1. Развивать интерес к изучаемой теме.
2. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в паре и группе.
1. Включать учащихся в учебную деятельность, направленную на овладение способностью
принимать учебную задачу.
2. Создать условия для развития умственных действий (анализ, синтез) при классификации слов на однокоренные и в форме одного и того же слова.
3. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по составлению слов с помощью суффикса.
4. Организовать деятельность по освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
5. Создавать условия для развития зрительной памяти.
6. Формировать умение работать с информацией, содержащейся в правиле о суффиксах.
7. Развивать умение слушать и слышать учителя и одноклассников, ясно и чётко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах и выполнять соответственно их функциям.
1. Актуализировать знания о составе слова.
2. Включение детей в деятельность по образованию слов с помощью суффикса и разбору слов по составу.
3. Развивать умения разбирать слово по составу.
2. Развивать умения применять знания на практике.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организацион-ный момент. Мотивация к деятельности. | Включает учащихся в деятельность по проверке готовности к уроку. Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Друг на друга посмотрели. Посмотрели на гостей Мы за парты дружно сели, И за знаньями скорей! | Ученики проверяют свою готовность к уроку, проговаривая стихи вместе с учителем. | Личностные: выражать положительное отношение к собеседнику, учителю. Регулятивные: организация своего рабочего места под руководством учителя. |
2. Актуализация знаний. | Учитель организует детей на минутку чистописания в тетради по чистописанию Учитель предлагает оценить результаты минутки чистописания Учитель предлагает упорядочить свои знания о составе слова и образовании новых слов через подводящий диалог: - Какие части слова вы знаете? - С помощью каких частей слова образуются новые слова? -Мы уже знаем об образовании слов с помощью приставок, но ещё остались секреты о суффиксе. Организует работу по формулированию темы урока. | Учащиеся выполняют задания минутки чистописания Сравнивают написанное с эталоном в тетради и оценивают свою работу по линеечкам Цукерман. Дети отвечают на вопросы учителя и формулируют тему урока: Образование слов с помощью суффикса | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
3. Постановка учебных задач. | Учитель организует деятельность учащихся по формулированию задач урока на стр.125 учебника | Работа с информацией: дети читают задачи урока на с. 125 учебника | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
4. Изучение нового материала (работа в парах) | Учитель организует работу в парах по выполнению упр. 51 на стр.124 Задание: 1.Найти в тексте все слова с корнем –сол- или –соль- 2. Проверить себя с помощью подготовленных конвертов (слова: солонка, солила, соли, соль, пересолила, солью) 3. Разложить слова из конверта на две группы: однокоренные слова и форма одного и того же слова. 4. Сравнить выполненную работу с эталоном на доске. Учитель организует самостоятельную письменную работу. Задание: списать столбики слов с доски и разобрать слова по составу. 2 ученика работают у доски -Расскажите, чем отличаются эти группы слов - Скажите, с помощью какой части основы образованы слова солил и солонка Организуем работу в группах по 4 человека по выполнению упражнения № 54 с заданием образовать слова с помощью суффиксов. Проверка: на доске прикреплены начальные слова (кровать, цветок, изба, двор, трактор). По мере составления учениками новых слов, учитель выставляет карточку с новым словом (кроватка, цветочек, избёнка, дворник, тракторист) Учитель предлагает сказать, с помощью какого суффикса образованы эти слова и выделяет суффиксы в словах. Учитель предлагает понаблюдать и сравнить значение однокоренных слов в каждой паре. Проверка: -Каким словам суффиксы придали уменьшительно-ласкательный оттенок? -Каким – пренебрежительный? -Каким словам суффиксы дали своё самостоятельное значение? Учитель подводит к выводу: Что может сделать суффикс со словом? | Учащиеся работают в парах с целью поиска всех слов с указанными корнями, проводится проверка с помощью подготовленных конвертов, разбивают слова из конверта на 2 группы (1. солонка, солила, пересолила; 2. соль, солью, соли), сравнивают с эталоном на доске. Выполняют самостоятельную письменную работу по списыванию слов с доски и разбору их по составу. Сравнение самостоятельно выполненной работы с написанным на доске. Делают вывод о том, чем различаются эти 2 группы. Отвечают, что слова солил и солонка образованы с помощью суффиксов Работают в группах по выполнению задания к упражнению № 54. По мере выполнения задания, группы предлагают свои варианты ответов. Ученики называют суффиксы Ученики наблюдают и сравнивают значение однокоренных слов в каждой паре. При проверке отвечают на вопросы учителя. Делают вывод: Суффикс может придавать значению слова разные оттенки и может давать самостоятельное значение. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами языка. |
Физкультминутка | Учитель организует физкультминутку «Смешарики». | Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. |
5. Первичное закрепление | Учитель организует работу по закреплению нового материала, предлагая учащимся выполнить письменно задание упражнения 56 в парах Учитель организует диалог учащихся в парах по поиску оттенка значения, которое придали суффиксы выделенным словам. | Учащиеся письменно выполняют задания упр. 56 в парах. Учащиеся в диалоге выясняют, какой оттенок значения, которое придали суффиксы выделенным словам | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике, развитие фонематического слуха. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в парах, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму). |
6.Самостоятель-ная работа | Учитель организует самостоятельную работу в тетрадях и предлагает списать текст упр. 57 и разобрать слова по составу. Организует взаимопроверку в парах. Осуществляет дифференцированный подход, предлагает дополнительное задание: составить несколько слов, имеющих разное значение с помощью суффиксов. | Работа в тетрадях. Взаимопроверка в парах. Оценка работы учащимися. Учащиеся, закончившие работу раньше других, выполняют дополнительное задание: составляют несколько с помощью суффиксов, которые имеют разное значение | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
7.Обобщение и систематизация | Учитель подводит детей к обобщению новых знаний о составе слова и образовании новых слов через чтение вывода на с. 127 и его пояснения | Учащиеся обобщают новые знания о составе слова и образовании новых слов через чтение вывода на с. 127 и его пояснения | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
8. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учитель инструктирует по выполнению домашнего задания (упр. 59) И предлагается альтернативное задание: составить 10-12 слов с любым корнем | Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашнего задания (упр. 59) или альтернативного задания. | Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного, умения слушать и слышать учителя, оценивать свои возможности. |
9. Подведение итогов урока. | Учитель задаёт вопросы: Какая тема урока была? Какие задачи ставили к уроку? Удалось ли решить эти задачи? Что нового узнали? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Если возникают затруднения, советуются с соседом по парте. | Регулятивные: овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
10. Рефлексия | Рефлексия по методу «Шкала успеха» | Учащиеся выполняют рефлексию деятельности на уроке, опираясь на учебные задачи на стр. 125 | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |