Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения имен прилагательных. Конспект урока»
Беллаш Елена Владимировна
МАОУ СОШ № 17
Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных
Цели урока:
1) знать значение имён прилагательных в форме сравнительной степени;
2) знать правила образования и изменения прилагательных в сравнительной степени;
3) знать случи чередования звуков при образовании простых форм сравнительной степени;
4) уметь образовывать формы сравнительной степени имени прилагательного;
5) совершенствовать навыки нормированного употребления форм сравнительной степени;
6) уметь редактировать тексты, в которых используются прилагательные в форме сравнительной степени
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Определение темы урока и его целей.
1. Запишите предложение.
2 человека у доски, остальные работают в тетради
2. Выпишите из предложения качественное прилагательное и произведите его морфологический разбор.
В зимние тихие ночи лунный свет колдует над полями пшеницы.
Тихие – прилагательное, (какой?), Н. ф. тихий. Качественное, употреблено в полной форме, в Вин. пад. множ. числе. Ночи (какие?) тихие. В предложении является определением.
3. Докажите, что прилагательное «тихие» является качественным. Какой из названных морфологических признаков имени прилагательного нами ещё не изучался? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Каковы цели сегодняшнего урока?
III. Знакомство со сравнительной степенью имени прилагательного.
Работа с учебником (устно) № 391
Прочтите задание.
Какие прилагательные в форме сравнения вы могли бы выделить? В качестве подсказки используйте таблицу, приведённую выше (старее, сильнее, увёртливее).
Какое из этих слов является устаревшим? Как мы сказали бы сейчас? К какой степени сравнения можно отнести данные слова (старее – старше; сравнительная степень)?
Какой признак обозначают прилагательные в сравнительной степени? Какое значение имеют прилагательные в сравнительной степени (Признак в большей или меньшей степени)? Как, в какой степени проявляется признак в сравнительных прилагательных?
По каким морфемным признакам можно определить, что прилагательные имеют форму сравнительной степени (по суффиксам, с помощью дополнительных слов).
Давайте познакомимся с суффиксами прилагательных в сравнительной степени. Переход к упр. № 392.
IV. Знакомство с суффиксами прилагательных в сравнительной степени.
№ 392 письменно.
В какой форме приведены данные прилагательные?
Запишите эти прилагательные, выделяя суффикс сравнительной степени (ее, е, ей). По одному человеку.
При помощи каких суффиксов образуется сравнительная степень имени прилагательного? К какой форме имени прилагательного нужно присоединить эти суффиксы, чтобы получить форму сравнительной степени (к начальной форме)? Давайте проверим это на примере слов из нашего упражнения (устно).
Какие изменения могут происходить в слове при образовании сравнительной степени (чередования)? Как называются подобные изменения? Назовите эти чередования
Как вы думаете, сравнительная степень прилагательного может образовываться только при помощи суффиксов? Переход к распределительному диктанту.
V. Знакомство со сложной сравнительной степенью.
Распределительный диктант. Выпишите только прилагательные, стоящие в сравнительной степени.
Большой, больше, веселый, весел, более весёлый, менее весёлый, страшен, утренний, огромный, глубокая, суров.
Какие прилагательные вы выписали?
Одинаково ли образуются эти прилагательные? В чём отличие в образовании этих прилагательных?
Назовите прилагательные, образующиеся с помощью суффиксов; с помощью дополнительных слов. Назовите эти дополнительные слова.
Данные способы образуют два типа сравнительной степени (простую и сложную). Как вы считаете, как образуется простая сравнительная степень; сложная сравнительная степень?
Какая из форм сравнительной степени может изменяться по родам, числам и падежам.
А сейчас давайте сами попытаемся образовать возможные формы сравнительной степени. Переход к упр. 394
VI. Отработка навыка образования форм сравнительной степени. № 394.
Письменно самостоятельно с дальнейшей проверкой.
1. Прочтите задание. Образуйте от данных слов сравнительную степень прилагательного в тех случаях. Когда это возможно?
Что необходимо выполнить в этом упражнении? От всех ли слов можно образовать форму сравнительной степени?
Менее дружеский, трагичнее, менее трагичный, более героический, звонче, менее звонкий, тоньше, тонкий, жарче, менее жаркий.
2. От какого прилагательного вы не смогли образовать форму сравнительной степени? Почему? Определите разряд этих прилагательных.
3. От каких прилагательных вы смогли образовать только сложную степень? Почему? Что общего в морфемном облике этих прилагательных? Какой вывод об образовании прилагательных в сравнительной степени можно сделать на основе данного упражнения?
Простую сравнительную степень не образуют бывшие относительные прилагательные с суффиксами –ов, -ск, -н, бывшие причастия с суффиксом –л: боевой, дружеский, кровный, горелый. Не образуют степеней сравнения также качественные прилагательные, которые обозначают постоянный признак: женатый, вдовый, хромой, вороной и др.
Вы научились составлять слова в сравнительной степени. Но важно не только составлять прилагательные в сравнительной степени, но и правильно употреблять эти прилагательные в речи или на письме в предложениях или тексте, стараясь избежать возможных ошибок. С некоторыми возможными случаями ошибок мы познакомимся, выполняя упражнение № 395. Переход к упражнению.
Определение того, каким членом предложения будут являться прилагательные в форме сравнительной степени (1 человек у доски с карточкой). Затем после выполнения упр. 395 класс по записям на доске определяет, каким членом предложения будет прилагательное в сравнительной степени.
Из двух зол выбирают меньшее.
В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки.
VIII Обобщение на основе заполнения раздаточного материала.
IX Тестовые задания (раздаточный материал)
Домашнее задание. П 104, № 396,
Сравните двумя способами:
– родниковую и речную воду по чистоте (чище – грязнее);
– планеты Солнце и Землю по величине (больше – меньше);
– растительность тундры и тайги по густоте (гуще – скуднее).
Творческое задание
Написать сочинение-миниатюру на тему: «А снег идет, идет…», используя прилагательные в сравнительной степени.
Название
Сравнительная
Превосходная
Особенность
Признак в большей или меньшей степени
Признак в одном предмете в набольшей или наименьшей степени
Примеры
Выше лучше
Высочайший
Форма
простая
сложная
простая
сложная
Образуются
Суффиксы
-ее-, -ей-,
-е-, -ше-
Частицы
Более, менее
Суффиксы -
айш-,
-ейш-
Частицы самый, наиболее,
наименее
Изменяются
нет не склон.
да (род.чис.пад)
да
(род.чис.пад)
Название
Сравнительная
Превосходная
Особенность
Примеры
Форма
простая
сложная
простая
сложная
Образуются
Изменяются
Название
Сравнительная
Превосходная
Особенность
Примеры
Форма
простая
сложная
простая
сложная
Образуются
Изменяются
Название
Сравнительная
Превосходная
Особенность
Примеры
Форма
простая
сложная
простая
сложная
Образуются
Изменяются
Название
Сравнительная
Превосходная
Особенность
Примеры
Форма
простая
сложная
простая
сложная
Образуются
Изменяются
Тестовые задания
Обведите номер или номера правильного (правильных) ответа (ответов).
1. Сравнительная степень имени прилагательного образуется путем:
1) прибавления к основе начальной формы суффикса -ейш(-айш);
2) прибавлением к основе начальной формы суффиксов -ее(-ей), -е, -ше;
3) прибавлением слова «наиболее», «самый» к начальной форме;
4) прибавлением слова «более» к начальной форме.
2. Прилагательное в форме сравнительной степени это:
1) лучше;
2) добрейший;
3) менее громкий;
4) хороший;
3. Прилагательное в форме сравнительной степени это:
1) наилучший;
2) достойнее;
3) достойный;
4) менее подвижный.
4. Прилагательное в форме сравнительной степени в предложении является:
1) определением;
2) сказуемым;
3) дополнением;
4) подлежащим.
5. В образовании формы сравнительной степени прилагательного допущены ошибки:
1) серее;
2) хорошее;
3) позжее;
4) удобнее.
6. Синтаксическая роль прилагательного определена верно в предложении:
1) В детстве деревья выше, а краски ярче;
2) В детстве деревья выше, а краски ярче;
3) В детстве деревья выше, а краски ярче;
7. Имя прилагательное в предложении Вы нашли не лучшее место имеет признаки: