2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з 2. Фронтальный опрос.Устно Прием «Верные – неверные утверждения» - Верно ли то, что причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию? (верно) - Верно ли то, что причастие имеет морфологические признаки глагола и прилагательного? (верно) - Верно ли, что ПО, стоящий после определяемого слова, выделяется на письме запятыми? (верно) - Верно ли, что правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени зависит от спряжения глагола? (неверно)(если основа оканчивается на гласный + ВШ.игравший.а если на согласный--+Ш несший) - Верно ли, что правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени зависит от гласной глагольной основы? (неверно) ( зависит от спряжения.читать(1)-читаЕМый.видеть(2)- видИМый.) - Почему два последних утверждения неверные? (ответы детей). Оцените свою работу. 3.Распределительный диктант Распределите причастия по группам, вставьте пропущенные буквы. - Какое это причастие? - Какого времени? - От чего зависит правописание суффикса? - Назовите глагол в начальной форме. - Определите, какую букву нужно вставить. 1)Дремл…щий великан; 2)исполня…мая хором песня; 3))туман, расстила..щийся над рекой; 4) море, успокои…ееся после бури; 5) едва вид..мое во мгле; 6) строи…ая школу бригада. Ключ. Действительные причастия настоящего времени: 1,3 Действительные причастия прошедшего времени: 4.6 Страдательные причастия настоящего времени: 2,5 | Показывают тетради с д/р, Отвечают на вопросы учителя Выполняют работу, проверяют по ключу |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | 4.Синтаксическая пятиминутка. Спишите. Расставьте знаки препинания и сделайте разбор предложения по членам. За окном лил косой дождь, гонимый сильным ветром. Дать определение причастного оборота и постановке знаков препинания при причастном обороте 5.Составь словосочетание. (Взаимопроверка) - От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени, подберите к ним существительные. Обозначьте окончания глаголов и суффиксы причастий. разбирают – (разбираемое предложение) отправляют – (отправляемое письмо) видеть – (видимые звезды) слышать – (слышимый звук) Работа с текстом. - Какое настроение у вас рождают эти строки? Красив и печален русский лес в ранние осенние дни! На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной. Идешь по такому лесу, расцвеченному красками, и поэтическим чувством наполняется душа. Наступила удивительная пора, недаром названная в народе «бабьим летом». Беседа - Какое настроение у вас рождают эти строки? - Как понимаете фразу «и поэтическим чувством наполняется душа»? - Почему автор использует много прилагательных, причастий? - Какие изобразительно-выразительные средства рисуют картину красивого и печального русского леса? Задание: прочитайте текст, знаком «+» отметьте те причастия, правописание суффиксов которых вам известно, и знаком «-», которых неизвестно. Обсуждение по вопросам: Правописание суффиксов каких причастий вам известно? (пожелтевшей, опавшая, пролетающие) В каких причастиях вы не можете объяснить правописание суффиксов? Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) Выпишите их. Раскрашенных, наполненном, расцвеченному, названная От каких глаголов они образованы? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени. - Сформулируйте тему урока? - Определите цели и задачи урока? | Работают с текстом, отвечают на вопросы, читают текст, используя маркировочные знаки, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы. |
4. Первичное закрепление | Составление таблицы.(слайд) Работа по учебнику стр.40.Чтение орфограммы №68 1. От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида) 2. С помощью каких суффиксов они образуются? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-) Учитель: Перед суффиксом –ЕНН- (ЁНН-) часто происходит чередование согласных. Вывод Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. (таблица записывается в тетрадь для правил) От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида -нн- (от глаголов на –ать-, -ять-) основа глагола неопр. Ф. + -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) Упр.1. Образовать от диктуемых глаголов причастия. Заметить - замеченный т//ч Вырастить - выращенный ст//щ Наладить- налаженный д//ж Победить - побежденный д//жд Упр.88. (учебник) Групповая работа.Образовать причастия опираясь на изученный материал. Эстафета по рядам.(5 б.) | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Записывают слова, выделяют их суффиксы, объясняют написание. Выполняются в виде эстафеты на листочке. |
5. Физкультминутка | Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – тянем руки вверх: Плескавшийся, забитый,сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый, построенный, | Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль | Работа в паре (по карточке)Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.(5б.) Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой. Шаблон для проверки Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой. ТЕСТ(5б) 1.Укажите СППВ 1) покинутый 2) равномерные 3) грациозный 4) плывущие 2.Укажите СППВ 1) мальчишечьи 2) прерываемый 3) лечащий 4) сказанный 3.Укажите СППВ 1) постоянное 2) занятый 3) развеваемый 4) растущее 4.Укажите СППВ 1) вымышленный 2) машущая 3) лучший 4) освещаемый 5. Укажите СППВ 1) величественные 2) преодолеваемый 3) взятые 4) спеющий Ключи: 1, 4, 2, 1, 3 | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары. |
8. Подведение итогов, рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки. - От каких глаголов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида) - С помощью каких суффиксов? (они образуются с помощью суффиксов –ЕНН-, -НН-, -Т-. Рефлексия «Смайлики» | Анализируют свою деятельность |