- (от глаголов на –ать-, -ять-)

основа глагола неопр. Ф. + 

-енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь)

Упр.1. Образовать от диктуемых глаголов причастия.

Заметить - замеченный т//ч

Вырастить - выращенный ст//щ

Наладить- налаженный д//ж

Победить - побежденный д//жд

Упр.88. (учебник) Групповая работа.Образовать причастия опираясь на изученный материал. Эстафета по рядам.(5 б.)




Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.





















Записывают слова, выделяют их суффиксы, объясняют написание.

Выполняются в виде эстафеты на листочке.


5. Физкультминутка

Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – тянем руки вверх:

Плескавшийся, забитый,сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый, построенный,

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Работа в паре (по карточке)Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.(5б.)

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Шаблон для проверки

Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.




ТЕСТ(5б)

1.Укажите СППВ

1) покинутый 2) равномерные

3) грациозный 4) плывущие

2.Укажите СППВ

1) мальчишечьи 2) прерываемый

3) лечащий 4) сказанный

3.Укажите СППВ

1) постоянное 2) занятый

3) развеваемый 4) растущее

4.Укажите СППВ

1) вымышленный 2) машущая

3) лучший 4) освещаемый

5. Укажите СППВ

1) величественные 2) преодолеваемый

3) взятые 4) спеющий

Ключи: 1, 4, 2, 1, 3

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары.






7. Домашнее задание

Составить словарный диктант с действительными и страдательными причастиями


Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.

Оценивает обучающихся, выставляет отметки.

- От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида)

- С помощью каких суффиксов? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-.

Рефлексия «Смайлики»

Анализируют свою деятельность










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Страдательные причастия прошедшего времени.

Автор: Карелина Оксана Петровна

Дата: 01.11.2020

Номер свидетельства: 562105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stradatiel-nyie-prichastiia-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "144211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418666353"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
    ["seo_title"] => string(87) "bukvyieioposlieshipiashchikhvsuffiksakhstradatielnykhprichastiiproshiedshieghovriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "273695"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452259525"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Урок русского языка "Страдательные причастия прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-russkogho-iazyka-stradatiel-nyie-prichastiia-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "185989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426262529"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "«буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»"
    ["seo_title"] => string(80) "bukvy_e_io_posle_shipiashchikh_v_suffiksakh_stradatelnykh_prichastii_proshedsheg"
    ["file_id"] => string(6) "580513"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621108799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства