kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Стили и типы речи", конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой итоговое повторение изученного о стилях и типах речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Стили и типы речи", конспект урока»

Тема урока: «Стили речи».

Тип урока: комбинированный, урок закрепления знаний.

Технологии: личностно-ориентированная, групповая.

Цели:

1) тренировка практического умения определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста;

2) проверить основные знания, умения и навыки учащихся, полученные ими в процессе изучения данной темы;

3) формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи которых автор достигает реализации своего замысла;

4) нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

«Речь — удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Георг Гегель

Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.

2. Проверка Д.З.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим умение определять стиль речи текста, повторим изученное.


3. Словарная разминка “Узнай слово”.
Задание: по лексическому значению определить задуманное слово. (Фронтальный опрос).

  1. Разговор двух или более лиц (диалог).

  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).

  3. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль ( рассуждение).

  4. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей или слушателей через средства массовой информации (публицистический).

  5. Стиль речи, цель которого сообщение и передача деловой информации (официально-деловой).

На прошлых занятиях мы знакомились с понятием текста и типами речи. Давайте вспомним изученное.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое текст?

  2. Каковы признаки текста?

  3. Какие виды связи предложений в тексте знаете? Приведите примеры?

  4. Какие типы речи вам знакомы? В чем их особенность?

Творческая работа – создание текста

1 ряд – описание внешности преподавателя. 2 ряд создает текст повествование «Мое утро», 3 ряд – рассуждение «Зачем нужно знать родной язык?»

Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете. Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении

Проверка ДЗ (записка родителям)

1 ЗАДАНИЕ НА ЛИСТЕ

Задание 1. Найдите верное соответствие из правого столбика, характеризующее верно стиль речи, находящийся в левом. Все характеристики перемешаны.


1.Художественный стиль

А. Сфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми. Языковые средства: много междометий, частиц, ограниченное употребление книжной лексики, много просторечной лексики. Богатство интонации. Необходимо видеть и слышать собеседника.

2.Публицистический стиль

Б. Сфера употребления – язык художественной литературы. Цель использования – создание художественного образа, эмоционально-нравственное воздействие на читателя. Отличается образностью, богатством языковых средств.

3.Научный стиль

В. Сфера употребления – стиль радио, телевидения, газетных и журнальных статей. Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя.

4.Официально-деловой стиль

Г.Сфера употребления – официальная обстановка (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Цель – сообщение, информирование.

5.Разговорный стиль

Д. Основные признаки – точность, логичность, отвлеченность и обобщенность, отсутствие художественного вымысла, объективность, наличие только достоверных фактов. Цель – сообщение научной информации.

1-Б, 2-В, 3-Д, 4-Г, 5-А

НАУЧНЫЙ

Стиль логичный, объективный, в нём – прямое слов значенье.

Применяем эффективно в описании явленья.

Образности в стиле нет, тропы – не в участии.

В центре не один предмет, а общее понятие.

Можем мы всегда узнать стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -.. Научный!

У доски:

Амнезия – потеря памяти

Инсульт – кровоизлияние, удар

Коллапс - шок

Гепатит - желтуха

Лейкоцитоз - белокровие

Гипертония – повышение давления

Кардиалгия – боль в сердце

Отит – воспаление уха

Диатез - аллергия

Сепсис – заражение крови

Акушерство – родовспоможение.

ЗАДАНИЕ НА ЛИСТЕ

2. Определите верно стиль речи у данных отрывков.

НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

 

  • Береза 
     Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями. (Толковый словарь русского языка.)
    Род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Сев. полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйств, значение имеют Б. бородавчатая и Б. пушистая.

(Большой энциклопедический словарь.)

 2.
Белая береза 
 Под моим окном 
 Принакрылась снегом, 
 Точно серебром. 
 На пушистых ветках 
 Снежною каймой 
 Распустились кисти 
 Белой бахромой. 
 И стоит береза 
 В сонной тишине, 
 И горят снежинки 
 В золотом огне.
С. Есенин.

У доски:

Продрогшая а…ея смотрит серо,

Ее р…сницы - мокрые листы –

Др…жат. Все пот…ряло веру В тепло.

Глаза домов пусты. С. Кобозева

Найдите языковые средства, которые создают художественный образ непогоды.

Как передана стремительность дождя, динамика движения?

Какие ещё образы создают эту удивительную поэтическую зарисовку? «продрогшая аллея» (…) «ресницы - мокрые листы» (…) «глаза домов» (….).

Стр. 188 упр. 255 (устно) тропы

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

ЗАДАНИЕ 3 Определите тип и стиль речи следующего текста.
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его “белой вороной”, будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: “Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле”.
Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. ( Д.С. Лихачев)

Жанры стиля? Реклама белого халата.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Какие клише вы услышали в тексте стихотворения?

Директору

от Иванова Николая

из группы СД16-2

Заявление

Обращаюсь к вам в надежде на то, что вы будете снисходительны ко мне и позволите мне чуть-чуть пораньше (чем мои одногруппники) сдать сессию. Очень мне нужно вылечить одно пренеприятное заболевание, которое не даёт мне покоя вот уже целый месяц.

Заранее благодарю вас. Николай

РАЗГОВОРНЫЙ

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

«Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо‑Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.

Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

1. Хамите.

2. Xo‑xo! (Выражает, в зависимости от обстоятельств: иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

3. Знаменито.

4. Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

5. Мрак.

6. Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «жуткая встреча».)

7. Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

8. Не учите меня жить.

9. Как ребенка. («Я бью его, как ребенка», — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка», — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

10. Кр‑р‑расота!

11. Толстый и красивый. (Употребляется как характеристика неодушевленных и одушевленных предметов.)

12. Поедем на извозчике. (Говорится мужу.)

13. Поедем в таксо. (Знакомым мужского пола.)

14. У вас вся спина белая. (Шутка.)

15. Подумаешь.

16. Уля. (Ласкательное окончание имен. Например: Мишуля, Зинуля.)

17. Ого! (Ирония, удивление, восторг, ненависть. радость, презрение и удовлетворенность.)»

Беседа:

  1. Из какого произведения отрывок?

  2. О чем говорит словарный запас героини?

  3. Показателем чего является словарный запас?

  4. Что можно сказать о словах, используемых в речи героини? (междометия)

  5. Произнесите слова «»ОГО» и «ХО-ХО» с указанными в тексте различными чувствами.

Составьте диалог «Встреча двух друзей после зачисления в медколледж».

Тест (10 вопросов по 0,5 балла за ответ)

Текст 1. Казаков Дмитрий, ученик 9класса, учится в  школе №154 с 1 класса...

Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень классный попутчик...

Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово «родной» –волшебное слово. Оно дает тепло и любовь.

Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. Берегите землю!

Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...

Текст 6. Довожу до Вашего сведения, что студентами групп СД16 был проведен субботник

Текст 7. Говорить я могу хоть до завтра, а примись писать, бог знает что выходит.

Текст 8. Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт алимфатического ряда.

Текст 9. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Текст 10. Твердое тело, состоящее из монокристаллов, называют поликристаллическим.

Ответы: 1-5. 2-4, 3-3, 4-3, 5-1, 6-5, 7-4, 8-2, 9-1, 10-2.

  1. Художественный

  2. Научный

  3. Публицистический

  4. Разговорный

  5. Официально-деловой

ИТОГ

  1. Зачем изучаем стилистику?

  2. Что узнали нового?

Нужно ясно понимать, что задача не простая.

Мысль словами выражать – суть стилистики такая.

Диссертация, беседа, речь, статья или роман?

Заявление на соседа, что устроил балаган.

В языке во всём система. Ни к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма, нужно стили речи знать!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Стили и типы речи", конспект урока

Автор: Новикова Елена Александровна

Дата: 10.06.2017

Номер свидетельства: 421293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-5-klass-povtorieniie-sviedienii-o-tipakh-i-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "235378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443698521"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Текст: «Стили речи. Типы речи»"
    ["seo_title"] => string(28) "tekst_stili_rechi_tipy_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "530626"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575653891"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Комплексный анализ текста. Конспект урока русского языка. Презентация."
    ["seo_title"] => string(76) "komplieksnyi-analiz-tieksta-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "256732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448204123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Культура речи. Публицистический стиль". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-7-klassie-po-tiemie-kul-tura-riechi-publitsistichieskii-stil"
    ["file_id"] => string(6) "224212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438600447"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства