Тема: «ЛЕКСИКА»
Тип урока: изучение нового материала, введение в тему.
Цели:
1. Повторить изученное в начальных классах по теме: синонимы, омонимы, антонимы; расширить знания учащихся о разделах «Лексики» в рамках 6-го класса: ввести понятие «антонимы»; выяснить, что такое лексическое значение слова; познакомить с Толковыми словарями.
2. Развивать умение использовать на практике полученные знания, составлять синонимические ряды, подбирать антонимы, узнавать омонимы и паронимы; формировать логические способности, культуру общения.
3. Пробуждать личностный интерес к предмету; создать ситуацию успеха; воспитывать творческую личность.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная; практическая самостоятельная и коллективная.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, проблемный, интерактивный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальная запись.
Группа помощников: у ребят оценочные листы, в которых отмечаются те, кто давал ответы по разным заданиям.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: «Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
- Психологический настрой
Учитель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы способные, умные и, конечно же, поможете мне вести урок. У нас всё получится. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Наш урок первый по теме «Лексика», и я надеюсь, что вы с удовольствием будете путешествовать по этому, уже частично знакомому, а частично неизведанному острову в океане Знаний. Успехов вам и удач!
- Работа по теме. Постановка цели:
Ребята, внимательно прочитав эпиграф сегодняшнего урока – это стихотворение поэта Козловского, вы сможете узнать, что является основным предметом изучения Лексики.
(СЛАЙД № 1)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
(Кто главный герой этого стихотворения?)
Вы догадались, что будет основным предметом для изучения в разделе «Лексика?) Познакомимся с правилом, что же такое «Лексика».
Учащиеся читают СЛАЙД № 2, записываю число и тему урока.
ЛЕКСИКА – это словарный состав языка, наука о словах, а точнее – об их значениях.
Ребята, посмотрите, какие спутники по острову Лексика будут помогать нам – это различные Толковые словари, из которых мы узнаем о значении или происхождении того или иного слова.
(Знакомство со словарями + Толковый словарь в конце учебника на стр. 251)
Паронимы
Омонимы
Многозначные слова
Синонимы
Антонимы (СЛАЙД № 2) (остров ЛЕКСИКА)
- Сегодня, ребята, путешествуя по острову Лексика, мы встретимся со старыми жителями этого острова и познакомимся с его новыми жителями. А более подробное знакомство предстоит на дальнейших уроках. Ребята, вам каждому в конце урока будут выданы краткие глоссарии сегодняшнего урока – словари терминов (для домашнего заучивания).
- Главным жителем нашего острова является Слово.
СЛАЙД № 3. СЛОВО – основная единица языка и речи.
Так как мы с вами будем изучать лексику, то и работать сегодня будем с лексическим значением слова
СЛАЙД № 4:
Соотнесите слово и его лексическое значение.
Сначала все выполняют на карточках, затем один ученик - на интерактивной доске (соединяют линиями слово и его ЛЗ):
Грубый, невоспитанный человек БИТВА
Мастерская по ремонту и изготовлению одежды, обуви ДРОВА
Большой, важный бой, сражение АТЕЛЬЕ
Куски дерева, которыми топят печь КВАДРАТ
Прямоугольник, стороны которого равны НЕВЕЖА
- Физминутка. Немного отдохнём, но отдыхать будем с пользой. Мы отправимся в гости к СИНОНИМАМ. А какие слова будут населять ДОМ СИНОНИМОВ? Аккуратно все выйдите из-за столов и подойдите к карточкам на полу. Ваша задача - объединить слова по группам. В каждой группе указано главное слово. Тот, у кого главное слово, становится впереди. Кто быстрее и правильнее. Всего три группы по 4 человека (в одной – 5)
1 группа слов: БУРЯ, ураган, шторм, тайфун.
2 группа слов: БЕЖАТЬ, мчаться, нестись, лететь
3 группа слов: ВЕЖЛИВЫЙ, учтивый, деликатный, любезный.
* Какой частью речи являются ваши слова?
5. СЛАЙД № 5. Посмотрите внимательно на следующий слайд. Мы в гостях у однозначных и многозначных слов. Внимательно рассмотрев предложенный материал, скажите: какие слова будут называться однозначным, а какие – многозначными?
Автобиография – описание своей жизни.
Пресс-служба – отдел сбора и обработки информации по материалам печати.
Важный - 1. Имеющий большое, особое значение, значительный. Важное событие.
2. Высокий по должности, положению (разговорное). Важный начальник.
3. Горделиво-величественный, надменный. Важный вид.
- Толковый человек.
2. Ясный, понятный. Толковый рассказ.
3. Содержащий в себе толкование, объяснение. Толковый словарь.
Дети дают ответ, если затрудняются, то учитель помогает.
СЛАЙД № 6. Работаем в паре. Ребята, только отгадав кроссворд, мы сможем попасть в гости к антонимам. У вас лежат листочки с кроссвордами. Заполните их, назвав к предложенным ниже словам антонимы. Если всё верно, то кроссворд послужит ключом для входа. Один – у доски. Гости помогают (антонимы к выделенным словам).
- Рай. 2. Отчаяние 3. Свет. 4. Утверждение 5. Конец 6. Ложь 7. Ссора
(ОТВЕТЫ – СЛАЙД № 7)
6.Ребята, давайте зайдём ещё к одним знакомым – это омонимам. На Доме Омонимов висит кодовый замок. Это не случайно, ведь на остров могут попасть и пираты, а они почти все безграмотные. Но мы же с вами не пираты, мы сможем ответить? Сначала вы должны вспомнить, а что за загадочные жители Дома Омонимов?
«Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат
Одинаково нас пишут.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись,
Наподобие начинки
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу далеки».
ОМОНИМЫ – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по ЛЗ.
Ребята, отгадайте, о чём идёт речь?
Перед вами карточки, в тетрадь нужно записать только ответ, что обозначает данное слово.
СЛАЙД № 8. На слайде слова - толкования: 1) растение; оружие (лук). 2) растение; клоун (петрушка). 3) волосы; инструмент (коса). 4) посуда; головной убор (котелок).
5) животное; грибы (лисички).
7. Посмотрите, ребята, мы обошли почти весь остров. Остался последний дом – это ДОМ ПАРОНИМОВ. Вслушайтесь в звучание этого слова. Какому слову оно будет однокоренным? (ПАРА). А что значит – «пара»? –два. Значит паронимы – это всегда сколько слов? Причём – не просто два слова, а два однокоренных слова, похожих по звучанию (обратите внимание – не одинаковых, а похожих), но различных по значению. Например, надеть и одеть. Когда мы говорим «надеть»? вопрос: ЧТО? А «одеть»? вопрос: КОГО?
СЛАЙД № 9.
Допишите ряды паронимов, используя вместо точек слова для справок:
Понятливый…, соседний…, жёсткий…, обидный…
Слова для справок: соседний, понятный, обидчивый, жестокий.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (всё на листах)
- Учить определения на листах с глоссарием (ТОЛКОВАНИЕ СЛОВ)
- Упражнение 275. Не нужно переписывать весь текст, только цифра и лексическое значение слова из слов для справок.
Оценки. Озвучивает группа помощников.
Рефлексия.
Что на уроке понравилось?
Что показалось наиболее трудным? Более лёгким?
Примечание: при разработке урока использованы материалы интнрнет-сайтов,