Данный урок адресован педагогам, работающим с УМК С. И. Львовой, при изучении раздела «Морфология. Имя прилагательное» в 5 классе. Изучены темы «Имя прилагательное как часть речи», «Признаки имен прилагательных», «Разряды имен прилагательных»
На этом уроке учащиеся начинают новую тему «Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень имен прилагательных». Презентация используется во второй половине урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Степени сравнения имен прилагательных »
Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень сравнения.
5 класс
Цели и задачи: дать понятие о степенях сравнения имен прилагательных, усвоить значение сравнительной степени прилагательных, формировать умение образовывать форму сравнительной степени, находить ее в тексте, способствовать дальнейшему формированию лингвистической и коммуникативной компетенций, развивать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, орфографическую зоркость, воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному краю.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Начнем с приятного. Кто из вас не любит получать подарки? Все любят. Это очень приятно. Но не менее приятно делать друг другу подарки. У каждого из вас на столе лежат солнечные подсолнушки. Напишите на них очень короткое, в 2-3 слова, пожелание соседу по парте. А теперь с улыбкой вручите их друг другу. И пусть хорошее настроение сопровождает вас весь день!
2. Языковая разминка.
- Ребята, попробуйте описать, какие вы получили пожелания. (Добрые, красочные, искренние, приятные). А какие части речи для этого использовали? (имена прилагательные).
- Почему вы так решили? (Дети вспоминают признаки прилагательного)
3. Введение в тему.
- Мы продолжаем изучать эту часть речи, и сегодня у нас новая тема, которую вы определите сами.
( Показываю два подсолнуха: большой и маленький)
- Одинаковые предметы? Чем отличаются? В каком предмете признак проявляется в большей степени?
- Итак, ребята, мы назвали слово, с помощью которого сравниваем два предмета. Помогла нам в этом степень сравнения имени прилагательного. По вашему мнению, как называется эта степень сравнения? (Сравнительная)
- Да, тема нашего урока – «Сравнительная степень имен прилагательных».
(Записываем число, тему урока).
-Как вы думаете, что мы должны узнать к концу урока? (Обращаемся к вопросам на доске):
-Значение сравнительной степени имени прилагательного,
-Как образуется сравнительная степень имени прилагательного,
- Чем является в предложении,
- От каких прилагательных возможно образование сравнительной степени имени прилагательного.
4. Изучение нового материала
-На какой вопрос уже нашли ответ? (на 1: сравнит. степень показывает , что в каком-то предмете признак проявляется в большей степени)
-Запишем в столбик слова:
крупнее
добрей
ярче
(Один человек у доски)
- От каких слов они образовались?
- Каким способом?
- Значит, сравнительная степень имени прилагательного может образовываться….. (с помощью суффиксов, называем их).
- обратимся к учебнику, стр. 109, первая часть материала.
-Что нового узнали?
-Итак, как может образовываться сравнительная степень имени прилагательного? (Обращаемся к вопросам на доске).
- Давайте попробуем себя в образовании форм сравнительной степени имени прилагательного.
-Образуем простую и составную степень сравнения от слов светлый, страшный, дорогой. (Один человек у доски)
-Итак, сравнительная степень имен прилагательных может образовываться с помощью ….. И мы нашли ответ на вопрос ….
- При образовании формы сравнительной степени можно допустить ошибку. Посмотрите на доску. (Слайд 1)
Эта задача более легче.
К середине река более глубже.
Летом солнце более жарче.
Нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной степени. Постарайтесь это запомнить, ведь в 11 классе вам это пригодится. Давайте исправим ошибки.
- Кстати, вы знаете, что форма сравнительной степени может помочь нам сейчас отдохнуть? (физминутка)
Спинки прямо, прямее, прямее.
Лопатки вместе ближе, ближе.
Глазки закроем. Тише, тише.
А теперь вдохнули, продолжаем работу.
- Давайте потренируемся в узнавании имен прилагательных в сравнительной степени.
- Выполняем упражнение 847. ( У доски 1 человек)
- Списываем, объясняем пропущенные буквы, находим сравнительную степень, подчеркиваем как член предложения)
-На какой вопрос нашли ответ?
-На какой вопрос осталось ответить? (Слайд 2)
Правый дом красивее левого.
Апельсин слаще лимона.
Древняя стая волчее современной.
Мой дом каменнее твоего.
-Каких форм сравнительной степени не существует? Почему? Чем прилагательные красивый, сладкий отличаются от волчий, каменный? (Разрядом).
- Значит, от каких прилагательных можно образовать сравнительную степень сравнения? ( От качественных)
- Запомним ударение в слове красивее (Повторяем вместе)
5. Подведение итогов. Рефлексия.
-Итак, ребята, на какие вопросы мы нашли ответы?
- А теперь небольшой тест. Записываем буквы правильных ответов без пробелов и запятых. (Слайд 3)
1. Найдите прилагательное в форме простой сравнительной степени:
А) синий
Б) яркий
В)сильнее
2. Найдите слово в форме простой сравнительной степени:
Г) интересный
Д) длинный
Е) старше
3. Найдите слово в форме составной сравнительной степени:
Р) легкий
С) менее тяжелый
Т) скучный
4. Найдите слово в форме составной сравнительной степени:
М) нужный
Н) более гибкий
О) опытный
5. Найдите слово в форме простой сравнительной степени:
А) безопаснее
Б) ответственный
В) красивый
- Какое слово у вас получилось? (весна)
(Слайд 5)
-У кого получилось это слово, тот был очень внимательным, собранным на уроке.
- Молодцы! В начале урока вы друг другу дарили подсолнушки, а сейчас я хочу подарить вам этот цветок и пожелать весеннего настроения, улыбок!
6. Домашнее задание: стр. 107-109 (всем)
- упр. 849 (на выбор)
- записать 5-7 пословиц и поговорок, в которых есть прилагательные в форме сравнительной степени (на выбор)