Урок-концерт в 6 классе, посвящен Великой Отечественной войне.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
В СТИХАХ РУССКИХ ПОЭТОВ
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны
- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями
- воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.
- развивать активность и самостоятельность мышления
Тип урока: урок совместного изучения
Оборудование:
- мультимедийный проектор, персональный компьютер
- запись песен военных лет
- тексты стихотворений.
- презентация
Оформление:
- плакат “Родина – мать зовет!”, плакат с датами,
- портреты поэтов военного периода.
Эпиграф к уроку
Люди!
Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоёвано счастье,-
пожалуйста, помните!
Р.Рождественский. Реквием.
Ход урока
1. Слово учителя
В этом году наша страна отмечает великую дату – 70 лет Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере своих близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия
Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача /звучит куплет песни/
Слайд1. (См. «Приложение)»
- Почему война названа «священной»?
(Ответы учеников)
- Это война за правое дело, за свою Родину, не наступательная, а освободительная.
Учитель
- Такая война – за свободу Родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – священный долг каждого человека.
У нас сегодня необычный урок, урок-концерт - «Великая Отечественная война в стихах русских поэтов»
Ученик
Константин Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжёлыми боями и большими потерями, оставляя врагу сёла и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову
(На фоне музыки «В лесу прифронтовом» звучит стихотворение К.Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины")
Слайд 2
(На фоне музыки «В лесу прифронтовом» ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
Учитель
В миллионах конвертов шло в тыл стихотворение Константина Симонова «Жди меня», шло без ссылки на автора – оно было личным письмом того, кто его посылал, оно было народным.
1 чтец
«Я вернусь», «Жди меня» - этими словами часто завершалось послание к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.
2 чтец
Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви (Лебедев-Кумач)
Ученица читает стих. И.Уткина "затишье"
Учитель:
Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен – гимнов любви и верности явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта своей жене Софье Кревс.
Слайд 3.
(звучит 1 куплет песни «Землянка»)
Ученик:
Алексей Сурков – автор этой тихой проникновенной песни. Трудный фронтовой ноябрьский день 1941 года под Истрой, когда воинам пришлось ночью после тяжёлого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. После всех передряг, промёрзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки.
Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константина Листова, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни.
Ученица:
Алексей Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли, просто рассказал жене, где находится, и какая обстановка…
«… Письма в стихах были одним из весьма распространённых и вовсе не литературных жанров самого тяжёлого периода Великой Отечественной войны» - так рассказывает о «Землянке» поэт Евгений Долматовский.
(Звучит 2 куплет песни «Землянка»)
1 ученик:
Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками.
2 ученик:
Из письма нашего земляка Фёдора Моисеевича Коншина матери Прасковье Ивановне.
28 октября 1944 года
«Дорогая мама!
Прими от меня мой чистосердечный привет и наилучшие пожелания в вашей жизни. Сам живу хорошо, воюю на территории Венгрии… Меня наградили орденом «Красной Звезды… Остаюсь жив и здоров. Ваш сын Федя
Слайд 4
3 ученик:
Наш земляк Коншин Фёдор Моисеевич погиб
4 ученик:
Пополнение мы, нам не спится
Может, в бой нынче нам на заре
А роса на рассвете искрится,
И под гулкие залпы орудий
Письма пишем любимым своим.
(Звучит 3 куплет песни «Землянка»)
1 ученик:
Из письма друга Коншина Ф.М. брату Василию Моисеевичу: «…У нас здесь весна в полном разгаре. Уже всё зеленеет, цветут вишни. Но всё какое-то чужое, холодное. … Мы очень далеко от своей любимой Родины. Но это ничего. Чем дальше уходим на запад, тем ближе к своей Родине, тем скорее наша встреча с родными близкими…
…Посылаю вам фотографию Феди. Он фотографировался, кажется, в ноябре 1944года. Это фото его последнего времени.
Напишите маме, чтобы она не горевала. …Пусть наберутся мужества и помогают нам быстрее разбить врага »
Слайд 5.
Слайд 6.
2 ученик:
Да, волнуют и трогают до слёз письма солдат матерям.
Чтец: Э.Асадов "Письмо с фронта"
Учитель:
«Письмо с фронта» написано поэтом-фронтовиком Эдуардом Асадовым в 1943 году.
4 мая 1944 года после тяжёлого ранения он навсегда потерял зрение. После войны Асадов с отличием окончил институт. Издано 25 его книг.
Ученик:
Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме.
Ученица:
Е.Благинина «Папе на фронт»
Слайд 7.
Учитель:
Пройдут годы, но солдатские треугольники, долгожданные гости времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в истории страны, в летописи огненных лет.
(Песня «Огонёк» слова Исаковского, музыка народная)
Поэт Давид Самуилович Самойлов родился в Москве. В начале войны был направлен на строительство оборонительных сооружений в Смоленской области. В августе 1942 года из военно-пехотного училища отправился на фронт. В звании старшего сержанта в составе моторазведроты с боями дошёл до Берлина.
Ученик:
Мы хотели, чтоб было лучше,
Потому и не знали страха.
Потому пробитое знамя
С каждым годом для нас дороже.
Хорошо, что случилось с нами,
А не с теми, кто помоложе! («Слава Богу! Слава Богу!»)
Ученик:
В другом стихотворении «Сороковые, роковые» отражён первый, самый тяжёлый период Великой Отечественной войны.
(Чтение стихотворения «Сороковые.» автором в записи)
Учитель:
Поэт ведёт с читателями задушевный разговор о пережитом и передаёт боль от того, что молодые годы его поколения, годы мечты, годы любви, надежды пришлись на период жестокой войны; одновременно мы чувствуем радостное оптимистическое настроение поэта, который гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.
(На фоне музыки «Журавли» исполняется учеником стихотворение С Орлова «Его зарыли в шар земной»)
Слайд 8
Учитель:
Это стихотворение Сергея Сергеевича Орлова можно назвать памятником Неизвестному солдату, Вечным огнём, зажжённым в его честь.
70 лет со дня Победы. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса. Из руин поднялись светлые города. Но никогда не сотрутся в памяти годы военные.
Нужно помнить всегда павших на боевом посту и живых, тех, кому удалось вернуться, пройдя нелегкие дороги войны. Сегодня все меньше и меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Обязанность молодых – хранить эту память, перенимать их опыт, ответственность за само существование человечества на Земле.
- Назовите, наших земляков- героев и участников войны.
Ответы учеников:
Герой Советского Союза – Губарев Пётр Стефанович
Герой Советского Союза – Михнев Гавриил Нестерович
Кавалер 3-х орденов Славы – Липилин Иван Семёнович
Учитель:
Наша Беловская земля взрастила 9 Героев Советского Союза, трёх полных кавалеров орденов Славы.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.
А. Твардовский.
Подведение итогов.
Я хочу поблагодарить вас, ребята, за сегодняшний урок и оценить ваши ответы и выступления на «отлично»
Задание на дом: подготовить сообщение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»