Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень прилагательных.
Цели урока:
- Образовательная: дать понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
- Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; воспитание трудолюбия и аккуратности.
- Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: м/медийный проектор
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания
- Постоновка целей и задач
Слайд 1.
Учитель начинает урок с чтения отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.
Учитель обращает внимание ребят на проектор. Слайд 2
– Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос который? Какой? какая? Какое?)
– Как изменяется имя прилагательное?
(у солнышка по щелчку появляются лучики с указанием на морфологические особенности имени прилагательного)
А чем мы будем заниматься на уроке, вы попробуете мне рассказать сами.
Перед вами три корабля (обращаю внимание на проектор. Слайд 3). Попробуйте найти в них отличия.
Слайд 3
2. Рядом с кораблями написаны цепочки слов.
- маленький – меньше – более маленький;
- быстро – … – …
- высокая (мачта) – … – …
– Про какой корабль можно сказать, что он маленький? А какой меньше? Какой более маленький?
– Продолжите вторую цепочку. Один корабль плывёт быстро, второй – …, третий – … .
– Поработаем с трётьей цепочкой. У какого корабля мачта высокая? У второго – …, у трётьего – …?
В процессе работы.
Молодцы. Вы все верно рассказали. И тема нашего урока «Степени сравнения имён прилагательных». Слайд 4
А теперь, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных». (учитель обращает внимание ребят на проектор, где записаны: число, вид работы и тема урока. Слайд 5).
III. Изучение нового материала.
Дать понятие о простой степени сравнения прилагательных.
Слайд 7
Читаем. Степени сравнения бывают: сравнительная и превосходная. Сегодня мы знакомимся только со сравнительной степенью имени прилагательного. Итак, сравнительная степень делится на простую и составную.
Давайте заполним схему.
Простая сравнительная степень образуется (учитель обращает внимание на цепочки слов. Слайд 3) (при помощи суффиксов -ее-, -ей-, -ше-, -е-; составная – при помощи слова «более»)
Каждый учащийся работает со своим маршрутным листом. Заполняя схему совместно с учителем.
Как образуется простая сравнительная степень имени прилагательного?
А как – составная?
Тренировать в образовании сравнительной степени имени прилагательного.
Здесь нам предстоит выполнить упражнение.
Упражнение 504
Слайд 9.
Здоровье (дорогой) золото.
– Что обозначает пословица?
– Сделаем синтаксический разбор предложения.
Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Дождливое лето (плохой) осени.
Каким членом предложения является прилагательное в простой и составной сравнительной степени? (сказуемым)
раскрыть особенность прилагательных в простой и составной сравнительной степени.
Слайд 11.
– В каком предложении употреблена формула простой сравнительной степени имени прилагательного?
– Можно ли определить кем является Саша (мальчиком или девочкой?)
– Сделайте вывод. (Прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются по родам).
Назовите морфологическую особенность прилагательных в простой сравнительной степени?
выполнить упражнение-507
Тренироваться в употреблении составной сравнительной степени имени прилагательного.
Образуйте от данных прилагательных составную сравнительную степень, определите род имени прилагательного.
Слайд 12.
Как образовать составную сравнительную степень имени прилагательного?
Закрепить навык образования простой и составной сравнительной степени имени прилагательного.
Я вам буду говорить имена прилагательные, а вы от них образовываете степени сравнения и распределяете в два столбика. Первый – простая степень сравнения. Второй – составная.
Слайды 14-15.
Словарная работа.
Строгий
Внимательный
Выполнение тренировочных упражнений. Упр. 508
IV. Итог урока.
У меня на проекторе несколько фраз. Я вам предлагаю их закончить. Отвечайте честно, пожалуйста, это необходимо, чтобы понять, что нужно мне исправить.
Слайд 17.
Сегодня на уроке
- Я открыл…
- Я научился…
- Я постарался…
- Я вспомнил…
- Мне понравилось…
- Мне было трудно…
- Мне было интересно…
Домашнее задание Ж Выучить стихотворение «На лугу», упр. 509. К стр. 222 упр. 11-12
Выставление оценок
Слайд 18.
Спасибо за урок!