Просмотр содержимого документа
««Стихи и песни о Великой Отечественной войне»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Глубоковская основная общеобразовательная школа»
Конспект
открытого урока
по литературе в 8 классе
Тема:«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Учитель: Исаева Н.В.
2010 г.
Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
развивать познавательные способности учащихся, навыки выразительного чтения;
воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, подвиг своего народа, интерес к истории страны, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, портреты писателей военных лет, записи песен военных лет, видеофильмы (документальные), выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
За свою историю много бед претерпела русская земля. Кто только не нападал на Русь, и всегда русские богатыри давали отпор ненавистным врагам. Поэты и писатели старались отразить тему войны в своем творчестве. Они воспевали храбрость и мужество своих защитников. В двадцатом веке нашей стране не удалось избежать этих страшных событий. Произведения, написанные о войне, обладают силой документа – прямого свидетельства непосредственного участника событий. Своей эмоциональной силой художественные произведения способны воскресить минувшие события, сделать их живыми. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством писателей-фронтовиков, выясним, какое значение имели и имеют стихи военной тематики в жизни людей, осмыслим подвиг и трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Беседа с классом.
На уроках литературы в 5-7 классах мы знакомились с произведениями о Великой Отечественной войне. Прочитали и прослушали множество стихов и песен, посвященных этим страшным событиям.
1. С творчеством каких поэтов, писавших о Великой Отечественной войне, мы знакомы?
1. Как вы думаете, сколько поэтов и писателей сражалось на фронте? (Свыше двух тысяч поэтов и писателей с оружием в руках сражались на фронте.)
2. Какую роль играла поэзия в те суровые годы? (В своих стихах и песнях поэты звали на бой с врагом, вдохновляли солдат, укрепляли веру в победу, помогали людям жить.)
3. Слово учителя.
Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Многие поэты были непосредственными участниками боевых сражений. Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами, у третьих (поэтов старшего поколения) Великая Отечесвенная война вызвала творческий подъём в тылу, в эвакуации.
Константин Симонов, Александр Твардовский, Булат Окуджава, Михаил Исаковский, Лев Ошанин, Расул Гамзатов и многие другие – каждый по-своему выразил сопричастность этим событиям. Дома вы должны были подготовить сообщения о поэтах, учили наизусть их стихотворения. Послушаем ваши выступления.
4. Сообщение учащейся. Константин Михайлович Симонов(1915-1979) (слайд)
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 (28) ноября 1915 в Петрограде в семье полковника Генерального штаба Михаила Агафангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. В 1919 году мать с сыном переехала в г. Рязань, где вышла замуж за преподавателя военного дела, бывшего полковника царской армии А.Г. Иванишина. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.
Окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. В 1938 году Константин Симонов закончил Литературный институт. К этому времени он уже подготовил несколько больших произведений. В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова. Первое стихотворение, которое принесло Симонову широкую известность, - «Генерал», было посвящено герою войны в Испании Матэ Залка. К началу войны он был признанным поэтом и известным военным корреспондентом. Уже на третий день после начала Великой Отечественной войны Симонов выехал из Москвы для работы в газете «Боевое знамя» 3-й армии в район Гродно. Через месяц он стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда», самой главной газеты военного времени, и оставался им до конца войны. За время войны он был почти на всех фронтах — от севера до юга. В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». За четыре года Симонов написал 5 сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьсы «Русские люди», «Так и будет», «Над каштанами Праги», дневники, которые впоследствии составили два тома собрания сочинений.
Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» После того, как в «Правде» было опубликовано стихотворение «Жди меня», посвященное любимой, красивой и талантливой женщине – актрисе Валентине Серовой, Симонов стал самым известным и почитаемым поэтом в стране.
5. Чтение учащимся наизусть стихотворения«Жди меня, и я вернусь...»
Стихотворение Константина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» о трудных днях отступления было обращено к сердцу каждого русского человека.
6. Чтение учащимся наизусть стихотворения«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
7. Аналитическая беседа с учащимися.
1. Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения стихотворения?
2. Какой теме посвящается это стихотворение?
3. Каким чувством оно проникнуто?
4. К кому обращается К. Симонов?
Учитель. Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт. Он был верным спутником К .Симонова. С ним поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения "Землянка", которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением. Все это произвело на Симонова неизгладимое впечатление.
5. Какую интонацию придает стихотворению обращение Симонова к своему фронтовому
другу?
6. Какие картины войны он рисует в этом стихотворении, как показан трагизм её первых дней?
7. Как поддерживалась вера в победу в душе наших солдат?
8. Как отражена в стихотворении сплоченность людей в борьбе против страшного врага?
9. Почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе?
10. Какие строки стихотворения кажутся вам самыми убедительными и впечатляющими?
8. Сообщение учащейся.
Когда окончилась война, Симонову не было и тридцати. Симонов не перестаёт заниматься творчеством. С середины 60-х гг. он создает замечательную трилогию о Великой Отечественной войне: «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето».
Константин Симонов умер в Москве в 1979 году. Он написал необычное завещание: развеять свой прах над теми местами, где он был живым свидетелем ожесточенных боев. В воздух поднялся самолет, прах писателя был развеян под Могилевом на Буйническом поле.
9. Сообщение учащегося. Константин Яковлевич Ваншенкин (1925-2012) (слайд)
Константин Яковлевич Ваншенкин родился 17 декабря 1925 года в Москве в семье инженера-химика Якова Борисовича (1892—1948) и учительницы немецкого языка Фаины Давыдовны (урождённой Шварц; 1902—1980). В 1942 году из десятого класса ушёл в армию. Служил главным образом в воздушно-десантных войсках, участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлечённый поэзией, перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького, который окончил в 1953 году. В этом же году вступил в КПСС (вышел в 1989). Первое стихотворение Ваншенкина, посвящённое освобождению Венгрии от фашистских захватчиков, было напечатано сразу после Великой Отечественной войны. А уже в 1951 году А. Т. Твардовский назвал его одним из лучших молодых поэтов, и в дальнейшем следил за его поэтической судьбой. Всего Ваншенкин издал более трёх десятков книг поэзии и прозы. В 60-70-е гг. К. Ваншенкин написал сборник рассказов «Армейская юность» (1960), повести «Большие пожары» (1964), «Во второй половине дня» (1966), «Воспоминания о спорте» (1977).
Он известен как автор многих популярных песен, авторами музыки большинства которых были Э. С. Колмановский и Я. А. Френкель. Эпизодически работал с Е. Э. Жарковским, В. С. Левашовым, А. И. Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» («организованная» Марком Бернесом, она стала визитной карточкой и поэта, и певца), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелётная погода».
С 1995 года Константин Ваншенкин получал пенсию президента РФ. Скончался 15 декабря 2012 года в Москве, не дожив 2 дня до 87-летия. Похоронен 22 декабря на Ваганьковском кладбище.
В годы Великой Отечественной войны стать солдатом пришлось и женщине. Она не только спасала, перевязывала, но и стреляла из «снайперки», подрывала мосты, ходила в разведку, брала “языка”, сражалась с врагом в небе. . Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Были среди них и женщины-поэты: Ольга Берггольц, Маргарита Алигер , Анна Ахматова, Светлана Алексиевич, Юлия Друнина.
12. Сообщение учащейся. Юлия Владимировна Друнина (1924-1991)
Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в 1924 году. В 1941г. Сразу после окончания школы, в первые дни войны, Юлия Друнина явилась в военкомат с требованием отправить на фронт добровольцем в действующую армию, и до конца 1944г. служила санинструктором в стрелковом, а потом в артиллерийском полку. Молодую девушку изначально не пускали к местам боевых действий. Находясь в тылу, она прошла курсы медсестер. Некоторое время работала в Районном обществе Красного Креста. В конце лета 1941 года немецкие войска начали активное наступление на Москву, Друнина была отправлена в район города Можайска для возведения оборонительных укрытий. Здесь во время нападения с воздуха ее отбросило от своей команды, и она «прибилась» к группе молодых бойцов, которым нужна была санитарка. Ю.В. Друнина вспоминала: «Я ушла на фронт совсем юной, санинструктором. Носила кирзовые сапоги, тяжелую шинель, спала на снегу; видела, как умирали от пуль и осколков... А что значит получить орден «За боевые заслуги»? Это значит вынести 15 тяжелораненых с поля боя. Да еще с личным оружием. Будь то винтовка, автомат или пулемет. Но я вынесла все тяжести, испытания.» После тяжелого ранения в 1943 году, когда осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии, Юлия вновь вернулась на фронт. За участие в военных действиях она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды – это было справедливое признание ее заслуг. В ноябре 1944 года в связи с контузией получила документ: «...негоден к несению военной службы». Демобилизована из армии по ранению. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихотворений Юлии Друниной. В 1955 году вышел её первый сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году — сборник «Ветер с фронта», в 1960 году — «Современники». В последующие годы печатаются новые сборники её стихотворений. В 1970-е годы вышли сборники: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году — «Бабье лето», в 1983 году — «Солнце — на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной — повесть «Алиска» в 1973 году, автобиографическая повесть «С тех вершин…» в 1979 году и публицистика. Но к каким бы сторонам жизни ни обращалась Юлия Друнина в своём поэтическом творчестве, тема прошедшей войны всегда оставалась в нём центральной. Ю. Друнина – автор сборников «Тревога», «Окопная звезда». Её стихотворение «Зинка» посвящено подруге-однополчанке Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой. Зинаида Самсонова – ровесница Ю.Друниной, тоже добровольно ушла на фронт. 86 советским женщинам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Одной из них была Зинаида Самсонова, геройски погибшая в 1944 году.
Слово учителя. Стихотворение «Зинка» одновременно лиричное, доброе и жёсткое, в нём звучит то песня-тоска по родному дому, то жёсткий военный марш. Ю. Друнина разделила стихотворение на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.
1. Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?
2. О чём говорят девчонки?
3. С какими чувствами героиня говорит о доме?
4. О каких событиях говорится во II части? Какие чувства они вызывают?
5. Как меняется настроение в III части по сравнению с I частью?
6. Каким предстаёт образ матери?
7. Почему же Зинка и другие такие же девчата, всеми правдами и неправдами прибавляли себе лишний год, чтобы пойти добровольцем на фронт; вели в атаку, спасали от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью; не думая о себе?
8. Какова жизненная позиция Зинки, Юльки, женщин, взявших в руки оружие?
15. Сообщение учащегося. Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) (слайд)
Ольга Федоровна Берггольц родилась 3 мая 1910 г. в Петербурге в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. В 1925 г. пришла в литературное объединение рабочей молодежи – “Смена” и встретила Б. Корнилова (первого мужа), с которым позднее училась на Высших курсах при Институте истории искусств и которого потеряла в годы репрессий. Она училась у таких преподавателей, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский. Окончила филологический университет и уехала в Казахстан, где работала в газете. Но в начале 1937 года ее судьба резко меняется, ее обвиняют в связях с “врагами народа”, но, к счастью, реабилитируют в 1939 г. В это время в ее поэзии появляется грусть и тоска. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Подобна тысячам ленинградцев, стойко переживала блокаду, и сумела выразить чувства и свои, и многих в своих стихах.
Её второй муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470.000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно ее слова:
Здесь лежат ленинградцы, Здесь горожане мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград. Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита Но знай, внимающий этим камням Никто не забыт и ничто не забыто.
16. Чтение учащейся наизусть стихотворения «В госпитале».
17. Слово учителя.
Война и песня… Что может быть общего между ними? Казалось бы, в такое трудное время не до песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, в бою, на привале… Песни всегда вдохновляли бойцов. Потому у многих в карманах гимнастерок рядом с фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Часто говорили, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия:
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой!
В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдат. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе. Песни военных лет трогают наши сердца величием подвига.
Уже на третий день войны по всей стране как призыв прозвучала песня Лебедева-Кумача «Священная война». Музыку к ней написал А. Александров. А. Александров писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…» С этой песней родные провожали солдат на фронт, на смертный бой с фашистами. Слова этой песни звучали как воинская присяга.
Звучит песня «Священная война» на фоне видеофильма.
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому, которого называют «Соловьиным чудом России». Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность обрел как поэт-песенник.
18. Сообщение учащегося. Михаил Васильевич Исаковский (1900-1973) (слайд)
Михаил Исаковский родился 20 января 1900 года в смоленской деревушке.Солдатскую шинель Исаковскому не позволила надеть тяжелая болезнь глаз. На его родине, Смоленщине, враги сожгли родительский дом. Поэт тяжело переживал, что не может сражаться на фронте. Но сердцем он был с товарищами. Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» и других мы узнаём об отправлении бойцов в поход. Поэзия Исаковского военных лет обладала большой мобилизующей силой. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта. Необычную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня «Катюша». Созданная в 1938 – 39 –х годах, в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже оккупировали Польшу и готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. Уже тогда, в те мирные, но уже пахнущие порохом времена «Катюша» была самой популярной из всех песен. Она имела многочисленные текстовые варианты (более ста). Кем только не была Катюша! И бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, и паращютисткой, и партизанкой, и санитаркой.
Звучит песня «Катюша» на фоне видеофильма.
Сообщение учашегося.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Васильевич находился в эвакуации в городе Чистополь. Здесь он создал стихи и песни, получившие всеобщее признание: “Провожанье”,”В лесу прифронтовом”, “Огонек”, “Ой,туманы мои…”, “До свиданья, города и хаты…” и другие. За цикл этих песен в 1943 году поэт удостоен Государственной премии. Стихотворение «В лесу прифронтовом» очень точно передаёт состояние воинов перед уходом в бой, их настроение. Словно и сам автор сидел с бойцами у костра перед атакой.
Но самым сильным, самым примечательным было написанное к концу войны стихотворение «Враги сожгли родную хату», ставшее впоследствии известнейшей песней. Перед нами история солдата-героя, который, пройдя со славой долгий путь войны, возвращается в родные края и ничего не находит, кроме пепелища на месте своей хаты и могильного холмика, укрывшего любимую жену.
Звучит песня «Враги сожгли родную хату»на фоне видеофильма.
Сообщение учащегося.
Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: «Летят перелётные птицы…», поэма «Песня о Родине», «Славься, Россия!», «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится», «Ой, цветёт калина».
Михаил Васильевич Исаковский получил государственные премии СССР за тексты песен: «Шёл со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и другие (1943) и за сборник «Стихи и песни» (1949). Награжден 4 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
19. Сообщение учащейся. Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959) (слайд)
Родился в русской глубинке Владимирской области в семье со старообрядческими корнями. Детские годы провел в доме деда Василия Васильевича Меньшова, крестьянина-аристократа, известного эксперта по льну, достигшего европейского признания. Семья Фатьянова была просвещенной. В доме был собственный кинотеатр и библиотека. Жили в двухэтажном особняке в центре г. Вязников. При жизни поэт Алексей Фатьянов, биография которого оборвалась в 40 лет, издал всего один сборник стихов. Но его творчество было известно широкой публике благодаря огромному количеству песен на его слова, ставших по-настоящему любимыми народом. Для его поэзии были характерны песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций. Поэт Михаил Матусовский писал о феноминальной песенности стихов А.Фатьянова: «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки».
Алексей Фатьянов встретил войну на Орловщине, где в составе Окружного ансамбля выступал на передовой, выполняя обязанности и артиста, и автора стихов, и режиссёра. Работа опасная, он даже был ранен, но всё равно рвался на фронт. С 1944 года поэт оказывается в действующей армии. За мужество в боях за освобождение Венгрии рядовой Фатьянов будет награждён медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Новое ранение вернёт его в состав ансамбля Краснознамённого Балтийского флота, где он и встретит окончание войны. За чтение стихов на огневой позиции и воодушевление бойцов в 1945 году награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». в 1995 году посмертно награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». Из стихов военных лет в копилку лучших произведений Великой Отечественной по праву вошли три его песни: «Соловьи» (1942), «На солнечной поляночке» (1942), «Давно мы дома не были» («Где же вы теперь, друзья-однополчане?», 1945), написанные композитором В. П. Соловьёвым-Седым, с которым он познакомится в Оренбурге.
Слово учителя.
Песня «Соловьи» станет любимой маршала Жукова, о чём он неоднократно расскажет в интервью, назовет «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. А поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам (Фатьянов) – помню слезы на глазах Твардовского.» Созданию этой песни послужит простой случай. Однажды на привале, когда бойцы вздремнули, вдруг пронзительно запел соловей. Этот кусочек мирной жизни настолько потряс Фатьянова, что впоследствии он написал стихотворение-песню.
Звучит песня «Соловьи» на фоне видеофильма.
Сообщение учащейся.
За свою недолгую творческую биографию поэт стал соавтором более 200 песен. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с В. П. Соловьёвым-Седым – 80 совместных произведений. Из неупомянутых, его композиторами были также М. Блантер, Ю. Бирюков, Ю. Милютин, А. Холминов. В 18 кинофильмах, вышедших на экран в те годы, звучали его песни.
III. Обобщение.
1. Заключительное слово учителя.
Прошли годы и десятилетия. Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким уважением слушают и поют песни, помогавшие громить врага.
Сегодня мы с вами лишь прикоснулись к теме «Поэзия войны», так как поэтов, писавших о событиях, происходящих в 1941-1945 годах, более тысячи. По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» 470 писателей не вернулись с войны. После войны, оставив большой след в поэзии о Великой Отечественной войне, ушли от нас поэты: Юлия Владимировна Друнина, Александр Трифонович Твардовский, Расул Гамзатов и другие.
Помните –
через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придет никогда,
Пожалуйста,
Помните…
2. Вопросы классу.
1. Какое впечатление у вас осталось от урока?
2. Каково значение лирики Великой Отечественной войны в наше время?
3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне?
4. Почему именно в военное время было написано много стихов и песен?
5. Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
6. Что больше всего вас затронуло?
IV. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне поэта, больше всего понравившегося вам.
2. Презентация «История песен о Великой Отечественной войне».