Просмотр содержимого документа
«Статья, изучение лексики в 5м классе.»
Упражнения по лексике для 5 класса
Задания по лексике в ВПР представлены во второй части. Это задания под номером 11 и 12. С их помощью проверяется понимание учащимися лексического значения слова и умение подобрать антоним из текста к предложенному слову. Чтобы эффективно подготовить учащихся 5 класса к решению данных заданий, основной упор нужно сделать на темы «Слово и его лексическое значение», «Антонимы», «Синонимы».
Представленная в данном параграфе система упражнений нацелена на понимание учащимися 5 классов значения слов. В отечественной лингвистике нет общепринятого определения «значение слова». Поэтому при объяснении данной темы учителю необходимо при помощи упражнений добиться от учащихся различения значения слова и обозначаемой им реалии действительности (предметы, понятия, признаки, отношения, действия).
В настоящее время выработаны специальные методы разъяснения лексического значения отдельного слова. Основным методом является прием семантизации. Он предназначен: во-первых, для соединения в сознании ученика слова и реалии, в результате чего слово в языке ученика выполняет назывную функцию, во-вторых, раскрытия семантических множителей, составляющих смысловую структуру слова. Согласно исследованию Баранова М. Т. и Ладыженской Т. А. приемами семантизации являются: семантическое определение, структурно-семантическая мотивация, сопоставление с известным учащимся словом, наглядность, контекст.
Используемые в работе словарно-семантические упражнения предназначены для закрепления в сознании школьников семантики нового для них слова, запоминания семантического поля, демонстрации типичной лексической сочетаемости этого слова.
Изучение лексики невозможно без использования толкового словаря. В рассмотренных в первой главе учебниках по русскому языку включены небольшие толковые словарики. Эффективнее использовать полноценный толковый словарь и давать задание на уроках по нему. Таким образом стимулировать поисковую работу школьников.
Упражнение 1. Объясните значение слова гавань. Воспользуйтесь толковым словарем.
Упражнение 2. В толковом словаре найдите разъяснение лексического значения слов прибой, прилив, шторм. Составьте с ними три словосочетание и три предложения.
Упражнение 3. Прочитайте словосочетания и укажите, какие слова употребляются в прямом, а какие – в переносном значении. Составьте предложения со словами, употребленными в переносном значении. Используйте толковый словарь.
Открытое море – море цветов, свет солнца – свет знаний, поля подсолнечника – поля тетради, дорога жизни – асфальтовая дорога, синий флаг – синий туман.
Упражнение 4. Прочитайте стихотворение Л. Л. Фадеевой «Блестящие мысли». Объясните смысл слова «блестящий».
«Блестящие мысли
Сказал математик:
«Ну что вы раскисли?»
А ну-ка, давайте
Блестящие мысли!»
Блестящая мысль -
Это быстрое что-то.
А мне потихоньку
Подумать охота:
Представить пункт «А»,
Пешехода,
Пункт «Б»,
И даже тропинку
Представить себе.
Как шёл пешеход
По полям,
По леску,
А где-то кукушка
Кричала «Ку-ку».
Но хмурится небо,
И тучи нависли...
Ребята бросают
Блестящие мысли!
Решили задачу
И снова – вперёд!..
Под дождиком где-то
Идёт пешеход» [Фадеева, 2006].
Упражнение 5. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Шелковичный червь» и объясните значение слова рубашка.
«Я пришёл и увидал, что точно, - этот червяк прицепился старою шкурой к бумаге, прорвал около рта дыру, высунул голову и тужится – извивается – как бы выбраться, но старая рубашка не пускает его. Долго я смотрел на него, как он бился и не мог выбраться, и захотел помочь ему. Я ковырнул чуть-чуть ногтем, но тотчас же увидал, что сделал глупость. Под ногтем было что-то жидкое, и червяк замер. Я думал, что это кровь, но потом я узнал, что это у червяка под кожей есть жидкий сок – для того, чтобы по смазке легче сходила его рубашка. Ногтем я, верно, расстроил новую рубашку, потому что червяк хотя и вылез, но скоро умер» [Толстой, 2014].
Упражнение 6. Озаглавьте предложенный текст. Какова его основная мысль. Найдите лексическое значение слов голова, образ, отношения. Используйте толковый словарь.
«Можно и должно заимствовать изобретенный другим легчайший способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ все это должен иметь свое, как у каждого порядочного человека должна быть своя голова и своя жена» [Топчий, 2019].
Следующая группа упражнений нацелена на работу с антонимами: их понимания, выявление в тексте.
Упражнение 1. Прочитайте стихотворение В. Д. Берестова «Свой-чужой». Найдите антонимы.
«Вот город мой теперь. А вот мой дом.
Ведь насовсем со всем своим добром
Сюда мы переехали вчера.
Стою средь незнакомого двора.
Не знает пес, что я хозяин тут.
И я не знаю, как его зовут.
Пойду пройдусь по улице моей…
Что за народ, что за дома на ней?
Сегодня все неясно. Все не так.
Никто не друг. Зато никто не враг.
Мальчишки. Тот пониже. Тот большой.
Я, братцы, здешний. Я вам не чужой.
Девчонка. Глупый бантик. Умный вид.
И с бантиком знакомство предстоит.
Вот угол. Завернуть? Или опять
По улице пройтись? Как странно знать,
Что этот незнакомый город мой – мой,
И в незнакомый дом идти домой» [Полонецкая, Галкина, 2018, с. 25-26].
Упражнение 2. В данных словосочетаниях подберите антонимы к слову тихий (тихая).
Следующий блок упражнений нацелен на работу с синонимами. Учащиеся 5 класса должны усвоить основные виды синонимов: полные, понятийные, стилистические, понятийно-стилистические. Этим видам соответствует следующее определение синонимов: синонимы – это слова, которые по-разному звучат и пишутся, но имеют совпадающее или близкое значение. Основным методом изучения синонимов является сопоставление синонимов и выявление различий межу ними. Существенную помощь окажет использование словаря синонимов. Главная цель данной группы упражнений научить школьников определять синонимы и подбирать их.
Упражнение 1. Определите, какие пары слов являются антонимами, а какие синонимами.
Упражнение 2. В толковым словаре учебника и найдите значение слова милосердие. Подберите к данному слову синонимы.
Упражнение 3. Подберите к слову смеющийся одно однокоренное слово и три синонима.
Упражнение 4. Прочитайте отрывок из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка и выпишите синонимы. Найдите в тексте антонимы.
«Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…
- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы» [Прудникова, 1988, с. 44].